Методическая разработка по предмету "Хоровой класс"
Методическая разработка по предмету "Хоровой класс"
В ДХС «Камертон» занимаются дети разновозрастные (от 9 до 15 лет) и разных национальных культур (русские, украинцы, белорусы), но всех их объединяет любовь к хоровому пению. В основе репертуара – собственные аранжировки произведений русских, зарубежных и современных композиторов, оригинальные образцы русской и зарубежной классики произведения приморских композиторов.
Выстраивание унисона, упражнение в легато, в стаккато, на развитие голосового и динамического диапазона, навыки владения резонаторами и артикуляционным аппаратом, упражнение для свободного движения нижней челюсти, для развития дикции, для развития гармонического слуха, для развития ощущения ладовой окраски и чувства ритма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, сравнения, музыкального обобщения.
1. Вступительное слово.
2. Распевание в хоре: выстраивание унисона, упражнение в легато, в стаккато, на развитие голосового и динамического диапазона, навыки владения резонаторами и артикуляционным аппаратом, упражнение для свободного движения нижней челюсти, для развития дикции, для развития гармонического слуха, для развития ощущения ладовой окраски и чувства ритма.
3.Работа над произведением И. Хрисаниди «Струны коснулся соловей».
Оборудование: рояль, ноутбук, мультимедиа, диск DWD-R.
Использование ИКТ: видеозаписи и аудиозаписи хора «Радуга», презентация.
Использование технологий: уровневая дифференциация, коллективных творческих дел, здоровьесберегающая.
Использованная литература
Белобородова В.В. Адаптированная образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование» (Хоровой класс) для учащихся инструментальных и хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств.
Казачков С. От урока к концерту. – Казань, 1990.
Музыка в 4 – 7 классах: Метод. Пособие для учителя /Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина; Науч. Руководитель Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1986.
Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности: Хоровое сольфеджио. – СПб., 1999.
Г. Струве. Я хочу увидеть музыку. Песни для солистов, вокальных ансамблей и детского хора. – Изд. третье, доп. – М., 2002.
Наглядные пособия
Хоровые партии произведения И. Хрисаниди «Струны коснулся соловей», портрет композитора И. Хрисаниди, СД диски с записями творческих вечеров, концертов, отдельный записей различных составов исполнителей многочисленных произведений композитора. Два нотных сборника И. Хрисаниди.
Ход урока
1.Вступительное слово.
В ДХС «Камертон» занимаются дети разновозрастные (от 9 до 15 лет) и разных национальных культур (русские, украинцы, белорусы), но всех их объединяет любовь к хоровому пению. В основе репертуара – собственные аранжировки произведений русских, зарубежных и современных композиторов, оригинальные образцы русской и зарубежной классики произведения приморских композиторов.
У обучающихся формируются обобщённые интеллектуальные умения: умение анализировать музыкальные произведения и делать выводы. Слышать разнохарактерные произведения и стили композиторов; устанавливать взаимосвязь между жизнью и музыкой; сравнивать музыку композиторов-классиков, местный песенный материал и современных авторов.
Причинами нарушения детского голоса могут быть перенапряжение, напряжённая вокализация, чрезмерная разговорчивость, разговор в шумной обстановке, твёрдая атака в разговоре и пении, надрывный кашель, сухой воздух. Поэтому важно сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по охране детского голоса, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основные принципы работы с детьми в мутационный период: не ускорять процесс развития гортани, не использовать репертуар взрослых певцов, не петь при хрипоте. Осторожное пение во время мутации способствует более спокойному ее протеканию. При двухчасовых занятиях хора необходимо устраивать перерыв после первых 45 минут, проветривать помещение.
В хоре ребёнок приучается к коллективному музицированию, выполнению определённых вокальных навыков, умению анализировать характер звучания голоса (свой и товарищей) и сливаться со своей партией по высоте и тембру. Результатом применения технологии коллективных творческих дел являются: навык хористов петь по ручным знакам, у коллектива вырабатываются ценности и идеалы исходя из личностных интересов, создаются условия включения детей в творческую деятельность, оцениваются результаты коллективной деятельности с точки зрения каждого, формируется среда взаимоуважения и понимания друг друга.
2. Распевание в хоре: материал, используемый для упражнений должен быть легко запоминаемый и постоянный. Постоянно использую следующие упражнения:
1.упражнение на одном звуке;
2.гаммообразные упражнения;
- non legato
- legato
- staccato;
3 навыки владения резонаторами и артикуляционным аппаратом;
4 упражнения для свободного движения нижней челюсти.
5 упражнения для развития ощущения ладовой окраски и чувства ритма.
1. Упражнение на одном звуке (выстраивание унисона), петь по полутонам вверх начиная с «ля» I октавы и до «ми» II октавы и вернуться вниз на исходный звук. Петь медленно, на цепном дыхании. В данном упражнении одновременно с дыханием отрабатывается атака звука. По мере того, как хор овладевает дыханием, предъявляются все более строгие требования к качеству всех видов атаки, и в первую очередь мягкой.
2. Упражнение в legato.
В данном упражнении атака употребительна только мягкая или смешанная. Петь в умеренном темпе, начиная с «до» II октавы и вверх по полутонам до «фа» II октавы, затем вниз до «ми» I октавы. Сила звучания должна быть одинаковой от первой до последней ноты.
а) Пение на звук «у», губы сложить трубочкой.
б) При формировании гласной «и» звук должен быть прикрытым.
3.Упражнение staccato.
Упражнение петь в умеренном темпе. Для более четкого рисунка акцентировать сильную долю. Добиваться устойчивости всех звуков, активно пользоваться дыханием
4.Навыки владения резонаторами и артикуляционным аппаратом.
Эти навыки воспитываются в сочетании, поскольку резонаторы и артикуляционные органы функционально связаны. В натуральном виде резонаторы функционируют обычно изолированно, каждый на своем участке диапазона. Задача – добиться их оптимального смешения. Обучение начинается с примарных тонов диапазона, естественно включающих в грудной резонатор. Давая понятие о головном резонаторе на этом участке, мы закладываем основу для смешанного звукообразования. Правильная настройка голоса предусматривает пение близким звуком в высокой позиции на всем диапазоне. С учетом этих обстоятельств даются первые упражнения: пение одиночных выдержанных примарных звуков на слогах «си» и «ми», помогающих включить головной резонатор в близком и высоком звучании, а также исполнение нисходящих и восходящих поступенных последовательностей из нескольких звуков на сочетании «си-я» и «ми-я».
Слоги для смешанного звукообразования «ли», «ди», «ми», «зи», «ду», «лю». Гласные «и», «е», «ю», способствуют высокому звучанию. Петь упражнение в умеренном темпе. Владение высокой позицией становится потребностью хора и придает его звуку полетность, звонкость, легкость, одухотворенность, благородство и красоту.
5. Упражнение для свободного движения нижней челюсти.
Добиваясь свободной и естественной артикуляции, мы облегчаем работу гортани, связок, дыхания, ибо, как известно, «хорошо сказанное наполовину спето».
6.Для развития голосового и динамического диапазона.
Упражнение петь на одном дыхании начиная в нюансе P, делая постепенно крещендо и выход на f.
7.Упражнение для развития дикции.
Для развития дикции полезно пение скороговорки на одиночном выдержанном примарном звуке, двухголосно в квинту и трехголосно по мажорному трезвучию. (В. Белобородова из практических занятий)
Например:
- Бык, тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа, была тупа.
-На дворе трава, на траве дрова
8. Упражнение для развития гармонического слуха.
Петь упражнение по мажорному трезвучию вверх на слово «Здравствуйте», используя прием наслаивания одной партии на другую.
9.Упражнение для развития ощущения ладовой окраски и чувства ритма.
Пение гаммы Ре мажор вверх и вниз на штрих legato, staccato.
Пение гаммы legato на разные ритмические группы:3.Работа над произведение И Хрисаниди «Струны коснулся соловей» на стихи.
Ирина Хрисаниди - Орловский композитор, член союза композиторов, художественный руководитель Орловской государственной филармонии, художественный руководитель Орловского муниципального камерного хора «ЛИК», доцент Орловского государственного института искусств и культуры общественный деятель. Песенному творчеству композитора присущи мелодизм, красота гармонии, ясность формы, ее музыка понятна и оригинальна, проста и возвышенна, ее отличают сердечность, теплота, искренность. Творчество охватывает разнообразные музыкально- песенные жанры: это песни для детей разного возраста, обработки народных песен, хоровая музыка для самых разных составов исполнителей, джазовые композиции, духовные сочинения.
Песня «Струны коснулся соловей» насыщена романтикой, написана в размеренном ритме, в четырех дольном размере, рассказывает о трепетных струнах души человека, которые в тексте ассоциируются с пеним соловья. О самых нежных чувства, о любви и нежности, о мечте, о музыке души. Учит нас быть добрыми, внимательными, любить все то, что тебя окружает. И стараться делать этот мир еще прекраснее.
Исполнителям необходимо передать мечтательность настроения, вдумчивость и вместе с тем «полетность», мечтательность, в этом помогает интонационный строй песни, ее лирическая особенности мелодической линии. Во 2 части на фоне не реально- красивого вокализа несколько ярче звучит соло, все больше и больше обеспечивает эмоциональный и динамический подъем.
Мелодия песни точно соответствует содержанию слов и подводит к кульминации. Это потребует тщательной работы над кантиленой, над дыханием, над чистотой интонирования.
Общее светлое звучание достигается высокой певческой позицией хорового исполнения, которая должна быть сохранена и на низких звуках. Для этого они должны исполняться легко, на дыхании, с ощущением стремления к вершине.
Характер звуковедения песни требует большой связности – legato, длинных музыкальных фраз, хорошо поставленного дыхания. Запев исполняется в унисон, что потребует тщательной работы над интонацией, слаженностью голосов, выстраиванию унисона всех партий. Обратить внимание на интонацию широких интервалов в запеве, которые начинаются из затакта, что представляет особую трудность при интонировании. В припеве выстроить ансамбль между голосами, полифоническое трехголосие, активизировать слово, выход на кульминацию.
Воплотить музыкальный образ этой песни означает достичь светлого, напевного звучания, непрерывности ее мелодического движения, широты дыхания. А этому поможет работа над кантиленой, мягкой атакой звука, над округленным формированием гласных, ясной артикуляцией, сохранением высокой певческой позиции во всем диапазоне мелодии.
Исполнение хором песни И. Хрисаниди «Струны коснулся соловей».
4.Заключительное слово.
Используя в работе с хоровым коллективом методики разных авторов, мы пополняем свой хормейстерский багаж, учимся вокальному мастерству, выбирая то, что для нас является необходимым и приемлемым. Ведь нет единой и обязательной методики для всех, то, что у одного дает прекрасный результат, у другого может привести к неудаче. Формируя вокальные навыки в детском коллективе, нельзя забывать и о воплощении художественного образа в произведении.