Методический разработка «Русская народная песня на уроках «Слушания музыки»
Методический разработка «Русская народная песня на уроках «Слушания музыки»
Народные песни - произведения, непревзайденные по своей доступности и простоте. Изучение народного творчества расширяет кругозор ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эстетический и художественный вкус.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методический разработка «Русская народная песня на уроках «Слушания музыки»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств п. Старь»
Дятьковского района Брянской области
Методический разработка
«Русская народная песня на уроках «Слушания музыки»
Преподаватель
теоретических дисциплин
Самусева М.А.
2025г.
На уроках по «Слушанию музыки» я приобщаю детей к бескрайнему миру народной, классической музыки, обогащаю их слуховой опыт, формирую умения и навыки, которые будут необходимы для воспитания грамотного и заинтересованного слушателя, а также пригодятся ребятам в процессе обучения в общеобразовательной школе.
В 3-ем классе большую часть учебной программы занимает изучение русского фольклора. Этой теме в учебном плане отводится достаточно времени, чтобы освоить этот пласт и в дальнейшей учебе дети смогли бы понять русскую профессиональную музыку XIX и XX веков, в которой композиторы постоянно обращались к народной песне, неисчерпаемому источнику развития духовной культуры общества. Народные песни - произведения, непревзойдённые по своей доступности и простоте. Изучение народного творчества расширяет кругозор ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эстетический и художественный вкус.
Большинство детей к моменту уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню мамы или бабушки, веселое подпевание плясовой мелодии в детском саду. Эти впечатления я стараюсь закрепить и расширить на своих уроках, знакомя с близкими им народными песнями, попевками, мелодиями, которые так богаты жизнелюбием и неиссякаемой энергией русского народа.
Изучение темы «Народное музыкальное творчество» начинается с изучения календарного цикла древних славян, наших предков, жизнь и благополучие которых зависела от урожая. Поэтому весь быт и традиции были тесно связаны с земледельческим календарем. В зависимости от отведённого по программе времени и от уровня группы можно вести разговор подробно: с древними названиями месяцев, с разбором христианских праздников и днями поминовения святых. А можно дать более общее представление о рассматриваемом периоде с главными событиями, не вдаваясь в мелкие детали. Но на уроках обязательно упоминаю народные приметы и праздничные игры, обряды, т.к. это всегда интересно детям.
В историческом времени до правления Петра I Новый год начинался 1-го сентября, это время жатвы, поэтому я начинаю знакомство учащихся с циклом календарных трудовых песен.
После сбора урожая играли свадьбы. Цикл свадебных песен включает в себя лирические, плясовые, шуточные, плачи. Они понятны, вызывают интерес у детей, потому как свадебные обряды благодаря своей красоте и нарядности живут и в настоящем времени.
В зимний период главными праздниками являются Рождество и встреча весны – Масленица. Рождество – это праздник, традиции которого являются благодатным материалом: изучаем с учащимися рождественские колядки и исполняем их на уроке, подыгрывая на шумовых инструментах. Так же я прошу детей нарисовать иллюстрации к прослушанным песням. Как пример, можно показать картину В. Сурикова «Взятие снежного городка». Для наглядного объяснения на уроке, где рассказывается о Проводах масленицы я обязательно показываю отрывок из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» «Проводы Масленицы».
Следующий интересный цикл русских народных песен – веснянки. Он так же вызывает большой интерес у детей, особенно, если рассказать им о дне весеннего равноденствия, когда кликали весну песней, встречали птиц тем, что пекли печенье-жаворонки, на Благовещение выпускали птиц из клеток.
Цикл летних песен связан с посевными работами. Это, в основном, заклички дождя. И в этой группе есть очень привлекательные для учащихся темы, связанные с днём Ивана Купалы. Пением сопровождались гулянья, хороводы, танцы, что вызывает у детей при знакомстве и изучении этих песен радость и интерес. Хорошо сочетать слушание таких песен и их исполнение с движениями, играми («Ручеёк»), или можно устроить выставку рисунков, посвящённых русальной неделе, завиванию венков.
Т. к. все жанры народных песен были связаны с религиозными праздниками то при изучении каждого жанра я знакомлю учащихся с христианским праздниками, например, Покров – это праздник, посвященный Богородице, День зимнего солнцестояния – это день памяти Николая Чудотворца, день Ивана Купалы – праздник памяти Иоанна Предтечи, Пасха – самый главный день в христианском календаре.
После того, как пройден календарный круг обрядов и песен, хорошо обратиться к теме детского фольклора: потешки, прибаутки, колыбельные, игры. В этот период хорошим домашним заданием будет различная изобразительная работа, поисковая, связанная с поговорками, загадками. Дети с удовольствием рисуют, ищут пословицы, сочиняют свои песни в стиле народных. На контрольном уроке можно устроить конкурс рисунков, сочинённых песен и т. д.
Остаётся рассмотреть ещё один пласт народных песен – былины и исторические. Знакомство с ними необходимо связать с литературными произведениями, тем более что дети знакомятся с героями русского эпоса на уроках в общеобразовательной школе. Чтобы вызвать у них интерес к былинам, в которых чаще всего встречается мелодия речитативного склада, я обращаюсь к примерам изобразительного искусства: Васнецов «Богатыри» или Билибин иллюстрация к былине «Вольга и Микула Селянинович», Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле)» и мы сучащимися рассматриваем их, а затем слушаем былины.
Целесообразность такой последовательности изучения жанров в том, что это позволяет в следующем 4-ом классе детям осваивать тему русской народной песни в творчестве композиторов. Многие композиторы цитировали фольклор, стилизовали, собирали песни в сборники, и тем самым они передавали самобытность своего народа, считая народную песню большой ценностью. Всё композиторское творчество основано на народном, так как в нем сама жизнь. Оно поучительно чистотой и непосредственностью. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Народные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребёнок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.
М.Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало - большая радость. И печален жребий того, кому не дано ее испытать.