kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Можем ли мы услышать живопись?» Урок музыки в 5 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Можем ли мы услышать живопись?»

Цель: Пробудить у учащихся чувство гордости за прошлое своей страны, восприятие и осознание связи музыки и живописи.

Задачи:

Обучающие:

  1. Учить анализировать образ богатыря-героя на примере музыкальных произведений.
  2. Учить  сравнивать различные художественные интерпретации какого-либо явления окружающего мира человека.

Развивающие:

  1. Создавать условия для  познавательно-активной деятельности.
  2. Развивать музыкальное мышление, чувство ритма, воображение  

Воспитательные:

  1. Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных произведений.v
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Можем ли мы услышать живопись?» Урок музыки в 5 классе.»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе учителя Лукашиной М.Г.

Тема урока: «Можем ли мы услышать живопись?»

Цель: Пробудить у учащихся чувство гордости за прошлое своей страны, восприятие и осознание связи музыки и живописи.

Задачи:

Обучающие:

  1. Учить анализировать образ богатыря-героя на примере музыкальных произведений.

  2. Учить  сравнивать различные художественные интерпретации какого-либо явления окружающего мира человека.

Развивающие:

  1. Создавать условия для  познавательно-активной деятельности.

  2. Развивать музыкальное мышление, чувство ритма, воображение  

Воспитательные:

  1. Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных произведений.

  2. Формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства, воспитывать  патриотизм, гордость за свою страну, способствовать осознанию причастности себя к её историческому

прошлому и ответственности за её будущее.

Оборудование урока и методическое обеспечение:

 1. Компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки

 2. Презентация с использованием видео - и аудиоряда:

 3.А.П. Бородин. Вторая симфония «Богатырская» (фрагмент I части).     Государственный Академический  оркестр, дирижёр Е. Светланов

  С. Никитин «Песня о маленьком трубаче»

 В.М. Васнецов  «Богатыри»

  Во вкладке: портреты А. П. Бородина и  В.М. Васнецова

 4. Раздаточный материал  к изучаемому произведению

Ход урока:

Организационный момент, приветствие.

  1. Учитель: Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,  рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о взаимосвязи различных видов искусств.

Музыкальная загадка.

Фрагмент песни «Я хочу увидеть музыку» муз. Струве

Исполнение песни, работа над звуком.

Очень красивые, поэтичные и нежные слова у этой песни

Уч:– А как можно увидеть музыку?
Д: (В нашем воображении возникают соответствующие музыке зрительные представления)

Уч:- Так мы сегодня продолжим говорить с вами о связи музыки и

Ответы детей: -(Изо)

Уч: Музыка и живопись – искусства тесно связанные между собой

- А, сейчас, вспомним. – Что отличает, а что объединяет эти два вида искусств.

Ответы детей

 Музыка – мир звуков.

Краски – материал живописи.

Уч:- А, что общего между звуками и красками?

(беседа учителя с учениками).

Как звуки, краски могут быть и радостным и печальными, яркими и тусклыми. Ведь художник не бросает краски на холст беспорядочными пятнами. Он кладет темный мазок, рядом другой – посветлее. Постепенно из десятков мазков на холсте вырисовывается человеческое лицо, силуэт и т.д. Картина наполняется содержанием. То же происходит в музыке со звуками.

Глядя на картину, мы не видим ни холста, ни красок – мы видим живую сцену или пейзаж, и мы переживаем события, изображенные на картине.

А в музыке мы переживаем те же чувства, которые она выражает.

Уч :Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно; меняется настроение, характер…А картина?

Д: А картина изображает только одно мгновение. Художники на своих полотнах останавливают время.

Уч: Наблюдательный живописец умеет подсмотреть и выразить то, что может увлечь и глубоко растрогать зрителя

На слайде появляется портрет Васнецова.

Виктор Михайлович Васнецов – это русский художник  19 века начала 20. (кратко о художнике). Не у всякого художника есть главная картина, у Васнецова такая картина есть. Это – “Богатыри”.

На экране картина Васнецова «Богатыри»

Вопросы:

 1.Кто изображен на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

2. Кто они такие? (Это богатыри, защитники своей земли).

3.Как вы думаете, кого называют богатырем? (Сильного, мужественного человека).

4. Каким изображен каждый из богатырей? Обратите внимание  на выражение лица каждого из них? (Одному дана сила, другому - ум, третьему - доброта).

Уч: Васнецов объяснил: “Картина моя ”Богатыри” – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли где кого”.

Работа по группам.

Описание картины Васнецова “Три богатыря

Уч: История создания Виктор Михайлович Васнецов известен как гениальный мастер, глубоко увлеченный историей и традициями своей страны. Он автор многих художественных шедевров, получивших всемирное признание. Картина Васнецова «Три богатыря» – это объемное полотно, изображающее легендарных героев Руси. История написания Васнецов работал над выдающимся холстом больше двух десятков лет. Картину «Три богатыря» сразу признали настоящим шедевром, высоко оценил и затем купил знаменитый русский коллекционер П. М. Третьяков. Работа была выставлена на всеобщее обозрение, однако некоторое время Васнецов продолжал вносить в нее правки. Сегодня оригинальное полотно, созданное более 100 лет назад, хранится в стенах Государственной Третьяковской галереи.

Уч: Внимательно всматриваясь в картину, мы начинаем замечать, что при всей своей кажущейся неподвижности она полна движения. Мало всмотреться в картину в неё необходимо вслушаться.

Уч: Ребята, какие главные качества характеризуют богатырей, найдите эти слова в тексте?

(Дополнительный материал).

Задание:  заготовка «Характеристика богатырей».

Дети получают текст с описанием каждого героя картины, дети читают и знакомятся с информацией в течение 3-4 минут.

Вам необходимо вставить пропущенные слова в предложение.

Работа с карточками.

Д: Сила, стать, ум, смекалка, хитрость.

Уч: Предлагаю вместе составить словесный портрет этих богатырей.

Учитель зачитывает текст и останавливается, ожидая продолжения текста учащимися. На экране выводятся правильные ответы.

1. Илья Муромец. Богатырь великой силы, ростом выше леса стоячего, головой упирается в облако ходячее.

2. Добрыня Никитич. Он и статен и высок. Грамоте обучен. И в бою силён, и слово умное скажет.

3.Алёша Попович. Отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы недоставало – там смекалкой побеждал.

Уч: (беседа с детьми) Посмотрите на пейзаж. Он усиливает значение картины. Широкая равнина, пожухлая трава, ковыль, седые валуны, молоденькие ёлочки впереди и до самого горизонта холмы. А над всем этим небо – синее осеннее тревожное. Просто скупо, вроде бы и нет ничего, а сердце трогает. Внутри звучит песенность, русская широта, душевность, безбрежность. И на фоне этого пейзажа могучие волевые надёжные богатыри – защитники Родины.

В.Васнецов говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина « звучала, как музыка, пелась, как былина, волновала, как родная песня…»

Уч:Если бы вы были композиторами, какую по характеру, музыкальным краскам, вы сочинили бы музыку, глядя на картину?

 Ответы детей. Дети работают по таблице «Элементы музыкальной речи». Стараются дать характеристику музыкальным звукам: лад, темп, тембр, динамика, звуковедение…..)

1.На доске нотный фрагмент.   Наиграть.

«Исполнение главной темы «Богатырской симфонии»

Учитель: Назовите  отличительные особенности данной музыки.

ответы детей  «презентация».

Учитель: Произведение, которое мы будем сегодня слушать написал великий Русский композитор А.П. Бородин (Экран)

Уч:- Что вы знаете о Бородине?

Д:- Александр Порфирьевич Бородин русский композитор  19  века  был удивительно разносторонней личностью. Многими талантами был наделен этот замечательный человек.

Он вошел в историю и как композитор, и как выдающийся химик – учёный. Любимые герои Бородина – защитники родной земли. Это легендарные русские богатыри.  

Уч: Итак,  симфония №2  «Богатырская»

- Слушание 1 части Симфонии № 2.

Анализ характера музыки ( что слышат в музыке?  Какие образы рождает эта музыка?)  Личные впечатления учащихся.

Учитель: Менялся ли характер музыки? Сколько тем прозвучало? Охарактеризуйте их  (1 тема - сильная, песенно-маршевая, богатырская; 2 тема - нежная, лирическая, напевная, тема Родины, души богатырей).

Запись в тетрадь понятие Симфония- муз произведение для ОРЕСТРА, в переводе согласие, состоит из 4 частей.

Уч:Прекрасные произведения великих мастеров В.Васнецова и А.П.Бородина, рассказывают нам о Древней Руси.

Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке и живописи, театре.

вопрос:

        Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?

        Ответы детей…

Учитель: Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины. 

Учитель: Где могут проявиться эти качества?

Ответ: В бою, защищая других.

Вывод: Богатыри - это могучие люди, наделённые необыкновенным умом и смекалкой. Защитники своей земли.

Дети составляют синквейн.

СИНКВЕЙН

Богатырь

Сильный, смелый

Защищает, охраняет, побеждает

Русская земля славится ……..

Герой. Защитник.

Учитель: О каком человеке можно сказать: «У него богатырский дух»

Ответы детей…

Учитель: А теперь, послушайте, ребята, «Балладу о маленьком человеке» Р. Рождественского. Слушание.

На земле безжалостно маленькой  жил да был человек маленький

У него была служба маленькая  и маленький очень портфель.

Но однажды прекрасным утром постучалась к нему война.

Автомат ему выдали маленький, сапоги ему выдали маленькие

 И маленькую по размеру шинель.

А когда он упал,  некрасиво, неправильно в атакующем крике вывернув рот,

то на всей земле не хватило бы мрамора,

Что бы вырубить парня в полный рост!

Учитель: Можно ли этого маленького человека,  назвать богатырем, героем, патриотом своей земли?

Ответы:

Учитель: Маленький богатырь – какое интересное сочетание слов. Но ведь такие, действительно есть. Во все времена были свои герои. Песня, которую мы начинаем разучивать называется “Песня о маленьком трубаче” музыка С. Никитина.

Слушание

Краткая беседа по содержанию.

-Можно ли трубача считать достойным того, чтобы его называли “Богатырём”. Почему?

Разучивание 1 куплета.

-Работа над  чистотой интонирования (по фразам), строго выстраивая ритмический рисунок.

Д/З нарисовать рисунок к песне о маленьком трубаче

1.Сегодня на уроке мы познакомились с прекрасными творениями великих мастеров (художника и композитора), которые в своих произведениях воспели мужество, героизм, силу, благородство русских защитников Отечества.

Тест для проверки знаний.

Вставьте пропущенные слова.

1.На уроке прозвучала музыка русского  композитора 19 века

(фамилия)

А.П. Бородин

2.Мы услышали произведения А.П. Бородина (название)

Симфония № 2 

3.Симфония №2 А. П. Бородина  получила название … .

«Богатырская»

4.Симфония – это ….

5.Также на уроке мы познакомились с картиной русского художника 19 века (фамилия)

В.М. Васнецов.

Обобщение: Музыку и живопись взаимопроникают друг в друга и дополняют друга. В картине живёт музыка, музыка создаёт живописный образ. Богатырский образ более полно раскрыт благодаря взаимодействию двух искусств, рожденных жизнью. И еще… Есть прекрасные слова «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат».  И в наше время есть сильные духом, честные, мужественные, благородные  люди, которые приносят славу Родине своим трудом, своими делами. Мне хочется пожелать вам, ребята,  быть  такими же доблестными, сильными, смелыми, преданными  нашей Родине.

РЕФЛЕКСИЯ

Дети в конце урока раскрашивают дерево, приклеивая листочки разного цвета к основному рисунку на доске. Зеленый цвет означает, что все было понятно на уроке, оранжевый -некоторые фрагменты урока были непонятны, красный – ребенок ничего не понял.

Выставление оценок.


Дополнительный материал

1 гр: Илья Муромец на картине Васнецова «Три богатыря» Илья Муромец изображен в центре полотна. Его фигура самая крупная среди троих богатырей. Легенда сообщает об Илье Муромце следующее: герой родился в селе, находящемся рядом с Муромом; будущий богатырь воспитывался в крестьянской семье; до 33 лет он не ходил, однако потом был чудесным образом исцелен.

Это - могучий непобедимый русский богатырь, который является реальным историческим персонажем, обладающей великой силою. Внешнее спокойствие дополняется решимостью действовать в любой момент. Илья Муромец собран и насторожен, его губы крепко сжаты. Из-под шишака видны седые волосы, которые указывают на солидный возраст воина.

Муромец держит в руке огромную палицу, которая выглядит просто неподъемной. Конь его под стать хозяину. Вместе они составляют единое целое - монолитную могучую силу, которую ничто не остановит перед врагом.

2 гр; Добрыня Никитич Слева от Ильи Муромца нарисован Добрыня Никитич, сидящий верхом на белом скакуне. Этот богатырь считается самым старшим среди всех персонажей картины, является вторым по значимости в знаменитой троице. Добрыня Никитич В древних былинах сохранились сведения о том, что Добрыня Никитич был человеком образованным, справедливым, уверенным в своей силе. Во многих легендах его называют змееборцем, поскольку он сумел одержать победу над Змеем Горынычем. Добрыня Никитич имеет знатное происхождение и высокий статус. Об этом свидетельствуют: княжеские доспехи; алый щит со вставками из благородного металла; стремена с позолотой; конская уздечка с медальонами из золота. Во взгляде Добрыни Никитича читаются уверенность и бесстрашие. Рука героя частично вынимает меч из ножен, украшенных драгоценностями. Богатырь и его сильный конь, который принюхивается к ветру, в любой момент способны защитить родные земли.

3 гр: Алеша Попович Справа Васнецов расположил Алешу Поповича – самого младшего из нарисованных на картине витязей. Он контрастирует с остальными богатырями не только возрастом, но и телосложением. Алеша Попович – это сын священнослужителя, который прославился на Руси необыкновенным умом. Прототипом Алеши Поповича стал юноша по имени Андрей – сын Саввы Мамонтова, которому принадлежало поместье Абрамцево. Молодой человек скоропостижно умер от болезни в разгар работы над картиной, и Васнецов заканчивал создание героя по памяти. Алеша Попович худощавый и выглядит скромнее остальных богатырей. В руках молодой витязь удерживает лук со стрелами. Васнецов изобразил его на приземистом рыжем коне. Алеша Попович Алеша не производит впечатления силача, однако обладает необыкновенной смекалкой. Также он известен как песенник и гусляр. Чтобы победить врага, этот молодой витязь чаще всего прибегает к хитрости и обману. Смекалку и сильный характер можно прочесть во взгляде Алеши Поповича, которые талантливо изобразил художник. Благодаря своему недюжинному уму, этот богатырь сумел одержать верх над Тугарином Змеевичем.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Можем ли мы услышать живопись?» Урок музыки в 5 классе.

Автор: Лукашина Маргарита Геннадьевна

Дата: 07.04.2022

Номер свидетельства: 604412

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(288) "Мастер-класс учителя музыки «Приемы работы с учащимися по формированию читательской грамотности на уроке музыки «Можем ли мы услышать живопись?» в 5 классе»"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_uchitelia_muzyki_priemy_raboty_s_uchashchimisia_po_formirovaniiu_ch"
    ["file_id"] => string(6) "614710"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1665423677"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме: Музыкальная живопись и живописная музыка "
    ["seo_title"] => string(96) "priezientatsiia-k-uroku-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-muzykal-naia-zhivopis-i-zhivopisnaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "142701"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418329648"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок по музыке на тему: "Можем ли услышать живопись?". 5 класс"
    ["seo_title"] => string(58) "urok_po_muzyke_na_temu_mozhem_li_uslyshat_zhivopis_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "601460"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646064588"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Урок в 5 классе "Рисуем...музыку!" "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-v-5-klassie-risuiem-muzyku"
    ["file_id"] => string(6) "199887"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428668305"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Разработка урока по музыке в 1 классе "Художник, поэт, композитор""
    ["seo_title"] => string(64) "razrabotka_uroka_po_muzyke_v_1_klasse_khudozhnik_poet_kompozitor"
    ["file_id"] => string(6) "608492"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1654006819"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства