kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс учителя музыки «Приемы работы с учащимися по формированию читательской грамотности на уроке музыки «Можем ли мы услышать живопись?» в 5 классе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс учителя музыки

«Приемы работы с учащимися по формированию читательской грамотности на уроке музыки «Можем ли мы услышать живопись?» в 5 классе»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс учителя музыки «Приемы работы с учащимися по формированию читательской грамотности на уроке музыки «Можем ли мы услышать живопись?» в 5 классе»»

Мастер-класс учителя музыки Игнатовой Л.В. , МБОУ СШ № 45 г. Липецка

«Приемы работы с учащимися по формированию читательской грамотности на уроке музыки «Можем ли мы услышать живопись?» в 5 классе»

Выступление на базе школы № 27 г. Липецка

Дата выступления: 26.08.2022 г.

Ход выступления:

Слайд 1. (Заставка и название мастер-класса)

-Добрый день, уважаемые коллеги!

-Все художественные произведения рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь. Сегодня мы поговорим о взаимосвязи различных видов искусства.

Слайд 2.

(Слушание. «Музыкальная загадка». Фрагмент песни. Видеоряд)

Учитель читает 4 строчки текста песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку?»:

Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!

- А как можно увидеть музыку? (Ответы участников интенсива)

- Как звуки, краски могут быть радостными и печальными, яркими и тусклыми. Музыкант извлекает звуки. Музыка течет, изменяется, наполняется содержанием… Художник приступает к работе, и постепенно из десятков мазков на холсте вырисовывается человеческое лицо, силуэт, художественный образ.

Слайд 3. (картина «Богатыри», схема «Знаю, узнал, хочу узнать»)

- Обратимся к известной картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

На уроке используем прием «Знаю, узнал, хочу узнать», который может применяться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.

У вас на столе лежит раздаточный материал. Достаньте таблицу «Знаю, узнал, хочу узнать».


Знаю

Узнал

Хочу узнать














- Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Слайд 4.

Итак, давайте представим, что вы учащиеся 5-ого класса, рассмотрим картину повнимательнее и попробуем заполнить первую графу «Знаю». Чтобы не тратить время, мы будем заполнять таблицу устно.

(Участники интенсива отвечают на вопросы учителя)

Вопросы:

1. Кто изображен на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

2. Кто они такие? (Это богатыри, защитники своей земли).

3. Как вы думаете, кого называют богатырем? (Сильного, мужественного человека).

А вот каким изображен каждый из богатырей, мы сейчас с вами узнаем из текстов (раздаются тексты). Достаньте из раздаточного материала тексты с описанием богатырей. Задание: прочитайте описание богатырей в течение 1 минуты и найдите в тексте ключевые слова, характеризующие героев картины.

- Работа с текстом поможет вспомнить, что знали, и узнать новое.


Работа по группам

Работа с текстом (1 мин)

1 группа: «Илья Муромец»

Илья Муромец изображен в центре полотна. Его фигура самая крупная среди трех богатырей. Легенда сообщает об Илье Муромце следующее: герой родился в селе, находящемся рядом с Муромом. Будущий богатырь воспитывался в крестьянской семье. До 33 лет он не ходил, однако потом был чудесным образом исцелен.

Это могучий, непобедимый русский богатырь, который является реальным историческим персонажем, обладающей великой силою. Внешнее спокойствие дополняется решимостью действовать в любой момент. Илья Муромец собран и насторожен, его губы крепко сжаты. Из-под шишака видны седые волосы, которые указывают на солидный возраст воина.

Муромец держит в руке огромную палицу, которая выглядит просто неподъемной. Конь его под стать хозяину. Вместе они составляют единое целое - монолитную могучую силу, которую ничто не остановит перед врагом.

2 группа: «Добрыня Никитич»

Слева от Ильи Муромца нарисован Добрыня Никитич, сидящий верхом на белом скакуне. Этот богатырь считается самым старшим среди всех персонажей картины, является вторым по значимости в знаменитой троице.

В древних былинах сохранились сведения о том, что Добрыня Никитич был человеком образованным, справедливым, уверенным в своей силе. Во многих легендах его называют змееборцем, поскольку он сумел одержать победу над Змеем Горынычем. Добрыня Никитич имеет знатное происхождение и высокий статус. Об этом свидетельствуют: княжеские доспехи; алый щит со вставками из благородного металла; стремена с позолотой; конская уздечка с медальонами из золота. Во взгляде Добрыни Никитича читаются уверенность и бесстрашие. Рука героя частично вынимает меч из ножен, украшенных драгоценностями. Богатырь и его сильный конь, который принюхивается к ветру, в любой момент способны защитить родные земли.

3 группа: «Алеша Попович»

Справа Васнецов расположил Алешу Поповича – самого младшего из нарисованных на картине витязей. Он контрастирует с остальными богатырями не только возрастом, но и телосложением. Алеша Попович – это сын священнослужителя, который прославился на Руси необыкновенным умом. Прототипом Алеши Поповича стал юноша по имени Андрей – сын Саввы Мамонтова, которому принадлежало поместье Абрамцево. Молодой человек скоропостижно умер от болезни в разгар работы над картиной, и Васнецов заканчивал создание героя по памяти. Алеша Попович худощавый и выглядит скромнее остальных богатырей. В руках молодой витязь удерживает лук со стрелами. Васнецов изобразил его на приземистом рыжем коне. Алеша Попович не производит впечатления силача, однако обладает необыкновенной смекалкой. Также он известен как песенник и гусляр. Чтобы победить врага, этот молодой витязь чаще всего прибегает к хитрости и обману. Благодаря своему недюжинному уму, этот богатырь сумел одержать верх над Тугарином Змеевичем.

- Какие главные качества характеризуют богатырей? Найдите эти слова в тексте? (Сила, стать, ум, смекалка, хитрость…).

- Попробуем вместе составить словесный портрет этих богатырей. Вам необходимо вставить пропущенные слова в предложение (на слайде).

(Учитель зачитывает текст на слайде, участники интенсива вставляют пропущенные слова).

1. Илья Муромец. Богатырь великой … (силы), ростом выше леса стоячего, головой упирается в облако ходячее.

2. Добрыня Никитич. Он и статен, и высок.  (Грамоте)… обучен. И в бою силён, и слово умное скажет.

3. Алёша Попович. Отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы недоставало – там …(смекалкой) побеждал.

Слайд 5.

- А теперь прослушаем фрагмент «Богатырской симфонии» великого русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Нам необходимо подобрать слова, характеризующие главную партию симфонии.

- Выполнить задание поможет словарь эстетических эмоций Владимира Григорьевича Ражникова.

Внимание на экран!

(Звучит муз. фрагмент)

Участники интенсива работают с предлагаемым словарем. Учитель подводит итог работы.

Слайд 6. («Тонкие» и «толстые» вопросы)

- На уроке мы также говорим о многогранной личности А. Бородина и используем прием «10 фактов из жизни и творчества композитора». Учащиеся заранее самостоятельно ищут информацию о его творческом и жизненном пути.


Затем на уроке общими усилиями создается многогранный образ композитора-романтика, врача, преподавателя химии и защитника прав женщин.


По ходу работы мы также используем прием «Тонкие» и «толстые» вопросы. Уважаемые коллеги, нам сейчас понадобится таблица из раздаточного материала «Тонкие» и «толстые» вопросы.

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа, размышлений.










Слайд 7.

Коротко остановимся на этом. Предлагаем небольшой фрагмент текста о жизни А. Бородина, на основе которого мы должны сформулировать «тонкие» и «толстые» вопросы.

(Фрагмент текста о жизни А. Бородина и портрет композитора)

Во время учебы в университете Александр Порфирьевич Бородин начал работать в лаборатории выдающегося химика Николая Николаевича Зинина… Первые музыкальные пьесы Бородина были изданы, когда ему было всего 16 лет. Занятия музыкой вызывали недовольство Н.Н. Зинина, который говорил, что готовит молодого человека в свои заместители.


Например, тонкие вопросы:

- Сколько лет было Бородину, когда он написал свои первые пьесы? (16 лет)

- Кто был против занятий музыкой Бородина? (Ученый Зинин)

Толстые вопросы:

- Объясните, почему Зинин был против того, чтобы Бородин занимался музыкой?

- Спасибо за работу.

Слайд 8.

К каким выводам мы приходим в конце урока? Действительно ли музыка и живопись дополняют друга? В картине живет музыка, музыка создает живописный образ. Богатырский образ более полно раскрывается благодаря взаимодействию двух искусств, рожденных жизнью.
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Игнатова Людмила Владимировна

Дата: 10.10.2022

Номер свидетельства: 614710


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства