Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по хоровому классу на тему: "Особенности работы концертмейстера в хоровом классе". Открытый урок по предмету "Класс ансамбля"»
Методическая разработка по хоровому классу на тему:
«Особенности работы концертмейстера в хоровом классе»
Открытый урок
по предмету «Класс ансамбля».
Набатов А.С.
преподаватель-концертмейстер
народно-инструментальных дисциплин
ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры»
Тема урока: Использование групповых контрольных уроков с элементами игры на
уроке по предмету «Класс ансамбля».
Цель урока: Создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения
учащихся.
Задачи урока:
- Образовательные: закрепление теоретических знаний по музыкальной терминологии (средства музыкальной выразительности – точка, паузы, фермата, динамика), практические исполнительские навыки, правильная артикуляция.
- Развивающие: обогащение музыкально – слухового и исполнительского опыта студентов, реализация их исполнительских возможностей через учебную деятельность.
- Воспитательные: расширение кругозора учеников, привитие любви к вокальному сочинению (не только музыкальному, но и поэтическому тексту), поиск активных и интересных форм рабаты по изучению вокального произведения.
Форма урока: групповое обобщающее занятие с элементами игры.
Методы и приемы реализации поставленных задач:
Репродуктивный – применение полученных знаний, умений и навыков на практике.
Словесный – метод беседы, диалога, объяснения на словах.
Практический – упражнения, выступления перед сокурсниками и гостями.
Наглядный – демонстрация, показ.
Ожидаемый результат: закрепление полученных навыков на новом качественном уровне. Положительное выступление на промежуточной итоговой аттестации.
Учебно – методический комплекс:
Плакаты.
Карточки.
Музыкальный центр.
Ход урока.
Организационный момент (5 мин.)
Технический блок (5 мин.) Распевание.
3. Итоговая групповая репетиция (30 мин.)
4. Заключительная часть (5 мин.).
Подведение итогов. Домашнее задание.
План проведения урока
1. Организационный момент.
1.1. Сообщение темы. Цели, задач, плана урока.
2. Технический блок. Распевание:
.Дыхательная гимнастика (10 -15 вдохов);
2.2.Нижнереберный вдох и резкий выдох на звуке «фы –фы»;
2.3.Пение звуков с закрытым ртом;
2.4.Пение на одном звуке («Из-за леса»);
2.5.Распевание на чистое двухголосие («Жаворонок дуде»)
Задача концертмейстера – подобрать правильные распевки, помогающие овладеть техническими навыками в разучивании репертуара. Концертмейстер следит за чистотой интонирования, повышается роль внутреннего слуха и знание законов интонирования различных интервалов.
3. Итоговая групповая репетиция (с выявлением ошибок самими студентами).
Занятие строится в зависимости от способностей студентов, строения певческого
аппарата.
Работа над вокальными произведениями:
Русская народная песня «Как за нашим, за двором»
Муз. А.Аверкина, сл. В.Лаубе «Рязань любимая»
Русская народная песня « Ой, заря, ты зоренька»
Муз.Г.Пономаренко, сл. Т.Голуб « Не будите, журавли»
Концертмейстер дает возможность студентам исполнить все произведение
целиком (независимо от того как спели), далее концертмейстер дает
возможность самим студентам проанализировать свои ошибки.
Концертмейстер рекомендует начать работу по отдельным «кускам» с учетом выявленных ошибок, добиваясь их устранения, распознает и объясняет причины ошибок: интонационных неточностей, трудных мест в мелодии, отрабатывает со студентами ритмическую сторону исполнения, обращает внимание на художественное значение точки, фразировки, пауз, ферматы, синхронное произношение слов, дикции. Концертмейстер следит за исполнением данных педагогом установок правильного, не поверхностного дыхания, что очень помогает пению кантилены. Концертмейстер под руководством педагога учит студентов правильно распределять силу звука на протяжении всего произведения, объясняет, как можно готовить кульминацию, как опасно петь на динамическом пределе.
Концертмейстер должен разбудить у студентов воображение, помогающее проникнуть в образное содержание произведения. Концертмейстер воспитывает музыкальный вкус через профессиональное художественное исполнение аккомпанемента.