Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Используемые ЭОР, их целевое назначение | Планируемый результат |
Оргмомент | Включает детей в музыкальное приветствие | Включаются вместе с учащимися в музыкальное приветствие | | | Учащиеся организованы на проведение урока музыки |
Подведение к теме урока | . | | | | |
Актуализация социального опыта учащихся | Ребята, а как вы думаете можно увидеть музыку? С каким видом искусства нужно подружиться, чтобы увидеть музыку? | Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают своё мнение | | | Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат |
| Предлагает послушать музыку, определить, где может звучать эта музыка? | Дети слушают музыку, высказывают мнения, вместе с учителем приходят к выводу, что эту музыку можно услышать в храме. | | Григорианский хорал на латинском языке |
| Предлагает определить тему урока | Вместе с учителем определяют предположение темы урока | Познавательные УУД: выдвигать предположения и формулировать тему урока. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи; Регулятивные: формировать мнение в устной речи | | Дети определяют предполагаемую тему урока и с помощью учителя ее формулируют |
| Обращается к детям: Посмотрите, на слайде изображены два храма. Какие эти храмы? (разные) А как вы думаете, в этих храмах музыка звучит одинаковая? (разная) Почему? А как вы думаете, а музыка связанна с архитектурой? Какие предположения возникают у вас? | Дети выдвигают предположение: «Музыка и архитектура взаимосвязаны между собой» | Познавательные УУД: выдвигать предположения. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи; | Слайд 1 | Дети выдвигают предположение и с помощью учителя его формулируют |
Встреча с проблемой | Предлагает проверить предположение с помощью средств музыкальной выразительности | Ответы детей. Высказывают мнения, что можно сравнить музыку и архитектуру с помощью средств музыкальной выразительности. Называют их. | Регулятивные: формировать мнение в устной речи | | Учащиеся смогут сравнить музыку и архитектуру с помощью средств музыкальной выразительности |
| Предлагает послушать музыку, описать свои чувства. Как звучит музыка? Что помогало музыке так звучать ? ( инструмент – орган) Как вы думаете, в каком храме может звучать эта музыка в левом или в правом? А почему? | Дети слушают музыку, высказывают мнения | Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи; | Фуга соль минор И. С. Бах Слайд 2,3-14 Ориентированы на активизацию мыслительной деятельности учащихся | Учащиеся смогут сравнить музыку со своими мнениями и сделать выводы |
| Предлагает определить, какой композитор очень много произведений написал для этого инструмента? Сообщает учащимся, что И.С.Бах – один из величайших “архитекторов” музыки . Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития из сплетения равноправных мелодий. | Дети ориентируются в ситуации; приходят к выводу, что это немецкий композитор И.С.Бах | Регулятивные УУД: ориентироваться в ситуации; | Слайд 15 | Учащиеся проявляют готовность к освоению новых знаний |
Построение новых знаний | Предлагает подробнее разобрать музыку И.С. Баха В каком регистре возникла главная тема? -Эта тема звучала один раз? Когда вступали темы в других голосах, предыдущие голоса в этот момент замолкали? А как менялась динамика? | Дети отвечают на вопросы, анализируют. | Регулятивные: формировать мнение в устной речи | | Учащиеся с помощью учителя смогут разобрать музыкальное произведение |
| Предлагает собрать всё воедино и изобразить музыку, (т. е. нарисовать её) | Дети анализируют, отвечают на вопросы приходят к мнению, что музыка И.С.Баха нарисовала – готический собор. | Познавательные: анализировать, обобщать | Слайд 16 | Учащиеся с помощью учителя смогут нарисовать готический собор. |
| Предлагает послушать ещё одно музыкальное произведение и определить в каком храме может звучать эта музыка? | Дети слушают музыку, высказывают мнения, вместе с учителем приходят к выводу, что эту музыку можно услышать в православном храме. | Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи; | Слайд 17,18. Праздничный колокольный звон | Учащиеся смогут на основе анализа музыки сделать выводы о её особенностях. |
| Обращается к детям Для чего служит колокольный звон? Ребята, а какие колокольные звоны вы знаете? Как называется колокольный звон, когда случается беда? (Набат) А как называется, когда приглашает всех на праздник? (Благовест, праздничный) Какой колокольный звон сейчас прозвучал? О чём нам говорит праздничный звон? (А какие православные праздники вы знаете? Сообщает учащимся, что есть такой праздник - Благовещение. Как вы думаете, какая музыка должна звучать? Опишите её? | Дети анализируют, отвечают на вопросы и описывают музыку по своим ощущениям. | Регулятивные: формировать мнение в устной речи | Слайд 19, 20. | Учащиеся смогут: Ответить на вопросы |
| Предлагает послушать ещё одно музыкальное произведение и сравнить его со своими ощущениями и с предыдущим произведением. Какие особенности этой музыки? | Дети слушают музыку, высказывают мнения, вместе с учителем приходят к выводу, что эту музыку исполнет хор а капелла. | Познавательные: анализировать, обобщать Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи; | Слайд 21-26. С.В.Рахманинов «Богородица, дева Радуйся» | Учащиеся смогут: Ответить на вопросы; описать музыку по своим ощущениям |
| Обращается к детям Сейчас прозвучало духовное произведение русского композитора С.Рахманинова “Богородица Дева, радуйся” Похожа ли музыка С.В.Рахманинова на музыку И.С.Баха? Хочется немного помолчать, правда?.. Как вы думаете, почему? | Дети сравнивают музыку С.В. Рахманинова с музыкой И. С. Баха, приходят к выводу, что музыка разная. | | Слайд 27,28. | Учащиеся смогут сравнить музыку С.В. Рахманинова с музыкой И.С. Баха |
| Предлагает собрать всё воедино и изобразить музыку, (т. е. нарисовать её) С. В. Рахманинова | Дети анализируют, отвечают на вопросы приходят к мнению, что музыка С. В. Рахманинова нарисовала – православный храм. | Познавательные: анализировать, обобщать | Слайд 29. | Учащиеся с помощью учителя смогут нарисовать православный храм. |
Формулирование общих выводов | Подводит учащихся к общим выводам | Учащиеся вместе с учителем формулируют общие выводы | Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы | Слайд 30. | Учащиеся смогут сделать основные выводы на основе построения знаний в ходе урока |
| Задаёт домашнее задание: Подготовить сообщение о музыкальности архитектуры нашего города, описать одно из зданий при помощи элементов музыкальной речи. | | | | |
| И пусть выполнении этого задания поможет эта песня | Исполняют песню Г. Струве «Музыка» | | | |
Рефлексия личностной значимости нового знания | Организует оценочную деятельность Предлагает детям на нотном стане разместить цветные ноты, чтобы определить мелодию урока. | Оценивают свою учебную деятельность по предложенной учителем шкале, с помощью цветных нот дети сочиняют мелодию урока | Регулятивные: освоение форм личностной рефлексии | Шкала самооценки Нотный стан, цветные ноты | Учащиеся смогут адекватно оценить собственную деятельность на уроке |