kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Можно ли "увидеть" музыку?

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока музыки в 5 классе, посвященного нфтворчеству М.Мусоргского

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Можно ли "увидеть" музыку?»

  1. МБОУ СОШ №70.

  2. Карякина Ольга Валентиновна, учитель музыки, высшая квалификационная категория

  3. Предмет: музыка

  4. Класс: 5

  5. Разработано на основе программы Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Музыка. 5-9 классы (базовый уровень)

Используемый учебник: Музыка. Учебник для обучающихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение

  1. Тема урока «Картины, которые можно услышать и музыка, которую можно увидеть»

  2. Цель: Выявление "созвучности" музыкальных образов, созданных М.Мусоргским и художественных произведений, созданных В.Гартманом на примере"Картинок с выставки" М.Мусоргского.

Задачи:

  1. Метапредметные: продолжить накопление сведений о различных видах искусства, средствах выразительности

  2. Личностные: продолжить работу по развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма, а также вокально-хоровых умений и навыков учащихся

  3. Познавательные: воспитывать умение оценивать и анализировать явления мировой музыкальной культуры

  1. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано

  2. Ход урока:
























Действия учителя

Действия

учащихся

  • Организационный момент





– Ребята, вы сейчас­ услышали музыку. Скажите, пожалуйста, какой у нее характер?


– А если представить человека, двигающегося под эту музыку, то что это будет: бег, быстрая или медленная ходьба?

– Согласна. Попробуйте представить себе этого человека


– Совершенно верно, открою вам секрет: эта пьеса так и называется - "Прогулка", и она открывает сюиту "Картинки с выставки" великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Более того, композитор здесь изобразил себя, прогуливающегося по выставке, от картины к картине

  • Введение в тему

Вспомним, что такое "Сюита"

Сюитой называется музыкальное произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единым содержанием.

Поводом для создания “Картинок с выставки” послужила выставка картин и рисунков известного русского художника и архитектора Виктора Гартмана (1834 - 1873). Выставка была организована в Академии художеств по инициативе В. В. Стасова в связи со скоропостижной кончиной художника. Позже, в предисловии ко второму изданию “Картинок с выставки”, Стасов так охарактеризовал творчество В.А Гартмана: “...бойкие, изящные наброски живописца - жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных их сферы того, что неслось и кружилось вокруг...”.

Над “Картинками” Мусоргский работал с необычайным воодушевлением. Созданы были “Картинки с выставки” с поразительной быстротой, в течение неполных трех недель июня 1874 года.

С помощью музыки сюиты мы с вами сегодня сможем побывать на этой выставке, несмотря на то, что многие из картин не дошли до нас, от них остались одни описания.

А сейчас попробуем с вами сформулировать тему урока. Итак, когда вы услышали музыку "Прогулки", вы смогли представить себе человека, идущего спокойным шагом, вы "увидели" музыку. Сейчас мы с вами будем слушать другие пьесы этой сюиты и попробуем понять, как Мусоргский "услышал" картины Виктора Гартмана. Тема нашего урока звучит так: " Картины, которые можно.................................... и музыка, которую можно.................................."



"Картинки с выставки" представляют собой сюиту из десяти пьес – каждая навеяна одним из сюжетов Гартмана. Мусоргский "изобрел" совершенно замечательный способ объединить эти свои музыкальные картинки в единое художественное целое: для этой цели он использовал музыкальный материал вступления, с которого и начинался наш урок, то есть “Прогулку”, вставив её (каждый раз варьируя) между некоторыми произведениями сюиты.

Такая небольшая пьеса, иногда вставляемая между актами или отдельными моментами сценического действия, называется интермедией. Встречается в виде отдельной части в инструментальных произведениях циклической формы, как в нашем случае.



  • Мозговой штурм.

- Сейчас мы с вами будем работать в тетрадях. Делим страницу на две части. Слева пишем название пьесы, а справа - выбранные из Словаря Эмоций прилагательные, которые, как вам кажется, правильно характеризуют услышанную музыку.

Первая пьеса, которую мы послушаем, называется "Гном". Уродливый, забавный карлик семенит на своих коротеньких ножках, иногда спотыкаясь, иногда неловко подпрыгивая. В мелодии слышны эти спотыкания и сердитое ворчание гнома. Не жалуется ли на судьбу этот маленький человечек, не горько ли ему от того, что он не такой, как все другие существа, а смешной и уродливый? Каждый из вас может по-своему увидеть эту картинку, представить своего Гнома.

Следующая пьеса, с которой мне хочется вас познакомить, называется "Тюильри. Ссора детей". Это живая жанровая сценка. В ее музыке мы ощущаем радостное настроение солнечного летнего дня. Дети играют в парке, вдруг возникает маленькая ссора. Мелодия становится выразительной, как человеческая речь, словно кто-то из детей жалуется старшим на товарища, который его обидел. Запишите в тетради свои впечатления от этой пьесы


Звучит другая картинка — «Старый замок». В сопроводительной программке к сюите Мусоргского Стасов написал, что в этой пьесе изображен «средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню»। Но у Гартмана ни на одной из двух картин, изображающих средневековый пейзаж с замком, трубадура не было. Его придумал Мусоргский, оживив пейзаж.

Вы сейчас, прослушав эту пьесу, опишите в тетради ту картину, которую вы увидели, придумайте историю этого трубадура.



Финальную пьесу сюиты «Богатырские ворота в стольном городе Киеве» Мусоргский создает в былинно-богатырском духе, с торжественными аккордами и перезвоном колоколов. Подберите из Словаря Эмоций определения, подходящие к этой музыке.



– А теперь давайте сравним ваши записи и послушаем, что у вас получилось.






– Вы большие молодцы! Правильно услышали характер каждой пьесы. Скажите, какая из пьес вам понравилась больше и почему?


  • Вокально-хоровая работа

Давайте продолжим работу над песней Елены Сокольской "Разноцветный мир детства"

(слова проецируются на экран)

  • Вывод

Музыка способно ярко и красочно рисовать картины и передавать их настроение, но не красками, а звуками.

  • Рефлексия

– Наш урок подходит к концу. Поговорим о том, что мы узнали сегодня.

Продолжите фразу:

  • – Я сегодня узнал много нового о ……………

  • - было непросто …………….

  • - у меня получилось ………..

  • - мне запомнилось……………

  • - дома я бы хотел(а)………….

– А сейчас на нашей «эмоциональной радуге» отметьте, пожалуйста, общее настроение урока.


– И последнее, что мы должны сделать сегодня – придумать сиквейн.


Посмотрим, что же у нас получилось?

  • Сюита

  • Изобразительная, историческая

  • Поражает, удивляет, настраивает

  • Музыка может рисовать

  • Выставка

– Всем спасибо за урок, до свиданья!

Дети входят в класс под пьесу "Прогулка" из сюиты "Картинки с выставки" М.Мусоргского

–Спокойный, мерный, и т.д.

Спокойный шаг

Ответы детей(высокий, важный, полный, и т.д.)







Ответы ребят
































услышать

увидеть


Ребята записывают тему в тетради














Учашиеся записывают определение в тетрадь














Работа в тетради








Работа в тетради











Работа в тетради






Работа в тетради



Учащиеся с места читают свои характеристики услышанной музыки, лучшие ответы отмечаются.



Ответы ребят



Вокально-хоровая работа




Вывод записывается в тетрадь











Ребята поднимают карточки с выбранным «цветом» урока.


Ребята работают в тетради



Используемая литература и медиаресурсы:

  1. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

2. В.В. Колодин и Е.Ю.Колодина. Электронный учебный курс "Слушаем музыку. Музыка вокруг нас."

3. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

4. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164


3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Можно ли "увидеть" музыку?

Автор: Карякина Ольга Валентиновна

Дата: 23.08.2017

Номер свидетельства: 426041

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Технологическая карта урока "Застывшая музыка" "
    ["seo_title"] => string(52) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-zastyvshaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "148900"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419873446"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Можно ли увидеть музыку?"
    ["seo_title"] => string(21) "mozhnoliuvidietmuzyku"
    ["file_id"] => string(6) "336875"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1467528556"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Урок в 5 классе "Рисуем...музыку!" "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-v-5-klassie-risuiem-muzyku"
    ["file_id"] => string(6) "199887"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428668305"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему " Застывшая музыка" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zastyvshaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "148895"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419873077"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Разработка урока по музыке в 3 классе на тему:"Выразительные свойства музыки""
    ["seo_title"] => string(68) "razrabotkaurokapomuzykiev3klassienatiemuvyrazitielnyiesvoistvamuzyki"
    ["file_id"] => string(6) "290417"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454949835"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства