kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Музыка народов мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народные музыканты, художники, танцоры, зодчие, мастера – золотые руки из века в век стремились запечатлеть в художественных творениях думы и чаяния своего народа, увидеть и понять красоту родной природы, отразить характер и темперамент людей, передать следующим поколениям традиции, сохранить и преумножить духовное богатство нации.

Не случайно произведения устного народного творчества принято называть фольклором, что в переводе с английского (folс – народ и loге – эрудиция, учение) означает «народная мудрость». Современную музыкальную культуру невозможно представить сегодня без обращения к фольклору, этнической музыке.

Начиная с XIX в. интерес к изучению и популяризации русской народной музыки проявляли композиторы Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, П. Чайковский, М. Мусоргский и др. Записанные и обработанные ими народные песни стали достоянием широкого круга любителей музыки.

Просмотр содержимого документа
«"Музыка народов мира" »

Тема урока: «Музыка народов мира»

Учитель МБОУ СОШ № 1: Комягинская Е.Н.

Тип  урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с мелодиями разных народов мира, с использованием фольклора в современной музыкальной культуре,  популярными хитами из мюзиклов и рок-опер,  развивать интерес к этой музыке.

 Задачи урока:

  • Образовательные:

    • учить понимать особенности музыкального языка разных народов мира;

    • вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые произведения;

    • мотивировать учащихся к дальнейшему глубокому самостоятельному изучению музыки разных стран, музыкальной народной мудрости, современных мюзиклов и рок-опер;

    • познакомить учащихся с терминами «фольклор», «хит»;

    • грамотно и эмоционально разбирать муз. произведение, уметь слушать музыку и исполнять ее.

  • Развивающие:

    • развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, память,  мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения;

    • формировать тонкий музыкальный вкус учащихся;

    • развивать навыки определения настроения музыки.

  • Воспитательные:

    • воспитывать через музыку разных стран и народов толерантные отношения между людьми независимо от их национальности;

    • способствовать воспитанию эстетического восприятия музыкальной культуры;

    • закреплять интерес и любовь к народному музыкальному творчеству разных народов;

    • воспитывать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на муз. произведение.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

  • знание характерных особенностей  музыкальной культуры разных стран и народов, знание популярных хитов, мюзиклов и рок-опер;

  • умение анализировать  музыкальные произведения, передавать информацию адекватно поставленной цели  (сжато, полно, выборочно,  уметь  слушать выступающих, выражать свою точку зрения);

  • эстетический вкус, уважительное отношение к  музыкальной  культуре и искусству. 

Мотивация учащихся: объявление  о предстоящей самостоятельной работе (слайд 11)

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Организационная часть урока

Вход. Приветствие.
Учитель сообщает тему урока:  «Музыка народов мира» и читает эпиграф. 

Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный шар земной»

2. Основная часть урока

Учитель: Народные музыканты, художники, танцоры, зодчие, мастера – золотые руки из века в век стремились запечатлеть в художественных творениях думы и чаяния своего народа, увидеть и понять красоту родной природы, отразить характер и темперамент людей, передать следующим поколениям традиции, сохранить и преумножить духовное богатство нации.

Не случайно произведения устного народного творчества принято называть фольклором, что в переводе с английского (folс – народ и loге – эрудиция, учение) означает «народная мудрость». Современную музыкальную культуру невозможно представить сегодня без обращения к фольклору, этнической музыке.

Начиная с XIX в. интерес к изучению и популяризации русской народной музыки проявляли композиторы Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, П. Чайковский, М. Мусоргский и др. Записанные и обработанные ими народные песни стали достоянием широкого круга любителей музыки.

  Вот уже более 30 лет большой популярностью пользуется белорусский вокально-инструментальный ансамбль «Песняры», созданный Владимиром Мулявиным. Этот коллектив сохраняет песенные традиции, делает переложения народных песен, сочиняет и исполняет композиции, в которых находят воплощение интонации и ритмы белорусской народной музыки. Особенно любимыми в народе стали такие песни, как «Белоруссия», «Дрозды», «Беловежская Пуща», а также многочисленные обработки народных песен. Сейчас мы послушаем с вами песню в исполнении этого ансамбля «Косил Ясь конюшину»

 Три музыканта из Санкт-Петербурга Алексей Иванов, Алексей Румянцев и Денис Федоров создали в 1998 г. ансамбль «Иван Купала, который побил все рекорды популярности, потому что смог свое, пение настоящих фольклорных исполнителей (аутентичный – подлинный фольклор) со звучанием современной электронной музыки. Сейчас мы послушаем в их исполнении песню «Кострома».

– Ребята, скажите, существует ли  в мире язык, который понимают все люди земного шара?

Да, это язык музыки.

– Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный.  И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, а какие музыкальные особенности есть у разных  народов, населяющих нашу землю?

У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.

– Сейчас мы послушаем ребят, которые готовили сообщения об исполнителях Узбекистана и Грузии, пожалуйста. 

Молодая исполнительница из Узбекистана Севара Назархан изучала вокал в Ташкентской консерватории. Она обладает прекрасным голосом, исполняет и эстрадные песни, и фольклор (аккомпанируя себе на дутаре – двуструнном инструменте, известном с XV века), который успешно сочетается с изысканными электронными звучностями. Севару называют» узбекской мадонной» и благодаря участию в международных проектах, например в музыкальном этнофестивале «Мир музыки, искусства и танца», знают её голос не только в нашей стране, но и за рубежом.

– Сейчас мы прослушаем в её исполнении «Где же ты ходить» 

Благодаря искусству известного на весь мир исполнителя – дудукиста Дживана Гаспаряна сегодня возрождается интерес слушателей к звучанию народных инструментов. Дудук – древнейший музыкальный инструмент Армении. Его бархатный дрожащий голос сопровождает сегодня голливудские фильмы.

– В исполнении  Дживана Гаспаряна мы послушаем «Они отняли мою любовь».

– На предыдущих уроках мы уже знакомились с музыкой некоторых стран и народов. Сейчас посмотрите музыкальный видеофрагмент и вспомните название этого произведения.

(Дети называют уже знакомое им произведение)

Слушание фрагмента «Колыбельная»

– Вспомните и назовите композитора, который сочинил это произведение. 
– Джордж Гершвин, американский композитор. 
– Скажите, язык, на котором звучала эта песня, вам понятен?
– Нет?
– А можем ли мы, не зная языка определить характер песни?
– Да. «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»  плавная и протяжная, мелодичная.
– Вывод. Это ещё раз говорит о том, что музыкальный язык понятен всем людям земного шара.
– А сейчас, ребята ответьте мне, какие популярные хиты из каких мюзиклов и рок-опер вы знаете?
Ответы детей (Слайд 10)
– А в конце XIX – начале XX в. На основе зрелищных сценических жанров – ревю, шоу, оперетты, мелодрамы  –  в Америке, а затем и в Европе возник новый жанр – мюзикл, а вслед за ним и рок-опера. Подчас бывает трудно провести грань между ними, так как и в мюзикле и в рок-опере композиторы выбирают не только развлекательные сюжеты, но и сюжеты, связанные с классическими произведениями литературы, со значимыми явлениями жизни.
Мелодии известных песен, так е как и мелодии из мюзиклов и рок-опер, которые завоевали популярность слушателей и исполнителей, стали называть хитами (от англ. hit – гвоздь сезона). Хит-парад – это список наиболее популярных сочинений, составленный на основе опроса слушателей.
Волна постановок мюзиклов буквально захлестнула Россию конца XX в. «Метро», «Собор Парижской Богоматери», «Чикаго», «Кошки», «42-я улица», «Ромео и Джульетта», «Призрак оперы», «Иисус Христос – суперзвезда», а также отечественные мюзиклы, рок-оперы (и их киноверсии) – «Бременские музыканты», «Орфей и Эвридика», «Норд-Ост».

Рефлексия 

Самостоятельная работа. Сейчас посмотрите на экран и в своих тетрадях соотнесите понятия

3. Итог урока

Совместные выводы учителя и учащихся.

– Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыкальная культура разных стран и народов богата и многообразна. У одних народов мира музыка почти не меняется из века в век, у других появляются новые музыкальные произведения. На основе одних зрелищных сценических жанров возникают другие, новые. И самое главное – мы убедились, что музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего земного шара. Язык музыки интернационален. Песни, музыкальные хиты любой страны обогащают мировую культуру, делают нашу жизнь богаче, расширяют наше понимание другой страны. 
– А что нового вы узнали на уроке?

Учитель: Наш урок подходит к концу. Сегодня мы хорошо поработали. Оценки за урок получили...

4. Домашнее задание

Подбери иллюстрации или нарисуй рисунки к теме урока. Оформи в виде презентации, раскладушки  или буклета. 
Запиши в «Творческую тетрадь», какие народные песни, инструменты, наигрыши, современные хиты тебе понравились. Составь таким образом своеобразный хит-парад.

Дополнительная необходимая информация

При выполнении самостоятельной работы, в целях экономии времени при соотношении тезисов можно записывать не слова, а только их номера.
Для лучшего представления музыкальной культуры разных народов мира желательно посещать концерты этнической направленности.

Использованные источники и литература:

  1. Сергеева, Г.П., Критская, Е.Д. Музыка 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение» 2009г.

  2. Рабочая программа по музыке для 7 класса разработанная на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9-е  классы. – М.: Просвещение, 2007;

  3. Хрестоматия для учителя

  4. Фонохрестоматия 7 класс (СD)

  5. Интернет ресурсы: http://kartini-dali.narool.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Музыка народов мира"

Автор: Комягинская Елена Николаевна

Дата: 09.04.2015

Номер свидетельства: 199617

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Презентация "Музыка народов мира""
    ["seo_title"] => string(33) "prezentatsiia_muzyka_narodov_mira"
    ["file_id"] => string(6) "507543"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555571633"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Методическая разработка урока по изобразительному искусству на тему:«Многофигурная композиция «Танцы народов мира. Греция» "
    ["seo_title"] => string(133) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-na-tiemu-mnoghofighurnaia-kompozitsiia-tantsy-narodov-mira-grietsiia"
    ["file_id"] => string(6) "127209"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415282233"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) ""Музыка, музыка, всюду нам слышна" "
    ["seo_title"] => string(32) "muzyka-muzyka-vsiudu-nam-slyshna"
    ["file_id"] => string(6) "108897"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403906003"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Музыкальная копилка урока музыки "
    ["seo_title"] => string(33) "muzykal-naia-kopilka-uroka-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "141344"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418108043"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Внеклассное мероприятие по географии "Потребитель мира (особенности питания народов мира)""
    ["seo_title"] => string(80) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_po_ghieoghrafii_potriebitiel_mira_osobiennosti_pita"
    ["file_id"] => string(6) "352241"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1477415556"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства