С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ» (пьеса-сказка). Связь литературы, музыки и живописи в художественных произведениях, на основе пьесы-сказки С.Я. Маршака «12 месяцев»
Цели деятельности учителя: дать учащимся возможность доказать правильность своих суждений при раскрытии качеств характеров героев пьесы, используя средства выразительности: музыки, живописи; помочь осмыслить сказку как художественное произведение.
Планируемые результаты изучения темы: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, используя такие средства выразительности, как живопись и музыка, определять жанр литературного произведения, давать характеристику героям, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД:
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретает новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, изобразительной действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, работает в группах.
Оборудование: презентация; карточки-схемы; план урока в рисунках, подснежники, сделанные в технике оригами; корзинка; записи музыкальных произведений, «Апрель», «Времена года» из альбома П. И. Чайковского; костюмы для инсценировки, плакат с изображением 12 месяцев, импровизируемая поляна.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей урока. Знакомство с планом урока.
Звучит музыка "Времена года" А. Вивальди.
Учащиеся входят под музыку, готовятся к уроку.
Вступительное слова учителя.
Чтение отрывков из стихотворений
1.Учитель: Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам!..
2.Учитель: Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора:
1.Учитель: Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит:
2.Учитель:- Ребята, скажите, о чем идет речь? (О весне.)
- Весна смело шагает. Чувствуется обновление в природе, в душе. Хочется улыбнуться, вздохнуть полной грудью. И пусть это радостное настроение не покидает вас.
2.Учитель: Сегодня у нас необычный урок, проведем его вместе с учителем музыки и изо Дергачевой Ю.В.
-А почему мы решили так сделать, вы скажите, когда прочтете эпиграф к нашему уроку.
Слайд №1
"Поэзии и музыки союз! Для наших душ союз вдвойне священный".
Ульям Шекспир.
2.Учитель: Как вы понимаете это высказывание?
Ответы детей: Связь между музыкой и поэзией полно раскрывает, дополняет какой-то образ.
2.Учитель: Давайте вспомним, а кто еще помогает нам создать тот или иной образ?
Ответы детей: Нам помогают еще и художники.
-На доске обозначен наш путь, что мы должны выполнить на уроке.
(На доске оформлен план урока. На столе учителя стоит небольшая корзинка с подснежниками в технике оригами.)
План урока
Учитель проводит анализ плана урока.
2.Учитель: – А что же нас ждет на уроке? В этом нам поможет разобраться опорная схема.
(Ответы детей)
1. Мы расскажем о жизни и творчестве С. Я. Маршака.
2. Поставим проблемный вопрос.
3. Разберем, какими средствами и как можно передать настроение в художественном произведении.
6. Проинсценируем пьесу-сказку.
7. Подведем итог урока, будет отвечать на вопросы, анализировать.
8.Узнаем домашнее задание.
-Вот наш план урока.
-Скажите, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
( 12 месяцев)
-Кто автор данного произведения? (С.Я Маршак)
Слайд 2 «С.Я. Маршак» портрет
III. Разговор о творчестве С. Я. Маршака.
2.Учитель:– Что вы можете рассказать о жизни и творчестве автора?
Ученик:-Родился в 1887 году в г. Воронеже, в семье мастера-химика. Рано, еще в детстве, начал писать стихи. Много лет работал журналистом, переводчиком. Самуил Яковлевич Маршак – поэт и писатель, один из зачинателей литературы для детей. Он не только писал для детей стихотворения и сказки, но и переводил на русский язык произведения писателей Англии, Италии, Чехии и многих других стран. Еще Самуил Маршак написал хорошо знакомые нам песни для спектакля Центрального детского театра «Приключения Чиполлино» по сказке Джанни Родари.
Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе.
В 1943 году создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев». Она написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных.
2.Учитель:- Есть ли дополнения к рассказу выступающего?
-Как вы оцениваете ответ своего товарища?
2.Учитель: - Писатель с помощью слова смог передать нам состояние и настроение героев в пьесе-сказке. Читая произведение Маршака, перед нами открылись образы 12 братьев-месяцев. Но в начале урока мы сказали, что литература связана и с другими видами искусства. Так что же нам помогает наиболее ярко, точнее понять образы героев? (Музыка, искусство)
-Значит, о чем пойдет речь на нашем уроке? ( О связи литературы, музыки и живописи в художественных произведениях, на основе пьесы-сказки С.Я. Маршака «12 месяцев»)
Слайд 3 «Тема урока»
IV. Беседа о средствах выразительности.
1.Учитель:– Выяснили, что передать свое настроение, описать природу можно с помощью слова. Этим занимается литература. Какие виды искусства еще передают настроение? (Живопись и музыка.)
-Как вы думаете, присутствует ли музыка в пьесе «12 месяцев»? Докажите.
(Да. На поляне 12 братьев – месяцев поют закличку «Гори-гори ясно», можно представить, как завывает вьюга.)
- А прослеживается ли в пьесе связь с живописью?
( Да. Живописные картины зимней природы, зимнего леса, одежда месяцев.)
1.Учитель:– Самуил Яковлевич смог с помощью слова рассказать нам о 12 месяцах. А музыка и живопись тоже по-своему рассказывают, описывают состояние природы.
Работа по картинам русских художников.
-Рассмотрим картины русских художников
Слайд 4 «Левитан «Золотая осень»
Левитан « Золотая осень»
-Что вы видите на картине?
- Какие краски взял художник, чтобы передать печаль осени? (Желто-серые, сине-серые, серые.) Докажите, почему? (Солнце прячется за тучи, небо темнеет, идет дождь, улетают птицы.)
Осень на картине передает печаль прощальных дней, печаль падающих листьев, пожухлых трав, предзимнего солнца, слабо пригревающего землю
Осень изображена золотой. Мы видим березки, густо усыпанные желтыми листьями, осинки, с которых уже слетела листва. Красавица-береза одиноко стоит на берегу реки. Плавно несет свои воды голубая река, в которой отражаются багряные листья кустарников.
Какую любовь к природе нужно нести в душе, чтобы написать такую замечательную картину. Не случайно Левитана называли «певцом русской природы».
Слайд 5 «Левитан «Большая вода»
Левитан « Большая вода»
-Какое время года изобразил художник?(весна)
Еще совсем недавно все было- белым бело, завалено снежными сугробами. Река была скована льдом, березы грустно качали серыми ветками, а сосны потрескивали от ночных заморозков. Но сквозь облака стало чаще проглядывать солнце. Закапала звонкая капель. Зажурчали ручьи - побежали к реке. И перед нами уже не застывший стеклянный мертвый лед, а прозрачная гладь воды. В ней, как в зеркале, отражаются облака и солнце, прибрежные рощи. Весеннее небо, тоже отражаясь в воде, делает ее голубой и бездонной.
Еще пуста и сыра земля, но все готово к пробуждению.
Картина Левитана – это образ русской весны.
1.Учитель:– Изменится ли настроение природы весной?
1.Учитель:– А какие краски должен взять художник, чтобы передать настроение весенней природы? (Краски должны быть яркие, потому что природа пробуждается после долгого зимнего сна: ярко светит солнце, небо голубое, вернулись перелетные птицы.)
Слайд 6 «Шишкин «Рожь»
Шишкин « Рожь»
Все в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, неподвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубые васильки в золоте ржи, наконец сам воздух, прозрачный, неподвижный, застывший.
Шишкин избрал здесь время дня, подчеркивающее спокойствие в природе, - полдень.
Полуденный пейзаж – это образ России
Слайд 7 «Шишкин «Зима»
Шишкин « Зима»
Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы.
Все сковано морозом, погружено в тень. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Лишь мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни.
Спокойствием и чистотой веет от картины
Слайд 8 «Музыкальный калейдоскоп»
Игра «Музыкальный калейдоскоп»
Слайд 9 «П.И. Чайковский»
1.Учитель: - Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор. На его счету десятки произведений мирового масштаба. Одним из известных произведений является «Времена года»
– Давайте поиграем в « музыкальный калейдоскоп». Сейчас прослушайте по 2 музыкальных произведения П. И. Чайковского и определите, какое время года изобразил композитор.
Зима, осень
– Что вы представили, слушая каждое музыкальное произведение?
– Какие звуки услышали?
– Какие чувства пробудили в вас эти музыкальные произведения?
Весна лето
-Какой можно сделать вывод.
– Значит, настроение природы может быть передано в музыке и живописи.
Слайд 10 «Картина 12 месяцев»
(висит на доске плакат)
- Какое действие пьесы изображено на картине?
(Девочка встречает в лесу двенадцать братьев.)
-Они похожи? Чем они отличаются? (Внешностью, позами.)
-Настроение героев художник передал через их положение тел, через позы.
Работа в группах со схемами-человечками
1.Учитель: - Вы - художники- эксперты.
Надо выбрать схему-позы человека, соответствующую фигурам на картине из предложенных вариантов на ваших столах.
Расположите их на картине.
- Так с помощью чего художник может передавать сюжет картины, настроение героев? (фигуры человека……)
-Фигура человека передаёт внутреннее состояние героев, создавая сюжет произведения.
(Проблемная ситуация)
Физминутка « Времена года»
Слайд 11 «Королева»
2.Учитель:- В нашей сказке есть совершенно противоположные образы. Давайте обратимся к характеристике королевы. Какая она? Продолжите ряд…(взбалмошная, эгоистичная, глупая, дерзкая, капризная, грубая, избалованная)
2.Учитель:- Докажите, что королева капризная и эгоистичная? Какие поступки королевы дали возможность сделать такой вывод?
2.Учитель: -Подумайте, чем отличаются между собой слова «приказывать», «требовать», «повелевать»? (оттенком лексического значения)
-Как называются эти слова? (Синонимы)
2.Учитель:- А кто еще из героев воплощает в себе традиционную сказочную идею зла? (Королева, мачеха, дочка мачехи)
Слайд 12 «Падчерица»
2.Учитель: - Проанализируйте, какие человеческие качества свойственны падчерице? Продолжите ряд…(Добрая, отзывчивая, трудолюбивая, исполнительная, приветливая, решительная, умеет противостоять злу)
1.Учитель: - Определите, прослушав музыкальные композиции, к какому образу – доброму или злому, можно отнести данный музыкальный сюжет. Почему?
Музыка
1.Учитель: - Какой можно сделать вывод? (музыка отображает характеры героев)
Слайд 13 «Занавес»
5. Проверка дом.задания. Инсценировка сказки-пьесы.
2.Учитель:- Все эти средства выразительности вы должны учитывать и использовать при чтении, пересказе и постановке пьесы-сказки.
- Что такое пьеса-сказка?
– Братья-месяцы – не отвлеченные образы, олицетворяющие природу. Это – бережливые и заботливые хозяева леса и поля... С. Маршак хотел, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным, прямодушным и честным людям открывается природа, что постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с ней в труде.
-Итак, вторая часть задания на дом звучала как, ребята? (Поставить инсценировку отрывка из сказки)
-Просим на импровизируемую сцену. Надеюсь, что все способы и средства выразительности вы примените, инсценируя понравившийся отрывок.
(Сценка)
2.Учитель: – Какой братец-месяц помог девочке выполнить задание капризной принцессы? (Апрель)
– Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна.
1.Учитель: – Как вы думаете, на что похожа музыка апреля?
Звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Апрель» из музыкального альбома «Времена года».
– Какие звуки вы услышали?
– Что вы представили?
2.Учитель: – Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится... Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.
1.Учитель: - У композитора Гречанова есть песенка, в которой поется... Попробуйте угадать, о ком:
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?»
- О каком цветке идет речь?
– «Зеленая ножка»... Ну, конечно, это цветок. Это первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нем и рассказывает нам музыка «Апреля».
Рефлексия.
2.Учитель: – Над каким произведением мы сегодня работали?
– Чему учит нас это произведение?
– Какие отрицательные качества людей автор высмеивает в своем произведении? (Жадность, глупость, невежество.)
-Какие трудности вы испытали, готовясь коллективно к сегодняшнему уроку?
-Как чувствовали себя в роли своих героев?
2.Учитель:– Возвращаемся к нашему вопросу: Так что же помогает литературе точнее, полнее описать красоту природы и образы героев?
– Какое же задание получила Падчерица?
Слайд 14 «Подснежники»
музыка
2.Учитель: – Мне бы очень хотелось, чтобы вы оценили себя. Давайте тоже создадим свою весеннюю поляну подснежников. Если вам понравился урок, понравилось, как вы работали, «посадите» свой подснежник. Пусть и наш класс наполнится весенним настроением. ( дети вывешивают цветы)
(Читаем на слайде о цветах)
-Спасибо за работу.
Учителя выставляют оценки за работу на уроке.
Слайд 15 «Домашнее задание»
Домашнее задание:
1. Написать мини-сочинение «Мое любимое время года».
2. Изобразить весенний пейзаж.