1.Орг. момент. Привет ствие. | | 2 | Учитель здоровается с детьми под музыкальный аккомпанемент (исполняет мажорный аккорд, Сейчас мы с вами пожелали друг другу здравия весело, бодро. А представьте, что у вас плохое настроение, допустим, вы получили по математике не ту оценку, на которую рассчитывали, и настроение у вас будет не такое оптимистичное. Может такое? (Учитель исполняет «цепочку» аккордов в миноре). Теперь попробуем поздороваться в грустном настроении. | дети поют «Здравствуйте». ( Ученики поют «Здравствуйте» под аккомпанемент минорного аккорда.) | Принятие социальной роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. |
2.Вхождение в урок. Эмоцио нальный настрой на улыбку и хорошее настроение | Слайд 1 Звучит песня: Шаинский «Улыбка» | 3 | - Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? -Я хочу с вами поделиться улыбкой. Дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. | Надо улыбнуться. | Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию |
4.Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний. | Слайд 3 фрагмент Л. Ван Бетховен «Грустно весело» Слайд 4 Слайд 5 | 17 | Молодцы ребята. Звукоряд составляет основу мелодии. Но основу мелодии составляет не только звукоряд, но и лад. Сегодня мы с вами познакомимся с главными ладами в музыке. Любое музыкальное произведение, песня состоят из музыкальных звуков. Звуки в произведении подобраны не случайно. Все они связаны между собой, дружат все вместе, или ЛАДЯТ друг с другом, отсюда и музыкальное понятие – ЛАД. Лад – средство музыкальной выразительности, от которого зависит характер музыкального произведения. Главными ладами в музыке называют Мажор – светлый, радостный и Минор – печальный, грустный. Послушайте, пожалуйста, пьесу Л. Бетховена. Какое бы название вы ей дали? Правильно. А как вы определили? Молодцы! В каком ладу звучала печальная музыка? А радостная, светлая музыка? Давайте, повторим, какие в музыке бывают лады? -Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад? -Какой оттенок придает музыке минорный лад? -Ребята, вы обратили внимание, говоря о минорном и мажорном ладах, я употребила слово «оттенок»? В каком виде искусства мы используем слово «оттенок»? | -Грустно весело. Потому что музыка звучала. То печально, то радостно. -В минорном. Радостная, светлая музыка звучала в мажорном ладу. (мажор, минор) Светлый. Радостный. Печальный грустный. Оттенки цвета мы используем в изобрази- тельном искусстве. | Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства Устанавливать причинно следственные связи. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Устанавливать причинно следственные связи. Умение планировать и регулировать свою деятельность |
5. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний. Физминутка | Слайд 6 Картина Слайд 7 Слайд 8 портрет П.И.Чайковский Прослуши вание фрагмента.П.И.Чайковский «Сентябрь». Прослуши вание фрагмента.П.И.Чайковский «Октябрь» Слайд 9 (картинки меняются по щелчку) Слайд 10 портрет Шаинский «Улыбка» песня «Ах, какая осень!» карты «наст роений» Игра «Забавные вопросы» Обратная связь Игра «Настрое- ние» «Море» Н. Римского-Корсакова (отрывок из вступления к опере «Садко») | 8 | - Совершенно верно. Посмотрите на эту картину. Давайте представим, что мы композиторы. И, глядя на эту картину, мы хотим сочинить музыкальное произведение. В каком ладу мы будем сочинять музыку? -А почему? -А теперь посмотрите на вторую картину. Какие цвета использовал художник? Действительно, мрачные, серые, тусклые. И именно они так сильно влияют на наше настроение. -Как вы думаете, какая музыка подойдёт по настроению к этой картине? - Русский композитор П.И.Чайковский сочинил музыкальное произведение, которое назвал «сентябрь». Прослушайте музыку и постарайтесь определить, какой у неё характер, и в каком ладу она написана? Определите лад следующего произведения, которое тоже сочинил П.Чайковский, название которого «Октябрь» -Ребята! Поделитесь своими мыслями друг с другом. -Скажите, пожалуйста, от чего зависит, в каком ладу будет написано произведение композитора? Молодцы, ребята! Вы замечательно справились и с этим заданием. Композитор своё настроение передаёт звуками, художник – красками. А сейчас мы сделаем зарядку для глаз. -Садитесь, пожалуйста, удобней для вокальной работы. Русский композитор Владимир Шаинский написал много песен, которые звучат в мульт. фильмах. Давайте исполним знакомую нам песню «Улыбка» и определим лад куплета и припева песни с помощью карт «настроений». В каком ладу написан припев и куплет? Я спою вам песню «Ах, какая осень!» -Какой характер, в каком ладу написана, о чём говорится в песне? Разучивание песни. Работа над чистым интонированием, дыханием, выразительностью. Игра «Забавные вопросы» Обратная связь - Если ярко светит солнце, на улице весна, в каком ладу ваше настроение? - Если вы получили в школе «5»? - Если у вас день рождения и вам дарят подарки? - Если вы лакомитесь сладостями? - Если вы болеете? - Если вам дают горькое лекарство? - А если идет дождь и на улице пасмурно и ненастно? А теперь задание трудней Учитель спрашивает, какое настроение передано композиторами в «Море» (море то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся), Затем учитель предлагает голосом передать настроение, которое отражено в данных музыкальных картинках, следующим образом: Весь урок мы сегодня говорим о том, что мажорный лад придаёт музыке….. оттенок, а минорный - ……. оттенок. Хорошо запомнили? -Молодцы, ребята, все хорошо усвоили, как на слух определить мажор и минор! | Мажорный лад Потому что краски на картине сочные, яркие Минорная В минорном Мажор (учащиеся высказывают свои мысли) Смотрят на экран. Выполняют задание. (учащиеся высказывают свои мысли) -от настроения Мажор Мажор Мажор Мажор Минор Минор Минор Дети слушают в записи «Море» Н. Римского-Корсакова голосом передают настроение а дети слушают несколько тактов из произведения и голосом отражают настроение мелодии, используя гласные звуки. Перед исполнением называют лад (мажор, минор, движение музыки); б) петь можно хором и индивидуально. | Устанавливать причинно следственные связи. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. -извлечение из музыкального произведения необходимой информации; Давать определения понятиям. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. -извлечение из музыкального произведения необходимой информации; Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами |
6.Итог урока. 7.Рефлексия. | Слайд 11 | 5 5 | - Так что же такое лад? -Правильно! С какими главными ладами музыки мы познакомились? -Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад? -Какой оттенок придаёт минорный лад? -какие произведения, и каких композиторов вы слушали? В каком ладу они звучали? -У каждого из вас в течение урока создалось настроение (мажорное или минорное). -Я прошу вас поднять ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас. А может музыкальные лады и сейчас где-то рядом? Вот смотрите: за работу на уроке я могу с гордостью поставить пятёрки и четвёрки следующим ученикам…! В каком ладу эти оценки? Почему? Какие настроения в мажоре? А вот урок наш подходит к концу, и мы не увидимся целую неделю, поэтому мне немножко грустно. Это лад?.. . -Мне очень понравилось сегодня работать с вами на уроке! Вы меня очень порадовали своей активной работой. -Спасибо за работу на уроке! | Лад – средство музыкальной выразительности от которого зависит настроение музыки. Мажор Минор Дети поднимают карточки настроений В мажорном Светло. Радостно… Минорный | -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности |