Просмотр содержимого документа
«Люблю я грусть родных просторов Конспект»
Открытый урок по музыке в 3 классе по теме:
«Люблю я грусть твоих просторов…»
Урок № 31
Тема урока: «Люблю я грусть твоих просторов…»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока:формирование эстетических потребностей, осознание роли природы в жизни человека; понимание жанрово-стилистических особенностей и музыкального языка на примере творчества Г. Свиридова, расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных терминов и понятий.
Учебные задачи:
направленные на достижение личностных результатов:
умение выражать свое отношение к исполняемому произведению.
формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;
направленные на достижение метапредметных результатов обучения
Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке
Формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству.
Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности
направленные на достижение предметных результатов обучения:
уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно- нравственном развитии человека.
Содержание урока:
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь
У: Кто может назвать имя композитора, создавшего это произведение?
Д: Георгий Васильевич Свиридов.
Знакомство с творчеством Г.В. Свиридова
У: Сегодня урок будет посвящён «певцу России» - Георгию Васильевичу Свиридову.
Нам предстоит ответить на вопрос: Как образ Родины воплотился в произведениях Г.Свиридова и почему его называют «певцом России»?
Откройте учебник на стр.120. Назовите тему урока?
Д: Люблю я грусть твоих просторов.
У: - Прочтите 1 абзац.
1. - Я наиграю вам мелодию «Запевки».
- Стих Игоря Северянина пропитан любовью к России, он боготворит её, преклоняется перед её могуществом и величием. Об этом говорит и название "Запевка". Не полная песнь, а лишь начало, запевка. Потому что невозможно спеть о России, настолько она необычна и необъятна. Об это и говорит автор в строках "О России петь - что тоску забыть, Что Любовь любить, что бессмертным быть!"..Так же невозможно петь о России, как быть бессмертным. Интересно использование слова "храм" в стихе. Складывается впечатление о нём, как о чём то недоступном, божественном. И путь туда лежит через нечто необычное, красивое, не через простые поля и луга, а через "полевые ковры". Стихотворение оставляет светлый осадок патриотизма, любви к Родине. Наверное, именно с таким чувством автор представлял себе состояние в конечной точке рути, том самом приходе в "храм".
Попробуйте её исполнить хором.
Слушание «Запевки» Г. Свиридова
- Это оркестровое произведение или хоровое? — хоровая миниатюра
- Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для выражения огромного чувства любви к родному краю, которое захватывает и нас?
Ответы детей. (Широта мелодии, поступенное движение, плавная линия…)
2. Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городе Фатеж, который на нынешний момент располагается в Курской области. С самого раннего возраста проявляется талант и страсть ребенка к литературе. Благодаря школьным кружкам, Свиридов участвует во многих постановках и даже пытается сочинять стихи.
В отличие от своих одноклассников, уже в восемь лет он знает множество отечественных и зарубежных авторов и способен даже назвать особенности их творчества. Однако литература была вовсе не единственным увлечением юного Георгия.
Как-то раз ему предстояла роль в школьном спектакле, где главный герой должен был исполнить короткую мелодию на балалайке. Свиридов выступил с инициативой обучиться игре на этом русском народном инструменте, который и привил мальчику любовь к музыке. Именно благодаря ему Свиридов начал сочинять собственные мелодии и пытаться подобрать на слух известные мотивы.
Георгий Васильевич Свиридов – российский композитор и пианист, обладатель множества различных государственных наград. Одно из его наиболее известных произведений украшает повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель».
Слушание. Г.В. Свиридов «Тройка» из иллюстраций к повести А. С. Пушкина
«Тройка» — начинается «с полуслова» мощно, фортиссимо, аккордами медной группы, сопровождаемыми непрерывной дробью малого барабана, четкими ударами бубна, тремоло литавр. Затем вступают струнные — активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот внезапно звучность стихает до пианиссимо, остаются только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных, и на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя), чисто русская в своей диатонике, с широким распевом. Она длится, переходит к кларнету, затем ее подхватывает фагот и, наконец, скрипки. Потом она начинает звучать более полно у скрипок вместе с деревянными, обвивается подголосками и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно медная группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии. Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихают: удаляется тройка, напев растворяется в восходящем ходе арфы.
3. Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы, истинно русская музыка – все это делает произведение Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки.
Слушание. Г.В. Свиридов «Весна и осень» из иллюстраций к повести А. С. Пушкина»Метель»
«Весна и осень», — это две крошечные миниатюры. Первая — нежный флейтовый напев в темпе allegretto, сопровождаемый еле слышными аккордами струнных. Затем флейту сменяет скрипка с тем же напевом. После паузы начинается вторая миниатюра (это осень, пора отцветания и усталости), с тем же мотивом, но приглушенным, у солирующей скрипки с сурдиной, и аккомпанируют ей своими мягкими аккордами теперь кларнеты и валторны — пианиссимо, с сурдинами. Скрипке подпевает английский рожок, гобой вставляет свою реплику, и все угасает на тончайшем пианиссимо.
Играем в композитора.
У каждого лист с заданием, которое учащиеся выполняют самостоятельно.
«Снег идёт...» — часть из «Маленькой кантаты» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака — лирическая зарисовка зимней природы. Прежде чем послушать эту музыку в записи, учащиеся пробуют спеть мелодическую импровизацию на стихи Б. Пастернака, затем сравнивают звучание стихов Б. Пастернака и А. Плещеева и сочиняют мелодии, в основе которых — ритмические формулы, выписанные в рабочей тетради («Играем в композитора», с. 22—23).
• В каком характере будет звучать каждая из мелодий?
• В какой из них окажется более развитая, развёрнутая мелодическая линия?
• В чём будет состоять особенность мелодии на многократно повторяющиеся слова «снег идёт»?
Системой подобных заданий учитель ставит перед учащимися художественно-творческие проблемы, решение которых активно развивает их образное мышление. Важно, чтобы оно осуществлялось на языке музыки, а не словесным путём. После этого слушание музыки Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака, которая сопоставляется с мелодиями, сочинёнными детьми. Затем учащиеся поют мелодию этой части «Маленькой кантаты» по нотам, которые даны в учебнике.
Стихи звучат приглушённо, почти шёпотом, в замедленном темпе спокойно падающего снега — и музыка Г. Свиридова звучит как бы вполголоса, словно с сурдиной, «в том же темпе, с ленью той...». В мелодии поочерёдно скандируются всего два звука (фа-диез и ля). За каждым из этих звуков закреплён «свой» тембр (группу альтов сменяет группа сопрано), «свой» гармонический фон из двух аккордов (переменный лад).
Слушание. 1-я часть кантаты «Снег идёт...»
Равномерное, многократное повторение основной интонации на одном звуке у разных голосов придаёт прозрачность, таинственность звучанию. Слушая музыку, испытываешь на себе завораживающее, почти гипнотическое воздействие этой музыкальной картины — снег идёт. Обратите внимание детей на сопровождение хора, звучание арфы, челесты, флейты, которые передают ощущение, с одной стороны, некоторой фантастичности, с другой — колокольности, устремлённости ввысь.
• Но только ли это пейзаж?
• Что ещё напоминает такая метрическая равномерность?
Учащиеся, как правило, слышат ход маятника, отсчёт времени. Музыка воспроизводит не только падение или полёт снега — звуковая картина Г. Свиридова есть и изображение самого Времени, которому противопоставляется тема творчества.
• Как вплетается творчество во Время?
• Как идут годы — бесстрастным снегопадом или осмысленно, «как слова в поэме»? Так, пейзаж, знакомый и близкий всем нам с детства, претворён в музыке с помощью поэта Б. Пастернака как мысль о предназначении художника.
Может быть, за годом год
Следует, как снег идёт,
Или как слова в поэме?
Последние слова фразы исполняются солистом. Тем самым композитор выделяет их особо, подчёркивая значимость в общем смысле произведения. Вопрос остаётся без ответа. Как магическое заклинание звучит неизменный рефрен «Снег идёт, снег идёт» — альты поют на самом низком звуке (октавой ниже), и вновь повторяется начальная строфа стихов.
Разучивание и исполнение песни Елены Плотниковой «Счастье русской земли»
Разучивание по фразам. Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.
Небо зеркальное, Небо огромное, Звёздные в небе огни… Исповедь тайная, Горница скромная, В косы сплетённые дни.
Добрая, милая, Лаской утешена,- Чистой водой родника… С новыми силами - Ясная, снежная, Бурная, словно река!
Припев: В чём, Россия, счастье твоё? В чём же сила Русской Земли? Счастье в том, что сердце поёт О твоих просторах вдали!.. В чём, Россия, боль и мечта? Как печаль с тобой разделить? Дарит свет твоя красота, Чтоб любить, чтоб дети росли.
Ты неприступной И гордой царевною Можешь пройти над толпой, Помнишь и песню, Простую, душевную, С честной нелёгкой судьбой.
Утром весенним Все окна раскрыла ты И улыбнулась заре. Белой сиренью, Мечтой быстрокрылою Ты расцвела во дворе!
Припев.
Итог урока
«Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа»
Свиридов Георгий Васильевич
Для Г. В. Свиридова музыка немыслима без постоянного общения с природой. Осень и зима, весна и лето, необозримые поля и дремучие леса, прозрачные озера и полноводные реки представлены в его творчестве.
«Время, вперед!» — и время действительно мчится вперед, а Россия должна оставаться сильной, гордой, богатой прекрасными людьми, любящими сынами Отечества, такими, как Георгий Свиридов!