Музыкальное приветствие, исполнение песни «Добрый день» музыка Я.Дубравина, слова В.Суслова
Учитель: Здравствуйте, ребята! Вспомните, как называется тема года?
Ученики: Музыка, музыка всюду нам слышна.
Учитель: Молодцы! Ребята, вспомните, где может звучать музыка?
Ученики: (ответы детей)
Учитель: Правильно, музыка может звучать везде и, конечно, на праздниках.
Стук в дверь
Учитель: Ребята, к нам кто-то пришёл. Кто же это?
Появляется из-за ширмы Петрушка
Ученики: Это Петрушка.
Петрушка: Привет, ребята! Да – это я – Петрушка. И пришёл я к вам на урок, потому что скоро праздник.
Кто из вас знает, какой праздник мы будем отмечать в это воскресенье?
Ученики: Масленица.
Учитель: Правильно, Масленица. На Масленицу на площади устраивали гуляния в которых участвовали разные сказочные герои, а в конце праздника сжигали чучело масленицы. Но праздник Масленицы отмечается не один день, а целую неделю. И каждый день носит своё название. И наши ребята знают много об этом празднике. Петрушка, послушай, какие стихотворения приготовили ребята.
(приглашаются ученики класса, которые рассказывают стихотворение о Масленице).
Широкая Масленица - Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА". Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер... Накатавшись вволю, все блины едят.
"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада. Все гулять, резвиться вышли, как один! Игры и потехи, а за них - награда: Сдобный и румяный масленичный блин!
Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся. Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники - всё им удаётся. Пироги и блинчики - всё на стол мечи!
А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит. Ледяные крепости, снежные бои... Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек - суженых своих.
ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"... Тёща приглашает зятя на блины! Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ". Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ!
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает. Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ". Чучело соломенное - Зимушку - сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
Пышные гуляния Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять! Через год Красавицу снова повстречаем. Снова будем праздновать, блинами угощать!
Учитель: Спасибо, большое, ребята!
Многое вы узнали из рассказа ребят.
Так почему же появился этот праздник?
Петрушка: Что делали люди на Масленицу?
Почему на масленицу ели блины?
Ученики: Потому что блин похож на солнышко.
Учитель: Правильно. Масленицу все очень ждали и встречали её песнями и танцами. И мы тоже встретим её песней.
Петрушка: А вы песни про Масленицу знаете?
Исполнение песни «Едет Масленица»
Петрушка: А играть вы любите?
Учитель: Масленицу встречали не только песнями. И мы встретить Масленицу не только песнями, но и играми. Все смотрят на меня и повторяют за мной движения.
Функциональное упражнение «Парад». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы. Звучит «Марш» С.С.Прокофьева.
И.П. – стоя. Марширование на счёт «Раз-два-три-четыре». Прокофьев Марш
В первом цикле шагов хлопок руками на счёт «раз»,
Во втором – на счёт «два»,
В третьем – на счёт «три»,
В четвёртом – на счёт «четыре»
Раз (хлопок) – два-три-четыре
Раз-два (хлопок) – три-четыре
Раз-два-три (хлопок) – четыре
Раз-два-три-четыре (хлопок). Повторить несколько раз.
Учитель: Ребята, писатели рассказывают нам истории – словами, а чем пользуются художники?
Ученики: Красками.
Учитель: Правильно.
Посмотрите внимательно на картины и скажите, что хотел показать художник? (празднование Масленицы).
Как веселились люди на Масленицу?
(ответы детей)
Ребята, а что используют композиторы, чтобы рассказать нам историю?
(звуки)
Петрушка: А вы знаете, что про меня композиторы сочиняли музыкальные произведения?
Учитель : Да, Петрушка.
Портрет И.Ф.Стравинского
Учитель: Игорь Фёдорович Стравинский сочинил произведение, которое посвятил Масленице - балет «Петрушка» одна из частей называется «Русская»
Послушайте «Русскую» этого композитора. Какой характер у музыки?
У вас на партах разноцветные карточки. Отложите те цвета, которые соответствуют настроению музыки.
Слушание музыки.
Набор ваших цветов соответствует цветам на картинах?
Можно ли сказать, что по характеру она близка картинам художников?
Ответы детей
Петрушка: А сами на музыкальных инструментах играть умеете?
Учитель: Умеем. Мы из наших музыкальных инструментов создадим «Оркестр». Вначале Мы слушаем музыку, я прохлопываю ритм, который вы повторяете за мной.
Звучит музыка «Камаринская», прохлопывает ритмический рисунок учитель, за ним ученики.
Хорошо! Сейчас нам поможет исполнить это произведение небольшой оркестр.
(инструменты по группам)
Учитель: я прохлопываю ритм, а вы вместе с оркестром повторяете его.
(звучит «Камаринская» исполнение вместе с учителем)
Учитель: Молодцы, ребята, славный получился у нас оркестр!
Я думаю, что и Петрушке он тоже понравился.
Петрушка:
Учитель: Но любой праздник когда-нибудь заканчивается. Но окончание Масленицы ведёт к началу весны. Посмотрите и послушайте, какой бывает весна. Садитесь удобно смотрите и слушайте.
Просмотр видеоклипа «Весна» музыка Эдварда Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
Учитель: Какая красивая и разная бывает весна.
Дома с помощью красок создайте свой образ весны. Нарисуйте рисунки и мы устроим выставку из них на следующем уроке.
Давайте вспомним – что мы делали на этом празднике?
Ученики: Слушали музыку И.Стравинского, рассматривали картины русских художников о Масленице, пели народные песни, играли на русских народных музыкальных инструментах. Смотрели, какой бывает весна.
Учитель: Петрушка, а тебе у нас понравилось.
Петрушка: Да, очень понравилось.
Учитель: Но пора нам масленицу провожать.
Исполнение песни «Вот уж зимушка проходит»
Рефлексия.
Вы сегодня и пели и играли и были настоящими музыкантами, давайте мы друг другу поаплодируем, и похвалим, погладим себя по голове.
С каким настроением вы заканчиваете урок.
(Ответы детей)
Петрушка: И я хочу вас поблагодарить за праздник. Пусть это солнышко напоминает вам о нашем празднике.