– Ребята, вы сейчас услышали музыку. Скажите, пожалуйста, какой у нее характер? – А если представить человека, двигающегося под эту музыку, то что это будет: бег, быстрая или медленная ходьба? – Согласна. Попробуйте представить себе этого человека – Совершенно верно, открою вам секрет: эта пьеса так и называется - "Прогулка", и она открывает сюиту "Картинки с выставки" великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Более того, композитор здесь изобразил себя, прогуливающегося по выставке, от картины к картине Вспомним, что такое "Сюита" Сюитой называется музыкальное произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единым содержанием. Поводом для создания “Картинок с выставки” послужила выставка картин и рисунков известного русского художника и архитектора Виктора Гартмана (1834 - 1873). Выставка была организована в Академии художеств по инициативе В. В. Стасова в связи со скоропостижной кончиной художника. Позже, в предисловии ко второму изданию “Картинок с выставки”, Стасов так охарактеризовал творчество В.А Гартмана: “...бойкие, изящные наброски живописца - жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных их сферы того, что неслось и кружилось вокруг...”. Над “Картинками” Мусоргский работал с необычайным воодушевлением. Созданы были “Картинки с выставки” с поразительной быстротой, в течение неполных трех недель июня 1874 года. С помощью музыки сюиты мы с вами сегодня сможем побывать на этой выставке, несмотря на то, что многие из картин не дошли до нас, от них остались одни описания. А сейчас попробуем с вами сформулировать тему урока. Итак, когда вы услышали музыку "Прогулки", вы смогли представить себе человека, идущего спокойным шагом, вы "увидели" музыку. Сейчас мы с вами будем слушать другие пьесы этой сюиты и попробуем понять, как Мусоргский "услышал" картины Виктора Гартмана. Тема нашего урока звучит так: " Картины, которые можно.................................... и музыка, которую можно.................................."
"Картинки с выставки" представляют собой сюиту из десяти пьес – каждая навеяна одним из сюжетов Гартмана. Мусоргский "изобрел" совершенно замечательный способ объединить эти свои музыкальные картинки в единое художественное целое: для этой цели он использовал музыкальный материал вступления, с которого и начинался наш урок, то есть “Прогулку”, вставив её (каждый раз варьируя) между некоторыми произведениями сюиты. Такая небольшая пьеса, иногда вставляемая между актами или отдельными моментами сценического действия, называется интермедией. Встречается в виде отдельной части в инструментальных произведениях циклической формы, как в нашем случае. - Сейчас мы с вами будем работать в тетрадях. Делим страницу на две части. Слева пишем название пьесы, а справа - выбранные из Словаря Эмоций прилагательные, которые, как вам кажется, правильно характеризуют услышанную музыку. Первая пьеса, которую мы послушаем, называется "Гном". Уродливый, забавный карлик семенит на своих коротеньких ножках, иногда спотыкаясь, иногда неловко подпрыгивая. В мелодии слышны эти спотыкания и сердитое ворчание гнома. Не жалуется ли на судьбу этот маленький человечек, не горько ли ему от того, что он не такой, как все другие существа, а смешной и уродливый? Каждый из вас может по-своему увидеть эту картинку, представить своего Гнома. Следующая пьеса, с которой мне хочется вас познакомить, называется "Тюильри. Ссора детей". Это живая жанровая сценка. В ее музыке мы ощущаем радостное настроение солнечного летнего дня. Дети играют в парке, вдруг возникает маленькая ссора. Мелодия становится выразительной, как человеческая речь, словно кто-то из детей жалуется старшим на товарища, который его обидел. Запишите в тетради свои впечатления от этой пьесы Звучит другая картинка — «Старый замок». В сопроводительной программке к сюите Мусоргского Стасов написал, что в этой пьесе изображен «средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню»। Но у Гартмана ни на одной из двух картин, изображающих средневековый пейзаж с замком, трубадура не было. Его придумал Мусоргский, оживив пейзаж. Вы сейчас, прослушав эту пьесу, опишите в тетради ту картину, которую вы увидели, придумайте историю этого трубадура. Финальную пьесу сюиты «Богатырские ворота в стольном городе Киеве» Мусоргский создает в былинно-богатырском духе, с торжественными аккордами и перезвоном колоколов. Подберите из Словаря Эмоций определения, подходящие к этой музыке. – А теперь давайте сравним ваши записи и послушаем, что у вас получилось. – Вы большие молодцы! Правильно услышали характер каждой пьесы. Скажите, какая из пьес вам понравилась больше и почему? Давайте продолжим работу над песней Елены Сокольской "Разноцветный мир детства" (слова проецируются на экран) Музыка способно ярко и красочно рисовать картины и передавать их настроение, но не красками, а звуками. – Наш урок подходит к концу. Поговорим о том, что мы узнали сегодня. Продолжите фразу: – Я сегодня узнал много нового о …………… - было непросто ……………. - у меня получилось ……….. - мне запомнилось…………… - дома я бы хотел(а)…………. – А сейчас на нашей «эмоциональной радуге» отметьте, пожалуйста, общее настроение урока. – И последнее, что мы должны сделать сегодня – придумать сиквейн. Посмотрим, что же у нас получилось? Сюита Изобразительная, историческая Поражает, удивляет, настраивает Музыка может рисовать Выставка – Всем спасибо за урок, до свиданья! | Дети входят в класс под пьесу "Прогулка" из сюиты "Картинки с выставки" М.Мусоргского –Спокойный, мерный, и т.д. Спокойный шаг Ответы детей(высокий, важный, полный, и т.д.) Ответы ребят услышать увидеть Ребята записывают тему в тетради Учашиеся записывают определение в тетрадь Работа в тетради Работа в тетради Работа в тетради Работа в тетради Учащиеся с места читают свои характеристики услышанной музыки, лучшие ответы отмечаются. Ответы ребят Вокально-хоровая работа Вывод записывается в тетрадь Ребята поднимают карточки с выбранным «цветом» урока. Ребята работают в тетради |