kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока музыки "Что такое лад?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о мелодии, знакомство с понятием Лад, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательная: познакомить с главными ладами музыки мажором и минором.

Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

План урока

1.Орг. момент. Приветствие

2.Вхождение в урок.

3. Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока.

4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

5. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

6. Итог урока.

7. Рефлексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока музыки "Что такое лад?"»

Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки

МБОУ СШ№17 г. Камышин Волгоградской области

Методическая разработка урока «Что такое лад?» разработана по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.


Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о мелодии, знакомство с понятием Лад, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.


Задачи:

Образовательная: познакомить с главными ладами музыки мажором и минором.

Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.


План урока

1.Орг. момент. Приветствие

2.Вхождение в урок.

3. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

5. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

6. Итог урока.

7. Рефлексия.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Организация этапа. Оборудо-

вание.

До

Зи

Ровка

време

ни



Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Орг. момент.

Привет

ствие.


2

Учитель здоровается с детьми под музыкальный аккомпанемент (исполняет мажорный аккорд,

Сейчас мы с вами пожелали друг другу здравия весело, бодро.

А представьте, что у вас плохое настроение, допустим, вы получили по математике не ту оценку, на которую рассчитывали, и настроение у вас будет не такое оптимистичное. Может такое? (Учитель исполняет «цепочку» аккордов в миноре).

Теперь попробуем поздороваться в грустном настроении.


дети поют «Здравствуйте».









( Ученики поют «Здравствуйте» под аккомпанемент минорного аккорда.)


Принятие социальной роли обучающегося.



Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

 


2.Вхождение в урок.



Эмоцио

нальный настрой на улыбку и хорошее настроение











Слайд 1

Звучит песня:

Шаинский «Улыбка»


3

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?


-Я хочу с вами поделиться улыбкой. Дарю вам свою улыб­ку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте

сво­ей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.









Надо улыбнуться.


Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию


3.Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.








Слайд 2


Звучит музыка.

5

Что сейчас звучало, когда мы приветствовали друг друга?


А что такое мелодия?



Определите движение мелодии.








Из чего состоит мелодия?


Мелодия


Мелодия-

музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Показывают карточки с направлением движения мелодии


Из разных по высоте музыкальных звуков, которые называются звукоряд.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

4.Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.



















Слайд 3


фрагмент

Л. Ван

Бетховен

«Грустно весело»






Слайд 4











Слайд 5



17

Молодцы ребята. Звукоряд составляет основу мелодии. Но основу мелодии составляет не только звукоряд, но и лад. Сегодня мы с вами познакомимся с главными ладами в музыке.

Любое музыкальное произведение, песня состоят из музыкальных звуков. Звуки в произведении подобраны не случайно.

Все они связаны между собой, дружат все вместе, или ЛАДЯТ друг с другом, отсюда и музыкальное понятие – ЛАД.

Лад – средство музыкальной выразительности, от которого зависит характер музыкального произведения. Главными ладами в музыке называют Мажор – светлый, радостный и Минор – печальный, грустный.

Послушайте, пожалуйста, пьесу Л. Бетховена. Какое бы название вы ей дали? Правильно.

А как вы определили? Молодцы!



В каком ладу звучала печальная музыка? А радостная, светлая музыка?




Давайте, повторим, какие в музыке бывают лады?

-Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад?

-Какой оттенок придает музыке минорный лад?

-Ребята, вы обратили внимание, говоря о минорном и мажорном ладах, я употребила слово «оттенок»?

В каком виде искусства мы используем слово «оттенок»?





















-Грустно весело.

Потому что музыка звучала. То печально, то радостно.


-В минорном.

Радостная, светлая музыка звучала в мажорном ладу.


(мажор, минор)


Светлый. Радостный.


Печальный грустный.


Оттенки цвета мы используем в изобрази-

тельном искусстве.


Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства









Устанавливать причинно следственные связи.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 





Устанавливать причинно следственные связи.



Умение планировать и регулировать свою деятельность






5. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.



































Физминутка



Слайд 6

Картина






Слайд 7









Слайд 8

портрет

П.И.Чайковский

Прослуши

вание фрагмента.П.И.Чайковский «Сентябрь».

Прослуши

вание фрагмента.П.И.Чайковский «Октябрь»






Слайд 9

(картинки меняются по щелчку)



Слайд 10

портрет

Шаинский «Улыбка»







песня «Ах, какая осень!»


карты «наст

роений»



Игра «Забавные вопросы» Обратная связь







Игра

«Настрое-

ние»

«Море» Н. Римского-Корсакова (отрывок из вступления к опере «Садко»)


8

- Совершенно верно. Посмотрите на эту картину. Давайте представим, что мы композиторы. И, глядя на эту картину, мы хотим сочинить музыкальное произведение. В каком ладу мы будем сочинять музыку?

-А почему?


-А теперь посмотрите на вторую картину. Какие цвета использовал художник? Действительно, мрачные, серые, тусклые. И именно они так сильно влияют на наше настроение.

-Как вы думаете, какая музыка подойдёт по настроению к этой картине?


- Русский композитор П.И.Чайковский сочинил музыкальное произведение, которое назвал «сентябрь».

Прослушайте музыку и постарайтесь определить, какой у неё характер, и в каком ладу она написана?

Определите лад следующего произведения, которое тоже сочинил П.Чайковский, название которого

«Октябрь»



-Ребята! Поделитесь своими мыслями друг с другом.

-Скажите, пожалуйста, от чего зависит, в каком ладу будет написано произведение композитора?

Молодцы, ребята! Вы замечательно справились и с этим заданием.

Композитор своё настроение передаёт звуками, художник – красками.


А сейчас мы сделаем зарядку для глаз.


-Садитесь, пожалуйста, удобней для вокальной работы.

Русский композитор Владимир Шаинский написал много песен, которые звучат в мульт. фильмах. Давайте исполним знакомую нам песню «Улыбка» и определим лад куплета и припева песни с помощью карт «настроений».

В каком ладу написан припев и куплет?

Я спою вам песню «Ах, какая осень!»

-Какой характер, в каком ладу написана, о чём говорится в песне?

Разучивание песни. Работа над чистым интонированием, дыханием, выразительностью.


Игра «Забавные вопросы» Обратная связь

- Если ярко светит солнце, на улице весна, в каком ладу ваше настроение?

- Если вы получили в школе «5»?

- Если у вас день рождения и вам дарят подарки?

- Если вы лакомитесь сладостями?

- Если вы болеете?

- Если вам дают горькое лекарство?

- А если идет дождь и на улице пасмурно и ненастно?

А теперь задание трудней

Учитель спрашивает, какое настроение передано композиторами в «Море» (море то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся), Затем учитель предлагает голосом передать настроение, которое отражено в данных музыкальных картинках, следующим образом:

Весь урок мы сегодня говорим о том, что мажорный лад придаёт музыке….. оттенок, а минорный - ……. оттенок.

Хорошо запомнили?




-Молодцы, ребята, все хорошо усвоили, как на слух определить мажор и минор!


Мажорный лад


Потому что краски на картине сочные, яркие









Минорная









В минорном




Мажор



(учащиеся высказывают свои мысли)








Смотрят на экран.

Выполняют задание.











(учащиеся высказывают свои мысли)


-от настроения






Мажор

Мажор


Мажор

Мажор

Минор

Минор

Минор




Дети слушают в записи «Море» Н. Римского-Корсакова

голосом передают настроение

а дети слушают несколько тактов из произведения и голосом отражают настроение мелодии, используя гласные звуки. Перед исполнением называют лад (мажор, минор, движение музыки);

б) петь можно хором и индивидуально.










Устанавливать причинно следственные связи.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 



-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;






























Давать определения понятиям.











Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами







- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;


Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

6.Итог урока.













7.Рефлексия.































Слайд 11






































5













5


- Так что же такое лад?



-Правильно!

С какими главными ладами музыки мы познакомились?

-Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад?

-Какой оттенок придаёт минорный лад?

-какие произведения, и каких композиторов вы слушали? В каком ладу они звучали?

-У каждого из вас в течение урока создалось настроение (мажорное или минорное).

-Я прошу вас поднять ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.

А может музыкальные лады и сейчас где-то рядом? Вот смотрите: за работу на уроке я могу с гордостью поставить пятёрки и четвёрки следующим ученикам…! В каком ладу эти оценки?

Почему? Какие настроения в мажоре?

А вот урок наш подходит к концу, и мы не увидимся целую неделю, поэтому мне немножко грустно. Это лад?.. .

-Мне очень понравилось сегодня работать с вами на уроке! Вы меня очень порадовали своей активной работой.

-Спасибо за работу на уроке!


Лад – средство музыкальной выразительности

от которого зависит настроение музыки.


Мажор

Минор




Дети поднимают карточки настроений




В мажорном

Светло. Радостно…






Минорный






-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;





-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.











Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическая разработка урока музыки "Что такое лад?"

Автор: Дубровина Любовь Анатольевна

Дата: 22.02.2016

Номер свидетельства: 297391

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Методическая разработка урока: Вечная тема искусства. «Мира заступница, Матерь всепетая»"
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaviechnaiatiemaiskusstvamirazastupnitsamatiervsiepietaia"
    ["file_id"] => string(6) "278364"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453057423"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка: "Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-primienieniie-novykh-mietodov-i-priiemov-obuchieniia-na-urokakh-muzyki-soghlasno-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211784"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431683470"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Сюжеты и образы духовной и светской музыки"
    ["seo_title"] => string(47) "siuzhiety_i_obrazy_dukhovnoi_i_svietskoi_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "388930"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486462725"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Методическая   разработка общешкольного мероприятия "Фестиваль талантов" "
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaia-razrabotka-obshchieshkol-nogho-mieropriiatiia-fiestival-talantov"
    ["file_id"] => string(6) "224037"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438347031"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока "А душу можно ль рассказать?" (По поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри")"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_a_dushu_mozhno_l_rasskazat_po_poemie_m_iu_lier"
    ["file_id"] => string(6) "383847"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485366176"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства