Тема: «Иллюстрирование произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Цель: познакомить учащихся с понятием «иллюстрация», творчеством художников-иллюстраторов.
Задачи:
1. Формировать умения простейшими средствами передать основные события сказки.
2. Развивать наблюдательность и внимание, логическое мышление, умение сопереживать героям литературного произведения.
3. Воспитывать интерес и любовь детей к творчеству художников детской книги, к оформительской графике.
Форма занятия: интегрированное.
Тип занятия: комплексное усвоение знаний и способов деятельности.
Возраст обучающихся: 8-10 лет.
Время проведения занятия: 90 минут.
Оформление кабинета: портреты А.С. Пушкина разных лет, портрет няни поэта Арины Родионовны, картина Ю.Непринцева «Пушкин и Арина Родионовна».
Оборудование для педагога:
Изобразительный ряд:
а) иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина;
б) образец педагогического рисунка (карандаш, гуашь).
Литературный ряд:
а) отрывки из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина;
Музыкальный ряд:
а) музыка из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Оборудование для учащихся: технологические карты, альбом, простой карандаш, резинка, цветные карандаши, салфетка.
Ход занятия
I. Организационный этап.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к занятию.
II. Постановка темы занятия.
Педагог:
- Сегодня на занятии речь пойдёт о великом русском поэте А.С.Пушкине и его произведении «Сказке о царе Салтане», к которой вам предстоит сделать иллюстрации.
III. Актуализация знаний учащихся.
Звучит музыка Свиридова из кинофильма «Метель» - «Романс».
Педагог:
- Пушкин Александр Сергеевич! Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышали его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяли со слов бабушки или мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…».
В школьные годы приходит мир пушкинских сказок:
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…
Пушкин любил читать свои произведения в Михайловской ссылке любимой няне Арине Родионовне:
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности своей…
Эта чудесная русская женщина, чьё имя – Арина Родионовна – известно любому ребёнку, не была обучена грамоте. Её руки привычны к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины».
Ребята, а сейчас я предлагаю вам рассмотреть картину Ю. Непринцева «Пушкин и Арина Родионовна» и нарисовать по впечатлению от увиденного образ няни А.С.Пушкина, возможно дополнив его чертами образа своей няни, бабушки или мамы.
По окончании работы идёт обсуждение рисунков.
Педагог:
- Пушкинские сказки…Невозможно перечислить всех художников, которые работали и продолжают работать над этой неисчерпаемой темой.
? А какие сказки вы знаете?
Ответы детей.
? Какие персонажи вам нравятся? Почему?
Ответы детей.
IV. Вводная беседа
Педагог:
- Сказка – особый жанр: в них воспроизводится мир вымысла, демонстрация иллюстраций. Ребята, вы помните, как в детстве, когда вы ещё не умели читать, рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев. Красочные картинки помогали понять характер героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные. Иллюстрации открывали волшебный мир фей, троллей, гномов, колдунов. Захватывали дух картинки с превращениями, погонями и долгожданным счастливым концом. Только в сказочной иллюстрации можно было прикоснуться к волшебному ковру-самолёту, к сапогам-скороходам, скатерти-самобранке, к волшебной палочке. Как это было замечательно – попасть в сказку, пройти через все приключения, стать одним из её героев!
V. Анализ произведений изобразительного искусства.
Педагог:
- Сказка, однажды вошедшая в нашу жизнь, прочно занимает в ней своё особое место. В сказках А.С.Пушкина мы находим мудрость, улыбку, нравственную высоту, человеческую простоту и всегда добро и красоту. Недаром, многие художники считают за честь иллюстрировать сказки А.С.Пушкина. Одним из таких великих мастеров графического рисунка является И.Я.Билибин. Поэтично и трогательно оформлены художником сказки. Он создал небывалые образы, величавые, мудрые в их национальной самобытности.
Идёт демонстрация иллюстраций И.Я.Билибина, во время которой педагог задаёт вопросы.
? Что позволило И.Я.Билибину выразить смысл сказки столь глубоко и подлинно?
Ответы детей.
? В чём черпал идею, основу для своих произведений?
Ответы детей.
VI. Практическая работа.
Педагог:
- Предлагаю вам, ребята, на время стать художниками-иллюстраторами и побывать в сказке, выполнив иллюстрации к «Сказке о царе Салтане». А для того, чтобы ваши представления о сказочных героях были полными, я буду вам читать это произведение, а вы рисовать.
Во время чтения сказки звучит опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которая помогает углубить и расширить представления детей о сказочных героях, вызывает интерес к симфонической музыке.
Прослушивание оперы начинается со вступления, где торжественно звучат трубы (фанфары). Педагог обращает внимание детей на то, что музыка звучит весёлая, жизнерадостная. Весёлый фанфарный клич как бы призывает: «Слушайте, смотрите! Действие начинается». Он звучит, будто сказочный зачин.
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Далее учащиеся слушают первую часть оперы. В музыкальном отрывке музыка как бы рисует город Леденец с «теремами и садами», слышатся торжественные звуки колокольного перезвона златоглавых церквей.
Педагог предлагает детям нарисовать чудо-город.
Во второй части оперы фанфары возвещают о чуде - белочке, грызущей орешки. Дети узнают мелодию песенки «Во саду ли, в огороде».
Педагог предлагает детям нарисовать белочку. Учащимся, испытывающим затруднения раздаются технологические карты.
В следующем отрывке звучит уже другая мелодия – мужественная и даже суровая, в темпе марша, издали, как будто всё время слышатся звуки морского прибоя. Эта музыка как бы рисует морских витязей.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Педагог предлагает детям нарисовать дядьку Черномора с богатырями.
Далее звучит нежная, словно прозрачная мелодия, на её фоне появляется тема Царевны-Лебедь.
Педагог предлагает детям нарисовать Царевну-Лебедь.
С большим удовольствием дети слушают отрывок «Полёт шмеля».
Педагог предлагает детям нарисовать шмеля.
В конце произведения звучит музыка, наполненная ликованием и великой радостью. Это потому, что как в сказке А.С. Пушкина, так и опере Римского-Корсакова утверждается мысль о победе героев, о торжестве добра над злом.
VII. Итог занятия.
1. Анализ и оценка успеха достижения цели.
2. Выставка работ учащихся.
Педагог:
- Давайте посмотрим на наши работы, полюбуемся ими. Пусть и не стоит сравнивать их с произведениями мастеров изобразительного искусства, но можно смело дать им такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено главное свойство пушкинских сказок – живописность, неповторимость образов, музыкальность и простота стихов. Три искусства – музыка, поэзия и живопись – это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.
3. Обобщение изученного материала.
• Как называются рисунки в книгах?
• Кто рисует иллюстрации в книгах?
• Для чего нужны книжные иллюстрации?
• Какими средствами можно выделить героев в иллюстрации?
• С репродукциями каких художников вы сегодня познакомились?
• Чем отличаются иллюстрации И.Я.Билибина?
Педагог:
- На этом наше занятие закончено. Давайте дружно наведём порядок на рабочих местах.