kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Красочные звуки сказки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районный методический семинар-практикум учителей искусства.

Урок музыки в 5 классе.

Учитель: Макаркина Е.Н.

Тема четверти: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока: «Красочные звуки сказки»

Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.

Задачи:

1. развитие аналитического мышления и общекультурных компетенций

2.  характеристика взаимосвязи двух видов искусств

3. воспитание эстетического вкуса

Оборудование: компьютер, музыкальный центр, диски, баян.

Тип урока: урок закрепления нового материала

Музыкальный материал: Э.Григ «Утро», М.П.Мусоргский «Песня Варлаама», А.Бородин «Богатырская симфония», Н.А.Римский-Корсаков «Океан – море синее», Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда».

                                      Ход урока

1.Вход. Организационный момент.

  «В коробке с карандашами» муз. Г.Гладкова  сл. Э. Успенского

Слайд №1

2. Введение в тему.

Добрый день, ребята! На уроках 1 полугодия мы говорили с вами о связи музыки и литературы. И пришли к выводу, что эта связь не только обогащает и музыку и литературу, но и даёт нам более полное представление о жизни. Стихи можно петь, если на них написана музыка, музыку (её характер, содержание) можно выразить стихами или прозой. В жизни человечества есть ещё одно великое искусство- живопись. Связь музыки и живописи иная: музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные образы; всматриваясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своём воображении ту или иную музыку.

Слайд №2

Итак,  мы с вами будем отвечать на вопрос: «Можем ли мы увидеть музыку?». А сегодня на уроке мы будем наблюдать с вами за красочностью звуков сказки.

Слайд №3

С самого детства ребёнок берёт в руки цветные карандаши и пытается изобразить всё, что его окружает. И вы с малых лет рисуете. У кого-то  из вас детские увлечения переросли в серьёзные занятия живописью в художественной школе.

- А как вы думаете, для чего человек рисует? (ответы детей)

- А каких художников вы знаете? Может быть, у кого-то есть любимый художник и любимая картина? (ответы детей)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Красочные звуки сказки »

Районный методический семинар-практикум учителей искусства.


Урок музыки в 5 классе.

Учитель: Макаркина Е.Н.

Тема четверти: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока: «Красочные звуки сказки»

Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.

Задачи:

1. развитие аналитического мышления и общекультурных компетенций

2. характеристика взаимосвязи двух видов искусств

3. воспитание эстетического вкуса

Оборудование: компьютер, музыкальный центр, диски, баян.

Тип урока: урок закрепления нового материала

Музыкальный материал: Э.Григ «Утро», М.П.Мусоргский «Песня Варлаама», А.Бородин «Богатырская симфония», Н.А.Римский-Корсаков «Океан – море синее», Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда».

Ход урока

1.Вход. Организационный момент.

«В коробке с карандашами» муз. Г.Гладкова сл. Э. Успенского

Слайд №1

2. Введение в тему.

Добрый день, ребята! На уроках 1 полугодия мы говорили с вами о связи музыки и литературы. И пришли к выводу, что эта связь не только обогащает и музыку и литературу, но и даёт нам более полное представление о жизни. Стихи можно петь, если на них написана музыка, музыку (её характер, содержание) можно выразить стихами или прозой. В жизни человечества есть ещё одно великое искусство- живопись. Связь музыки и живописи иная: музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные образы; всматриваясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своём воображении ту или иную музыку.

Слайд №2

Итак, мы с вами будем отвечать на вопрос: «Можем ли мы увидеть музыку?». А сегодня на уроке мы будем наблюдать с вами за красочностью звуков сказки.

Слайд №3

С самого детства ребёнок берёт в руки цветные карандаши и пытается изобразить всё, что его окружает. И вы с малых лет рисуете. У кого-то из вас детские увлечения переросли в серьёзные занятия живописью в художественной школе.

- А как вы думаете, для чего человек рисует? (ответы детей)

- А каких художников вы знаете? Может быть, у кого-то есть любимый художник и любимая картина? (ответы детей)

Ещё в древности, в первобытную эпоху люди рисовали на скалах и ещё в древности люди издавали звуки, отдалённо напоминающие музыку. Значит, связь этих двух искусств зародилась ещё в древние времена.

Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов. Известно, что венгерский композитор Ф.Лист и немецкий композитор Р.Шуман признавались в том, что картины помогали им лучше понимать музыкальные произведения других композиторов. В то же время русский художник И.Е.Репин утверждал, что без музыки не мыслит творческой жизни.

Слайд №4

Наша жизнь была бы беднее, если бы мы не могли слышать и видеть прекрасное.

3. Работа по теме.

У человека есть внутренний слух, но и ещё есть внутреннее зрение, а это способность увидеть мысленно, внутри себя. Вот сейчас мы попробуем пробудить в себе и внутренний слух, и внутреннее зрение.

- Ребята, сейчас мы с вами услышим несколько известных музыкальных фрагментов и затем увидим несколько картин. И музыкальные и живописные произведения отражают одни и те же явления природы, жизни человека. Мы будем наблюдать, как это отразилось в искусстве.

(слушание музыкальных фрагментов)

Слайд №5

1. «Богатырская симфония» А.П.Бородин

2. «Песня Варлаама» М.П.Мусоргский

3. «Утро» Э.Григ

-Ребята, вам знакомы эти произведения? Назовите их.

- А теперь посмотрим картины.

Слайд №6

1. «Протодьякон» - Илья Ефимович Репин

2.«Богатыри» Виктор Михайлович Васнецов

3. «Утро в горах» Алексей Петрович Боголюбов

- Какой музыкальный фрагмент с какой картиной у вас ассоциируется?

(анализ и ответы учащихся)

Слайд №7

-А вот и художники, которые создали эти замечательные полотна.

- Итак, мы пришли к выводу, что нельзя дать однозначно правильный ответ. Все ваши ответы и размышление верны. Но точно можем лишь сказать о том, что действительно музыку можно представить и нарисовать её внутри себя!

4. Изучение нового музыкального материала.

- Композиторы и художники очень ярко показали и тему природы(утра), и богатырскую силу, и смогли передать неповторимые образы различных героев. Все эти образы нашли отражение и в музыке великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова. Его считают настоящим чародеем музыкальной живописи. Слайд№8


-Ребята, давайте вспомним произведения Н.А.Римского-Корсакова.

(опера «Садко», опера «Сказка о золотом петушке», опера «Сказка о Царе Салтане»)

Слайд№9

-Вспомним яркие моменты его биографии. ( В 1856 поступил в петербургский Mopской корпус, по окончании которого участвовал в трёхгодичном плавании на клипере "Алмаз" (посетил Северную и Южную Америку, ряд стран Западной Европы). А после морского путешествия он решил посвятить свою жизнь служению музыкальному искусству. В 1860 г. он вступил в музыкальное содружество «Могучая кучка» и стал настоящим хранителем и пропагандистом русской музыкальной культуры.

Итак, в творчестве этого композитора преобладают сказочные сюжеты. И мы сегодня будем знакомиться с вами с симфонической картиной «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Обратите внимание на слово картина, слово живописное, но как оно созвучно с музыкой Римского-Корсакова.

Слайд № 10

-А кто написал сказку? (А.С.Пушкин)

-Какие же три чуда показывает нам А.С.Пушкин? (чтение фрагмента).

- А сейчас давайте, ребята, послушаем это произведение и сами попробуем внутри себя нарисовать эту картину «Три чуда».

(слушание «Три чуда» 4,13 мин.)

5. Ребята, у нас с вами есть возможность не только услышать симфоническую картину «Три чуда», но и увидеть фрагменты из сказки, которые показывают нам эти чудеса.

(просмотр фрагментов сказки 3 мин.)

Слайд №11

-Ребята, а как вы думаете, какие три чуда есть в жизни человека? Что может творить чудеса в нашей жизни? (любовь, добро, красота, вера и т.д.) А может быть чудес больше, на ваш взгляд?

- И опять мы не можем дать однозначно верного ответа.

Слайд №12

6. Итак, чтобы получилась картина музыкальная, композиторы используют музыкальные краски - звуки. Как мы их называем? Средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, темп, лад, ритм, регистр).

А чтобы создать картину живописную художники используют живописные краски - акварель, гуашь, масло и т.д. Это палитра

-Ребята, а сейчас мы послушаем еще одно произведение Н.А.Римского-Корсакова. Послушаем внимательно и представим, что же хотел изобразить в этой музыке композитор. А вас, ребята (учитель называет двух учеников) я попрошу на несколько минут стать настоящими художниками. Слушая музыку, вы возьмете в руки кисти и постараетесь с помощью палитры красок изобразить эту музыку на бумаге. Посмотрим, какие краски будут преобладать на созданной вами картине! (Слушание «Океан – море синее»)

Итак, ребята, ваши представления об услышанной музыке.

(анализ и ответы учащихся)

А сейчас наши художники расскажут о своих картинах.

(анализ и ответы учащихся)

Слайд №13

- Ребята, мы послушали с вами фрагмент из оперы «Садко» - «Океан – море синее». Композитор нарисовал в музыке настоящую сказочную картину Путешествие Садко по морю, которое он изобразил по-разному (и спокойное море, и настоящую бурю).

Слайд №14

А теперь взгляните на эту картину русского художника И.К.Айвазовского «Девятый вал». Вы слышали о ней?

Как вы думаете, соответствует музыка Римского-Корсакова этой картине?

(анализ и ответы учащихся)

- А сейчас я хотела бы познакомить вас с песней, в которой поётся о том, что музыка может рисовать. Послушайте! (Слушание песни А.Ермолова «Музыка рисует дождь»)

Слайд №15

-Ребята, а сейчас как настоящие музыканты, используя звуки, постараемся исполнить песню о том, что с помощью палитры музыкальных красок музыка может создавать настоящие картины.

(исполнение песни «Музыка рисует дождь»)

7.Рефлексия.

- Ребята, какой момент урока понравился?

- Что интересного вы для себя узнали?

8. Вывод:

Слайд № 16

Одно искусство дополняет другое. Союз музыки и живописи позволяет человеку развивать как внутренний слух, так и внутреннее зрение, развивает в человеке любовь к прекрасному, доброму, вечному.

Слайд № 17

Итак, сегодня на уроке мы попытались «услышать» живопись, «увидеть» музыку.

Слайд № 18

Домашнее задание: нарисовать музыку Римского-Корсакова «Океан – море синее» и исполнять песню «Музыка рисует дождь». Спасибо за урок!

Фрагмент "Белка".

Мы объехали весь свет

За морем житье не худо

В свете ж вот какое чудо

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами

С теремами да садами;

Ель растет перед дворцом

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет

А орешки не простые

Все скорлупки золотые

Ядра - чистый изумруд

Слуги белку стерегут.

фрагмент "Царевна Лебедь".

За морем царевна есть

Что не можно глаз отвесть

Днем свет божий затмевает

Ночью землю освещает

Месяц под косой блестит

А во лбу звезда горит

А сама-то величава

Выступает, будто пава.

А как речь-то говорит

Словно реченька журчит

Молвить можно справедливо

Это диво, так уж диво!

фрагмент "Тридцать три богатыря".

В свете есть такое диво:

Море вздуется бурливо

Закипит, подымет вой

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые

Великаны удалые

Все равны как на подбор

С ними дядька Черномор. Это диво, так уж диво, Можно молвить справедливо.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Красочные звуки сказки

Автор: Макаркина Елена Николаевна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Детская презентация "Добрые сказки""
    ["seo_title"] => string(37) "dietskaiapriezientatsiiadobryieskazki"
    ["file_id"] => string(6) "319511"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460875305"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "презентация  к уроку "Звук и буква ж" "
    ["seo_title"] => string(39) "priezientatsiia-k-uroku-zvuk-i-bukva-zh"
    ["file_id"] => string(6) "218033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433583687"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Что же такое музыкальный звук?"
    ["seo_title"] => string(33) "chto-zhie-takoie-muzykal-nyi-zvuk"
    ["file_id"] => string(6) "317524"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460379796"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект занятия:«Иллюстрирование произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-zaniatiia-illiustrirovaniie-proizviedieniia-a-s-pushkina-skazka-o-tsarie-saltanie"
    ["file_id"] => string(6) "131680"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416209540"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) ""Симфоническая сказка "Петя и волк" "
    ["seo_title"] => string(37) "simfonichieskaia-skazka-pietia-i-volk"
    ["file_id"] => string(6) "241484"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445259988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства