kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия:«Иллюстрирование произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Иллюстрирование произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Цель: познакомить учащихся с понятием «иллюстрация», творчеством художников-иллюстраторов.
Задачи:
1. Формировать умения простейшими средствами передать основные события сказки.
2. Развивать наблюдательность и внимание, логическое мышление, умение сопереживать героям литературного произведения.
3. Воспитывать интерес и любовь детей к творчеству художников детской книги, к оформительской графике.
Форма занятия: интегрированное.
Тип занятия: комплексное усвоение знаний и способов деятельности.
Возраст обучающихся: 8-10 лет.
Время проведения занятия: 90 минут.
Оформление кабинета: портреты А.С. Пушкина разных лет, портрет няни поэта Арины Родионовны, картина Ю.Непринцева «Пушкин и Арина Родионовна».
Оборудование для педагога:
Изобразительный ряд: 
а) иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина;
б) образец  педагогического рисунка (карандаш, гуашь).
Литературный ряд:
а) отрывки из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина;
Музыкальный ряд: 
а) музыка из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Оборудование для учащихся: технологические карты, альбом, простой карандаш, резинка, цветные карандаши, салфетка.

Ход занятия
I. Организационный этап.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к занятию.
II. Постановка темы занятия.
Педагог:
- Сегодня на занятии речь пойдёт о великом русском поэте А.С.Пушкине и его произведении «Сказке о царе Салтане», к которой вам предстоит сделать иллюстрации. 
III. Актуализация знаний  учащихся. 
Звучит музыка Свиридова из кинофильма «Метель» - «Романс».
Педагог:
- Пушкин Александр Сергеевич! Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышали его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяли со слов бабушки или мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…».
В школьные годы приходит мир пушкинских сказок:
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…
Пушкин любил читать свои произведения в Михайловской ссылке любимой няне Арине Родионовне:
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности своей…
Эта чудесная русская женщина, чьё имя – Арина Родионовна – известно любому ребёнку, не была обучена грамоте. Её руки привычны к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины».
Ребята, а сейчас я предлагаю вам рассмотреть картину Ю. Непринцева «Пушкин и Арина Родионовна» и нарисовать по впечатлению от увиденного образ няни А.С.Пушкина, возможно дополнив его чертами образа своей няни, бабушки или мамы. 
По окончании работы идёт обсуждение рисунков.
Педагог:
- Пушкинские сказки…Невозможно перечислить всех художников, которые работали и продолжают работать над этой неисчерпаемой темой.
?    А какие сказки вы знаете?  
Ответы детей.
?    Какие персонажи вам нравятся? Почему?
Ответы детей.


IV. Вводная беседа
Педагог:
- Сказка – особый жанр: в них воспроизводится мир вымысла,  демонстрация иллюстраций. Ребята, вы помните, как в детстве, когда вы ещё не умели читать, рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев. Красочные картинки помогали понять характер героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные. Иллюстрации открывали волшебный мир фей, троллей, гномов, колдунов. Захватывали дух картинки с превращениями, погонями и долгожданным счастливым концом. Только в сказочной иллюстрации можно было прикоснуться к волшебному ковру-самолёту, к сапогам-скороходам, скатерти-самобранке, к волшебной палочке. Как это было замечательно – попасть в сказку, пройти через все приключения, стать одним из её героев!
V. Анализ произведений изобразительного искусства.
Педагог:
- Сказка, однажды вошедшая в нашу жизнь, прочно занимает в ней своё особое место. В сказках А.С.Пушкина мы находим мудрость, улыбку, нравственную высоту, человеческую простоту и всегда добро и красоту. Недаром, многие художники считают за честь иллюстрировать сказки А.С.Пушкина. Одним из таких великих мастеров графического рисунка является И.Я.Билибин. Поэтично и трогательно оформлены художником сказки. Он создал небывалые образы, величавые, мудрые в их национальной самобытности. 
Идёт демонстрация иллюстраций  И.Я.Билибина, во время которой педагог задаёт вопросы.
?    Что позволило И.Я.Билибину выразить смысл сказки столь глубоко и подлинно?
 Ответы детей.
?    В чём черпал идею, основу для своих произведений?
Ответы детей.
VI. Практическая работа.
Педагог:
- Предлагаю вам, ребята, на время стать художниками-иллюстраторами и побывать в сказке, выполнив иллюстрации к «Сказке о царе Салтане». А для того, чтобы ваши представления о сказочных героях были полными, я буду вам читать это произведение, а вы рисовать.
Во время чтения сказки звучит опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которая помогает углубить и расширить представления детей о сказочных героях, вызывает интерес к симфонической музыке.
Прослушивание оперы начинается со вступления, где торжественно звучат трубы (фанфары). Педагог обращает внимание детей на то, что музыка звучит весёлая, жизнерадостная. Весёлый фанфарный клич как бы призывает: «Слушайте, смотрите! Действие начинается». Он звучит, будто сказочный зачин.
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся, 
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
    Далее учащиеся слушают первую часть оперы. В музыкальном отрывке музыка как бы рисует город Леденец с «теремами и садами», слышатся торжественные звуки колокольного перезвона златоглавых церквей.
Педагог предлагает детям нарисовать чудо-город.

    Во второй части оперы фанфары возвещают о чуде - белочке, грызущей орешки. Дети узнают мелодию песенки «Во саду ли, в огороде».
Педагог предлагает детям нарисовать белочку. Учащимся, испытывающим затруднения раздаются технологические карты.
    В следующем отрывке звучит уже другая мелодия – мужественная и даже суровая, в темпе марша, издали, как будто всё время слышатся звуки морского прибоя. Эта музыка как бы рисует морских витязей.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Педагог предлагает детям нарисовать дядьку Черномора с богатырями.
Далее звучит нежная, словно прозрачная мелодия, на её фоне появляется тема Царевны-Лебедь.
Педагог предлагает детям нарисовать Царевну-Лебедь.
С большим удовольствием дети слушают отрывок «Полёт шмеля».
Педагог предлагает детям нарисовать шмеля.
В конце произведения звучит музыка, наполненная ликованием и великой радостью. Это потому, что как в сказке А.С. Пушкина, так и опере Римского-Корсакова утверждается мысль о победе героев, о торжестве добра над злом.
VII.  Итог занятия.
1.    Анализ и оценка успеха достижения цели.
2.    Выставка работ учащихся.
Педагог:
- Давайте посмотрим на наши работы, полюбуемся ими. Пусть и не стоит сравнивать их с произведениями мастеров изобразительного искусства, но можно смело дать им такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено главное свойство пушкинских сказок – живописность, неповторимость образов, музыкальность и простота стихов. Три искусства – музыка, поэзия и живопись – это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.
3.    Обобщение изученного материала.
•    Как называются рисунки в книгах?
•    Кто рисует иллюстрации в книгах?
•    Для чего нужны книжные иллюстрации?
•    Какими средствами можно выделить героев в иллюстрации?
•    С репродукциями каких художников вы сегодня познакомились?
•    Чем отличаются иллюстрации И.Я.Билибина?
Педагог:
- На этом наше занятие закончено. Давайте дружно наведём порядок на рабочих местах.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия:«Иллюстрирование произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». »

Тема: «Иллюстрирование произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Цель: познакомить учащихся с понятием «иллюстрация», творчеством художников-иллюстраторов.

Задачи:

1. Формировать умения простейшими средствами передать основные события сказки.

2. Развивать наблюдательность и внимание, логическое мышление, умение сопереживать героям литературного произведения.

3. Воспитывать интерес и любовь детей к творчеству художников детской книги, к оформительской графике.

Форма занятия: интегрированное.

Тип занятия: комплексное усвоение знаний и способов деятельности.

Возраст обучающихся: 8-10 лет.

Время проведения занятия: 90 минут.

Оформление кабинета: портреты А.С. Пушкина разных лет, портрет няни поэта Арины Родионовны, картина Ю.Непринцева «Пушкин и Арина Родионовна».

Оборудование для педагога:

Изобразительный ряд:

а) иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина;

б) образец педагогического рисунка (карандаш, гуашь).

Литературный ряд:

а) отрывки из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина;

Музыкальный ряд:

а) музыка из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Оборудование для учащихся: технологические карты, альбом, простой карандаш, резинка, цветные карандаши, салфетка.


Ход занятия

I. Организационный этап.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к занятию.

II. Постановка темы занятия.

Педагог:

- Сегодня на занятии речь пойдёт о великом русском поэте А.С.Пушкине и его произведении «Сказке о царе Салтане», к которой вам предстоит сделать иллюстрации.

III. Актуализация знаний учащихся.

Звучит музыка Свиридова из кинофильма «Метель» - «Романс».

Педагог:

- Пушкин Александр Сергеевич! Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышали его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяли со слов бабушки или мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…».

В школьные годы приходит мир пушкинских сказок:

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…

Пушкин любил читать свои произведения в Михайловской ссылке любимой няне Арине Родионовне:

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности своей…

Эта чудесная русская женщина, чьё имя – Арина Родионовна – известно любому ребёнку, не была обучена грамоте. Её руки привычны к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины».

Ребята, а сейчас я предлагаю вам рассмотреть картину Ю. Непринцева «Пушкин и Арина Родионовна» и нарисовать по впечатлению от увиденного образ няни А.С.Пушкина, возможно дополнив его чертами образа своей няни, бабушки или мамы.

По окончании работы идёт обсуждение рисунков.

Педагог:

- Пушкинские сказки…Невозможно перечислить всех художников, которые работали и продолжают работать над этой неисчерпаемой темой.

  • А какие сказки вы знаете?

Ответы детей.

  • Какие персонажи вам нравятся? Почему?

Ответы детей.



IV. Вводная беседа

Педагог:

- Сказка – особый жанр: в них воспроизводится мир вымысла, демонстрация иллюстраций. Ребята, вы помните, как в детстве, когда вы ещё не умели читать, рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев. Красочные картинки помогали понять характер героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные. Иллюстрации открывали волшебный мир фей, троллей, гномов, колдунов. Захватывали дух картинки с превращениями, погонями и долгожданным счастливым концом. Только в сказочной иллюстрации можно было прикоснуться к волшебному ковру-самолёту, к сапогам-скороходам, скатерти-самобранке, к волшебной палочке. Как это было замечательно – попасть в сказку, пройти через все приключения, стать одним из её героев!

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Педагог:

- Сказка, однажды вошедшая в нашу жизнь, прочно занимает в ней своё особое место. В сказках А.С.Пушкина мы находим мудрость, улыбку, нравственную высоту, человеческую простоту и всегда добро и красоту. Недаром, многие художники считают за честь иллюстрировать сказки А.С.Пушкина. Одним из таких великих мастеров графического рисунка является И.Я.Билибин. Поэтично и трогательно оформлены художником сказки. Он создал небывалые образы, величавые, мудрые в их национальной самобытности.

Идёт демонстрация иллюстраций И.Я.Билибина, во время которой педагог задаёт вопросы.

  • Что позволило И.Я.Билибину выразить смысл сказки столь глубоко и подлинно?

Ответы детей.

  • В чём черпал идею, основу для своих произведений?

Ответы детей.

VI. Практическая работа.

Педагог:

- Предлагаю вам, ребята, на время стать художниками-иллюстраторами и побывать в сказке, выполнив иллюстрации к «Сказке о царе Салтане». А для того, чтобы ваши представления о сказочных героях были полными, я буду вам читать это произведение, а вы рисовать.

Во время чтения сказки звучит опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которая помогает углубить и расширить представления детей о сказочных героях, вызывает интерес к симфонической музыке.

Прослушивание оперы начинается со вступления, где торжественно звучат трубы (фанфары). Педагог обращает внимание детей на то, что музыка звучит весёлая, жизнерадостная. Весёлый фанфарный клич как бы призывает: «Слушайте, смотрите! Действие начинается». Он звучит, будто сказочный зачин.

В те поры война была.

Царь Салтан, с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Далее учащиеся слушают первую часть оперы. В музыкальном отрывке музыка как бы рисует город Леденец с «теремами и садами», слышатся торжественные звуки колокольного перезвона златоглавых церквей.

Педагог предлагает детям нарисовать чудо-город.


Во второй части оперы фанфары возвещают о чуде - белочке, грызущей орешки. Дети узнают мелодию песенки «Во саду ли, в огороде».

Педагог предлагает детям нарисовать белочку. Учащимся, испытывающим затруднения раздаются технологические карты.

В следующем отрывке звучит уже другая мелодия – мужественная и даже суровая, в темпе марша, издали, как будто всё время слышатся звуки морского прибоя. Эта музыка как бы рисует морских витязей.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.


Педагог предлагает детям нарисовать дядьку Черномора с богатырями.

Далее звучит нежная, словно прозрачная мелодия, на её фоне появляется тема Царевны-Лебедь.

Педагог предлагает детям нарисовать Царевну-Лебедь.

С большим удовольствием дети слушают отрывок «Полёт шмеля».

Педагог предлагает детям нарисовать шмеля.

В конце произведения звучит музыка, наполненная ликованием и великой радостью. Это потому, что как в сказке А.С. Пушкина, так и опере Римского-Корсакова утверждается мысль о победе героев, о торжестве добра над злом.

VII. Итог занятия.

  1. Анализ и оценка успеха достижения цели.

  2. Выставка работ учащихся.

Педагог:

- Давайте посмотрим на наши работы, полюбуемся ими. Пусть и не стоит сравнивать их с произведениями мастеров изобразительного искусства, но можно смело дать им такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено главное свойство пушкинских сказок – живописность, неповторимость образов, музыкальность и простота стихов. Три искусства – музыка, поэзия и живопись – это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.

  1. Обобщение изученного материала.

  • Как называются рисунки в книгах?

  • Кто рисует иллюстрации в книгах?

  • Для чего нужны книжные иллюстрации?

  • Какими средствами можно выделить героев в иллюстрации?

  • С репродукциями каких художников вы сегодня познакомились?

  • Чем отличаются иллюстрации И.Я.Билибина?

Педагог:

- На этом наше занятие закончено. Давайте дружно наведём порядок на рабочих местах.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект занятия:«Иллюстрирование произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Автор: Александрова Ирина Викторовна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131680


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства