Районный методический семинар-практикум учителей искусства.
Урок музыки в 5 классе.
Учитель: Макаркина Е.Н.
Тема четверти: «Музыка и изобразительное искусство»
Тема урока: «Красочные звуки сказки»
Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.
Задачи:
1. развитие аналитического мышления и общекультурных компетенций
2. характеристика взаимосвязи двух видов искусств
3. воспитание эстетического вкуса
Оборудование: компьютер, музыкальный центр, диски, баян.
Тип урока: урок закрепления нового материала
Музыкальный материал: Э.Григ «Утро», М.П.Мусоргский «Песня Варлаама», А.Бородин «Богатырская симфония», Н.А.Римский-Корсаков «Океан – море синее», Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда».
Ход урока
1.Вход.Организационный момент.
«В коробке с карандашами» муз. Г.Гладкова сл. Э. Успенского
Слайд №1
2.Введение в тему.
Добрый день, ребята! На уроках 1 полугодия мы говорили с вами о связи музыки и литературы. И пришли к выводу, что эта связь не только обогащает и музыку и литературу, но и даёт нам более полное представление о жизни. Стихи можно петь, если на них написана музыка, музыку (её характер, содержание) можно выразить стихами или прозой. В жизни человечества есть ещё одно великое искусство- живопись. Связь музыки и живописи иная: музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные образы; всматриваясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своём воображении ту или иную музыку.
Слайд №2
Итак, мы с вами будем отвечать на вопрос: «Можем ли мы увидеть музыку?».А сегодня на уроке мы будем наблюдать с вами за красочностью звуков сказки.
Слайд №3
С самого детства ребёнок берёт в руки цветные карандаши и пытается изобразить всё, что его окружает. И вы с малых лет рисуете. У кого-то из вас детские увлечения переросли в серьёзные занятия живописью в художественной школе.
- А как вы думаете, для чего человек рисует? (ответы детей)
- А каких художников вы знаете? Может быть, у кого-то есть любимый художник и любимая картина? (ответы детей)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Красочные звуки сказки »
Районный методический семинар-практикум учителей искусства.
Урок музыки в 5 классе.
Учитель: Макаркина Е.Н.
Тема четверти: «Музыка и изобразительное искусство»
Тема урока: «Красочные звуки сказки»
Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.
Задачи:
1. развитие аналитического мышления и общекультурных компетенций
2. характеристика взаимосвязи двух видов искусств
3. воспитание эстетического вкуса
Оборудование: компьютер,музыкальный центр, диски, баян.
Тип урока: урок закрепления нового материала
Музыкальный материал: Э.Григ «Утро», М.П.Мусоргский «Песня Варлаама», А.Бородин «Богатырская симфония», Н.А.Римский-Корсаков «Океан – море синее», Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда».
Ход урока
1.Вход.Организационный момент.
«В коробке с карандашами» муз. Г.Гладкова сл. Э. Успенского
Слайд №1
2.Введение в тему.
Добрый день, ребята! На уроках 1 полугодия мы говорили с вами о связи музыки и литературы. И пришли к выводу, что эта связь не только обогащает и музыку и литературу, но и даёт нам более полное представление о жизни. Стихи можно петь, если на них написана музыка, музыку (её характер, содержание) можно выразить стихами или прозой. В жизни человечества есть ещё одно великое искусство- живопись. Связь музыки и живописи иная: музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные образы; всматриваясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своём воображении ту или иную музыку.
Слайд №2
Итак, мы с вами будем отвечать на вопрос: «Можем ли мы увидеть музыку?».А сегодня на уроке мы будем наблюдать с вами за красочностью звуков сказки.
Слайд №3
С самого детства ребёнок берёт в руки цветные карандаши и пытается изобразить всё, что его окружает. И вы с малых лет рисуете. У кого-то из вас детские увлечения переросли в серьёзные занятия живописью в художественной школе.
- А как вы думаете, для чего человек рисует? (ответы детей)
- А каких художников вы знаете? Может быть, у кого-то есть любимый художник и любимая картина? (ответы детей)
Ещё в древности, в первобытную эпоху люди рисовали на скалах и ещё в древности люди издавали звуки, отдалённо напоминающие музыку. Значит, связь этих двух искусств зародилась ещё в древние времена.
Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов. Известно, что венгерский композитор Ф.Лист и немецкий композитор Р.Шуман признавались в том, что картины помогали им лучше понимать музыкальные произведения других композиторов. В то же время русский художник И.Е.Репин утверждал, что без музыки не мыслит творческой жизни.
Слайд №4
Наша жизнь была бы беднее, если бы мы не могли слышать и видеть прекрасное.
3. Работа по теме.
У человека есть внутренний слух, но и ещё есть внутреннее зрение, а это способность увидеть мысленно, внутри себя. Вот сейчас мы попробуем пробудить в себе и внутренний слух, и внутреннее зрение.
- Ребята, сейчас мы с вами услышим несколько известных музыкальных фрагментов и затем увидим несколько картин. И музыкальные и живописные произведения отражают одни и те же явления природы, жизни человека. Мы будем наблюдать, как это отразилось в искусстве.
(слушание музыкальных фрагментов)
Слайд №5
1. «Богатырская симфония» А.П.Бородин
2. «Песня Варлаама» М.П.Мусоргский
3. «Утро» Э.Григ
-Ребята, вам знакомы эти произведения? Назовите их.
- А теперь посмотрим картины.
Слайд №6
1. «Протодьякон» - Илья Ефимович Репин
2.«Богатыри» Виктор Михайлович Васнецов
3. «Утро в горах» Алексей Петрович Боголюбов
- Какой музыкальный фрагмент с какой картиной у вас ассоциируется?
(анализ и ответы учащихся)
Слайд №7
-А вот и художники, которые создали эти замечательные полотна.
- Итак, мы пришли к выводу, что нельзя дать однозначно правильный ответ. Все ваши ответы и размышление верны. Но точно можем лишь сказать о том, что действительно музыку можно представить и нарисовать её внутри себя!
4. Изучение нового музыкального материала.
- Композиторы и художники очень ярко показали и тему природы(утра), и богатырскую силу, и смогли передать неповторимые образы различных героев. Все эти образы нашли отражение и в музыке великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова. Его считают настоящим чародеем музыкальной живописи.Слайд№8
-Ребята, давайте вспомним произведения Н.А.Римского-Корсакова.
(опера «Садко», опера «Сказка о золотом петушке», опера «Сказка о Царе Салтане»)
Слайд№9
-Вспомним яркие моменты его биографии. ( В 1856 поступил в петербургский Mopской корпус, по окончании которого участвовал в трёхгодичном плавании на клипере "Алмаз" (посетил Северную и Южную Америку, ряд стран Западной Европы). А после морского путешествия он решил посвятить свою жизнь служению музыкальному искусству. В 1860 г. он вступил в музыкальное содружество «Могучая кучка» и стал настоящим хранителем и пропагандистом русской музыкальной культуры.
Итак, в творчестве этого композитора преобладают сказочные сюжеты. И мы сегодня будем знакомиться с вами с симфонической картиной «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Обратите внимание на слово картина, слово живописное, но как оно созвучно с музыкой Римского-Корсакова.
Слайд № 10
-А кто написал сказку? (А.С.Пушкин)
-Какие же три чуда показывает нам А.С.Пушкин? (чтение фрагмента).
- А сейчас давайте, ребята, послушаем это произведение и сами попробуем внутри себя нарисовать эту картину «Три чуда».
(слушание «Три чуда» 4,13 мин.)
5. Ребята, у нас с вами есть возможность не только услышать симфоническую картину «Три чуда», но и увидеть фрагменты из сказки, которые показывают нам эти чудеса.
(просмотр фрагментов сказки 3 мин.)
Слайд №11
-Ребята, а как вы думаете, какие три чуда есть в жизни человека? Что может творить чудеса в нашей жизни? (любовь, добро, красота, вера и т.д.) А может быть чудес больше, на ваш взгляд?
- И опять мы не можем дать однозначно верного ответа.
Слайд №12
6. Итак, чтобы получилась картина музыкальная, композиторы используют музыкальные краски - звуки. Как мы их называем? Средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, темп, лад, ритм, регистр).
А чтобы создать картину живописную художники используют живописные краски - акварель, гуашь, масло и т.д. Это палитра
-Ребята, а сейчас мы послушаем еще одно произведение Н.А.Римского-Корсакова. Послушаем внимательно и представим, что же хотел изобразить в этой музыке композитор. А вас, ребята (учитель называет двух учеников) я попрошу на несколько минут стать настоящими художниками. Слушая музыку, вы возьмете в руки кисти и постараетесь с помощью палитры красок изобразить эту музыку на бумаге. Посмотрим, какие краски будут преобладать на созданной вами картине! (Слушание «Океан – море синее»)
Итак, ребята, ваши представления об услышанной музыке.
(анализ и ответы учащихся)
А сейчас наши художники расскажут о своих картинах.
(анализ и ответы учащихся)
Слайд №13
- Ребята, мы послушали с вами фрагмент из оперы «Садко» - «Океан – море синее». Композитор нарисовал в музыке настоящую сказочную картину Путешествие Садко по морю, которое он изобразил по-разному (и спокойное море, и настоящую бурю).
Слайд №14
А теперь взгляните на эту картину русского художника И.К.Айвазовского «Девятый вал». Вы слышали о ней?
Как вы думаете, соответствует музыка Римского-Корсакова этой картине?
(анализ и ответы учащихся)
- А сейчас я хотела бы познакомить вас с песней, в которой поётся о том, что музыка может рисовать. Послушайте! (Слушание песни А.Ермолова «Музыка рисует дождь»)
Слайд №15
-Ребята, а сейчас как настоящие музыканты, используя звуки, постараемся исполнить песню о том, что с помощью палитры музыкальных красок музыка может создавать настоящие картины.
(исполнение песни «Музыка рисует дождь»)
7.Рефлексия.
- Ребята, какой момент урока понравился?
- Что интересного вы для себя узнали?
8. Вывод:
Слайд № 16
Одно искусство дополняет другое. Союз музыки и живописи позволяет человеку развивать как внутренний слух, так и внутреннее зрение, развивает в человеке любовь к прекрасному, доброму, вечному.
Слайд № 17
Итак, сегодня на уроке мы попытались«услышать» живопись, «увидеть» музыку.
Слайд № 18
Домашнее задание:нарисовать музыку Римского-Корсакова «Океан – море синее» и исполнять песню «Музыка рисует дождь». Спасибо за урок!
Фрагмент "Белка".
Мы объехали весь свет
За морем житье не худо
В свете ж вот какое чудо
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет
А орешки не простые
Все скорлупки золотые
Ядра - чистый изумруд
Слуги белку стерегут.
фрагмент "Царевна Лебедь".
За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит
А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит
Молвить можно справедливо
Это диво, так уж диво!
фрагмент "Тридцать три богатыря".
В свете есть такое диво:
Море вздуется бурливо
Закипит, подымет вой
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые
Великаны удалые
Все равны как на подбор
С ними дядька Черномор. Это диво, так уж диво, Можно молвить справедливо.