Народные музыканты, художники, танцоры, зодчие, мастера – золотые руки из века в век стремились запечатлеть в художественных творениях думы и чаяния своего народа, увидеть и понять красоту родной природы, отразить характер и темперамент людей, передать следующим поколениям традиции, сохранить и преумножить духовное богатство нации.
Не случайно произведения устного народного творчества принято называть фольклором, что в переводе с английского (folс – народ и loге – эрудиция, учение) означает «народная мудрость». Современную музыкальную культуру невозможно представить сегодня без обращения к фольклору, этнической музыке.
Начиная с XIX в. интерес к изучению и популяризации русской народной музыки проявляли композиторы Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, П. Чайковский, М. Мусоргский и др. Записанные и обработанные ими народные песни стали достоянием широкого круга любителей музыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Музыка народов мира" »
Тема урока: «Музыка народов мира»
Учитель МБОУ СОШ № 1: Комягинская Е.Н.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учащихся с мелодиями разных народов мира, с использованием фольклора в современной музыкальной культуре, популярными хитами из мюзиклов и рок-опер, развивать интерес к этой музыке.
Задачи урока:
Образовательные:
учить понимать особенности музыкального языка разных народов мира;
вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые произведения;
мотивировать учащихся к дальнейшему глубокому самостоятельному изучению музыки разных стран, музыкальной народной мудрости, современных мюзиклов и рок-опер;
познакомить учащихся с терминами «фольклор», «хит»;
грамотно и эмоционально разбирать муз. произведение, уметь слушать музыку и исполнять ее.
Развивающие:
развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения;
формировать тонкий музыкальный вкус учащихся;
развивать навыки определения настроения музыки.
Воспитательные:
воспитывать через музыку разных стран и народов толерантные отношения между людьми независимо от их национальности;
способствовать воспитанию эстетического восприятия музыкальной культуры;
закреплять интерес и любовь к народному музыкальному творчеству разных народов;
воспитывать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на муз. произведение.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
знание характерных особенностей музыкальной культуры разных стран и народов, знание популярных хитов, мюзиклов и рок-опер;
умение анализировать музыкальные произведения, передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно, уметь слушать выступающих, выражать свою точку зрения);
эстетический вкус, уважительное отношение к музыкальной культуре и искусству.
Мотивация учащихся: объявление о предстоящей самостоятельной работе (слайд 11)
ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Организационная часть урока
Вход. Приветствие. Учитель сообщает тему урока: «Музыка народов мира» и читает эпиграф.
Хорошо, что не похожи Люди цветом глаз и кожи. Как прекрасен мир цветной, Разноцветный шар земной»
2. Основная часть урока
Учитель: Народные музыканты, художники, танцоры, зодчие, мастера – золотые руки из века в век стремились запечатлеть в художественных творениях думы и чаяния своего народа, увидеть и понять красоту родной природы, отразить характер и темперамент людей, передать следующим поколениям традиции, сохранить и преумножить духовное богатство нации.
Не случайно произведения устного народного творчества принято называть фольклором, что в переводе с английского (folс – народ и loге – эрудиция, учение) означает «народная мудрость». Современную музыкальную культуру невозможно представить сегодня без обращения к фольклору, этнической музыке.
Начиная с XIX в. интерес к изучению и популяризации русской народной музыки проявляли композиторы Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, П. Чайковский, М. Мусоргский и др. Записанные и обработанные ими народные песни стали достоянием широкого круга любителей музыки.
Вот уже более 30 лет большой популярностью пользуется белорусский вокально-инструментальный ансамбль «Песняры», созданный Владимиром Мулявиным. Этот коллектив сохраняет песенные традиции, делает переложения народных песен, сочиняет и исполняет композиции, в которых находят воплощение интонации и ритмы белорусской народной музыки. Особенно любимыми в народе стали такие песни, как «Белоруссия», «Дрозды», «Беловежская Пуща», а также многочисленные обработки народных песен. Сейчас мы послушаем с вами песню в исполнении этого ансамбля «Косил Ясь конюшину»
Три музыканта из Санкт-Петербурга Алексей Иванов, Алексей Румянцев и Денис Федоров создали в 1998 г. ансамбль «Иван Купала, который побил все рекорды популярности, потому что смог свое, пение настоящих фольклорных исполнителей (аутентичный – подлинный фольклор) со звучанием современной электронной музыки. Сейчас мы послушаем в их исполнении песню «Кострома».
– Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?
– Да, это язык музыки.
– Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, а какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу землю?
– У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.
– Сейчас мы послушаем ребят, которые готовили сообщения об исполнителях Узбекистана и Грузии, пожалуйста.
– Молодая исполнительница из Узбекистана Севара Назархан изучала вокал в Ташкентской консерватории. Она обладает прекрасным голосом, исполняет и эстрадные песни, и фольклор (аккомпанируя себе на дутаре – двуструнном инструменте, известном с XV века), который успешно сочетается с изысканными электронными звучностями. Севару называют» узбекской мадонной» и благодаря участию в международных проектах, например в музыкальном этнофестивале «Мир музыки, искусства и танца», знают её голос не только в нашей стране, но и за рубежом.
– Сейчас мы прослушаем в её исполнении «Где же ты ходить»
– Благодаря искусству известного на весь мир исполнителя – дудукиста Дживана Гаспаряна сегодня возрождается интерес слушателей к звучанию народных инструментов. Дудук – древнейший музыкальный инструмент Армении. Его бархатный дрожащий голос сопровождает сегодня голливудские фильмы.
– В исполнении Дживана Гаспаряна мы послушаем «Они отняли мою любовь».
– На предыдущих уроках мы уже знакомились с музыкой некоторых стран и народов. Сейчас посмотрите музыкальный видеофрагмент и вспомните название этого произведения.
(Дети называют уже знакомое им произведение)
Слушание фрагмента «Колыбельная»
– Вспомните и назовите композитора, который сочинил это произведение. – Джордж Гершвин, американский композитор. – Скажите, язык, на котором звучала эта песня, вам понятен? – Нет? – А можем ли мы, не зная языка определить характер песни? – Да. «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» плавная и протяжная, мелодичная. – Вывод. Это ещё раз говорит о том, что музыкальный язык понятен всем людям земного шара. – А сейчас, ребята ответьте мне, какие популярные хиты из каких мюзиклов и рок-опер вы знаете? Ответы детей (Слайд 10) – А в конце XIX – начале XX в. На основе зрелищных сценических жанров – ревю, шоу, оперетты, мелодрамы – в Америке, а затем и в Европе возник новый жанр – мюзикл, а вслед за ним и рок-опера. Подчас бывает трудно провести грань между ними, так как и в мюзикле и в рок-опере композиторы выбирают не только развлекательные сюжеты, но и сюжеты, связанные с классическими произведениями литературы, со значимыми явлениями жизни. Мелодии известных песен, так е как и мелодии из мюзиклов и рок-опер, которые завоевали популярность слушателей и исполнителей, стали называть хитами (от англ. hit – гвоздь сезона). Хит-парад – это список наиболее популярных сочинений, составленный на основе опроса слушателей. Волна постановок мюзиклов буквально захлестнула Россию конца XX в. «Метро», «Собор Парижской Богоматери», «Чикаго», «Кошки», «42-я улица», «Ромео и Джульетта», «Призрак оперы», «Иисус Христос – суперзвезда», а также отечественные мюзиклы, рок-оперы (и их киноверсии) – «Бременские музыканты», «Орфей и Эвридика», «Норд-Ост».
Рефлексия
Самостоятельная работа.Сейчас посмотрите на экран и в своих тетрадях соотнесите понятия
3. Итог урока
Совместные выводы учителя и учащихся.
– Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыкальная культура разных стран и народов богата и многообразна. У одних народов мира музыка почти не меняется из века в век, у других появляются новые музыкальные произведения. На основе одних зрелищных сценических жанров возникают другие, новые. И самое главное – мы убедились, что музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего земного шара. Язык музыки интернационален. Песни, музыкальные хиты любой страны обогащают мировую культуру, делают нашу жизнь богаче, расширяют наше понимание другой страны. – А что нового вы узнали на уроке?
Учитель: Наш урок подходит к концу. Сегодня мы хорошо поработали. Оценки за урок получили...
4. Домашнее задание
Подбери иллюстрации или нарисуй рисунки к теме урока. Оформи в виде презентации, раскладушки или буклета. Запиши в «Творческую тетрадь», какие народные песни, инструменты, наигрыши, современные хиты тебе понравились. Составь таким образом своеобразный хит-парад.
Дополнительная необходимая информация
При выполнении самостоятельной работы, в целях экономии времени при соотношении тезисов можно записывать не слова, а только их номера. Для лучшего представления музыкальной культуры разных народов мира желательно посещать концерты этнической направленности.
Использованные источники и литература:
Сергеева, Г.П., Критская, Е.Д. Музыка 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение» 2009г.
Рабочая программа по музыке для 7 класса разработанная на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9-е классы. – М.: Просвещение, 2007;