Обучающая: Формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения. Развивать умение устанавливать связь между художественными образами музыки и произведениями литературы.
Развивающая: Развивать музыкальные способности в процессе разучивания и исполнения песен, уметь передать характер. Развитие внимания, воображения и мышления через восприятие и анализ творчество поэтов, композиторов.
Воспитательная: Воспитание творческого начала в деятельности. Способствовать воспитанию любви к музыке и поэзии.
Планируемые результаты.
Предметные результаты: Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения. Формировать навыки сопоставления поэзии и музыкальных произведений. Понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности.
Личностный результат: развитие хорошего художественного вкуса.
Системно - деятельностные результаты: высказывание своего отношения к песням и поэзии, умение делать анализ музыкального произведения.
Материальное обеспечение урока.
Для учителя: СД-проигроваль, СД-диски, компьютер, слайды, фортепиано.
Для учащихся: учебник музыки, тетрадь.
Межпредметные связи: казахская литература, русская литература язык, ритмика, изобразительное искусство.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литература и музыка »
Урок музыки в 6 классе Тема урока: Литература и музыка. Тип урока: комбинированный урок. Цели и задачи урока:
Обучающая: Формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения. Развивать умение устанавливать связь между художественными образами музыки и произведениями литературы.
Развивающая: Развивать музыкальные способности в процессе разучивания и исполнения песен, уметь передать характер. Развитие внимания, воображения и мышления через восприятие и анализ творчество поэтов, композиторов.
Воспитательная: Воспитание творческого начала в деятельности. Способствовать воспитанию любви к музыке и поэзии.
Планируемые результаты.
Предметные результаты: Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения. Формировать навыки сопоставления поэзии и музыкальных произведений. Понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности.
Личностный результат: развитие хорошего художественного вкуса. Системно - деятельностные результаты: высказывание своего отношения к песням и поэзии, умение делать анализ музыкального произведения. Материальное обеспечение урока.Для учителя: СД-проигроваль, СД-диски, компьютер, слайды, фортепиано. Для учащихся: учебник музыки, тетрадь. Межпредметные связи: казахская литература, русская литература язык, ритмика, изобразительное искусство. Планирование деятельности:
Беседа о композиторах и поэтах.
Знакомство с поэзией о музыке.
Что такое «романс», «балет» «опера»?
Слушание и анализ произведений: (романсы) «Утраченная юность» (сл. С. Есенин, муз. В. Дробыш), «О тебе вспоминаю я редко…» (сл. А. Ахматова, муз. А. Рыбников), «Романс Черепахи Тортиллы» (сл. Ю. Энтина, муз. А. Рыбникова).
Исполнение песни «Маленькая страна» (сл. и муз. И. Николаев)
Ход урока1.Организационный момент. Музыкальное приветствие. Перекличка учащихся. Готовность учащихся к уроку. 2. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания. Что такое кюй? Кто исполняет кюй? Каких известных кюйши мы уже знаем? 3. Актуализация опорных знаний.
Литература, музыка всегда
Союз искусства и добра,
Союз великого, земного,
Такого близкого, родного
Искусства. Словно две сестры,
Две полноводные реки
Вдруг в русле вместе оказались,
В своем родстве не сомневались.
Одна из них звонче пела,
Другая говорить умела.
И часто обе сообщались,
Слова и звуки вдруг сплетались.
Рождалось новое творенье.
Тому виною – вдохновенье. Как вы думаете, ребята, о чем поедет речь на нашем уроке? 4. Раскрытие темы урока. Деление ребят на 2 команды. Одна команда будет доказывать связь музыки и литературы, а другая отрицать. Литература и музыка, друзья или соперники? Учитель обращает внимание учащихся на слайды. Выполнение заданий. Как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд: 1.-Песня 2.- Опера 3.- Инструментальная музыка 4.- Балет 5.- Концерт Как и любой другой вид искусства, литература имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд: 1.-Поэзия 2.- Народная сказка 3.- Литературная сказка 4.- Былина 5.- Рассказ 6.- Роман Романс – это литература и музыка. Балет – это литература, танец и музыка. Опера – это литература, изобразительное искусство (прикладное), музыка, танец, театр.
Слово и музыка – два великих начала. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни, романсы, оперы.
Стихотворный текст способен придать музыке новое звучание. Он обогащает ее смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров.
Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение. Так поэзия становится частью музыки.
Литература дает жизнь многим жанрам музыкального искусства:
- вокальные жанры: песня, романс, кантата;
- сценические жанры: опера, балет, оперетта;
-жанры программной музыки, представляющие собой инструментальные произведения с литературным описанием содержания.
Литература и музыка: их союз навсегда отмечен печатью благородного воздействия друг на друга. Потому что и музыка у литературы, и литература у музыки учились только лучшему.
«Слова и звуки» Какая власть сравнится с властью их? Друг с другом мы через слова и звуки Сближаемся… Блаженство, радость, муки, Любовь, вражду – все облекаем в них – В словах и звуках вечный ключ сердец! Евдокия Петровна Ростопчина Слушание и анализ произведений: «Утраченная юность» (сл. С. Есенин, муз. В. Дробыш), «О тебе вспоминаю я редко…» (сл. А. Ахматова, муз. А. Рыбников), «Романс Черепахи Тортиллы» (сл. Ю. Энтина, муз. А. Рыбникова).
5. Разучивание песни.
Прочитайте текст песни. При разучивание песни обратите внимание на правильное дыхание и произношение.
6. Закрепление темы урока и подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что такое романс, балет, опера.
Заполнение карточек.
Отметить учащихся активно работающих на уроке.
7. Домашнее задание.
Знать что такое «романс», «балет», «опера». Связь литературы и музыки, названия романсов. Песня «Маленькая страна»