- У нашего цветочка есть серединка, к которому мы будем прикреплять найденные лепестки со средствами музыкальной выразительности. - Для того, чтобы найти лепестки нашего цветка, нам нужно вспомнить выразительные средства. Каждое выразительное средство, которое мы повторим, позволит найти лепесток. Приступим к выращиванию нашего цветка для жителей планеты. - Кто мне может сказать, что такое мелодия? - Замечательно, друзья. Мы нашли с вами первый лепесток нашего цветка. Ребята, для того, чтобы приступить к поискам второго лепестка, прослушайте следующую музыку и подумайте, какая она по характеру и настроению. ( Звучит мажорная музыка) В.А. Моцарт - Турецкий марш (Рондо, Соната Ля мажор) - Ребята, скажите, а какая по характеру и настроению музыка сейчас звучала? (радостная, уверенная, светлая, активная, солнечная…) - Молодцы! Вот видите, мы уже с вами начали наше исследование музыки. - А какая еще бывает музыка по настроению и характеру, противоположная радостной, веелой? (грустная, печальная, задумчивая…) Такая? (звучит грустная музыка….) П.И.Чайковский - 7. Болезнь куклы Детский альбом, 1878 - А кто мне может назвать, какое это средство музыкальной выразительности? (лад) - А кто мне может сказать, какую роль играет лад в музыке? Что он передает? (передает настроение музыки) - Совершенно верно, молодцы. Вот сейчас вы сами рассказали мне о двух музыкальных ладах, различающихся по настроению звучания. А кто мне может сказать их название? - Как называется лад грустной музыки? (минор) - Как называется лад веселой музыки? (мажор) -Предлагаю произнести их названия в соответсвии с их характером звучания: «Мажор» -звонко, активно, а «Минор» -грустно, мягко. Произносят: «Мажор» -звонко, активно, а «Минор» -грустно, мягко. - Замечательно, мы вспомнили второе средство музыкальной выразительности – лад и нашли второй наш лепесток. Прикрепим его к нашей серединке. - Чтобы повторить следующее средство музыкальной выразительности и найти третий лепесток, я предлагаю вам немного прогуляться. Куда мы отправимся, вы поймете чуть позже, а пока вам задание: двигаться под музыку так, как она звучит. Звучит музыка «Поскоки» Ломова и «Калинка» р.н.м. Дети двигаются в соответствии с музыкой. - Что же происходило сейчас с вашим движением? (мы двигались то быстро, то медленно) - А кто может сказать почему? (так звучала музыка…) - Что в звучании музыки менялось? (сами или с помощью педагога) Темп. - Что помогает определить темп в музыке? Какова его роль? (помогает определить с какой скоростью движется музыка и настроение, которое хотел передать исполнитель) - Скажите, а почему меняется темп? (потому, что меняется характер и настроение музыки) - А почему меняется настроение? (потому, что разные сюжеты песен, разные события происходят в песнях, разные мысли у композиторов) - Совершенно верно. Мы вспомнили еще одно средство музыкальной выразительности и нашли еще один лепесток нашего цветка. - Смотрите-ка, у нас уже для жителей планеты Безмолвия готовы лепестки мелодии, музыкального лада (мажор, минор) и темпа (быстро, медленно). - Чтобы повторить следующее средство и найти лепесток, прослушайте следующую аудиозапись и подумайте, в чем же слышна разница, какое средство музыкальной выразительности очень ярко прослеживается в этой музыке. Николай Римский-Корсаков – Полет шмеля -В чем, ребята, разница? (высота звучания) - Каким термином в музыке обозначается высота звучания музыки? (регистр) - Чем помогает нам регистр в музыке? - Регистр в этом произведение изображает как летает шмель6то высоко, то низко.А давайте покажем рукой регистры полета шмеля (помогает передать эмоции, чувства, переживания и мысли исполнителя) -Какой бывает регистр в музыке? (высокий, средний и низкий) - Молодцы. Мы нашли еще один лепесток. Продолжаем повторять средства музыкальной выразительности и выращивать наш цветок. - Прослушайте следующую аудиозапись и подумайте, в чем же слышна разница, какое средство музыкальной выразительности очень ярко прослеживается в этой музыке, обратите внимание на то, как поет хор. Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии имени Александра Александрова Полюшко-поле 0:07 - В чем разница, кто мне может сказать? Что изменилось? (громкость звука) - А как называется в музыке громкость, высота звука? (Динамика) - А для чего используется динамика в музыке? (для того, чтобы выделить важные моменты в музыкальном произведении, а также для передачи чувств и эмоций, настроения, для придачи красок произведению) - Кто мне скажет, какие вы знаете 2 вида динамики? (пиано –тихо, форте - громко) - А почему композитор написал тихую и громкую музыку? (для передачи чувств, эмоций, настроения музыки) Здесь хорошо слышно, как постепенно приближается конница.Сначала далеко они едут, слышим только топот копыт, а потом ближе к нам и мы слышим песню всадников. - Молодцы. Совершенно верно. Мы нашли еще один лепесток. Продолжаем повторять средства музыкальной выразительности и выращивать наш цветок. - Ребята, чтобы повторить следующее средство музыкальной выразительности, давайте его назовем, тогда мы и найдем еще один наш лепесток. - Ой, ребята, слово написано, но буквы в нем перепутались. Посмотрите внимательно, какое же это средство? МРБЕТ - Оля, какое средство? (тембр) -Верно. Кто может сказать, что такое тембр? - Прослушайте аудиозапись и пронаблюдайте за тембром разных инструментов. Симфонический оркестр Госкино СССР Вальс (из к/ф "Мой ласковый и нежный зверь") 1 минуту 47 секунд. (настроение музыки, событие, характер) - Замечательно. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Благодаря тембру, мы можем различить голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша. Мы повторили с вами средства выразительности и вырастили наш замечательный цветок и можем подарить его жителям планеты.Планета будет звучать и цвести! Теперь жители планеты смогут найти звуки и превратить их в музыку. Давайте поаплодируем друг другу за наши успехи. Молодцы. |