kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки по теме:«Любовь к Родине. Патриотизм Сергея Рахманинова и Ф. Шопена»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по музыке для обучающихся 4 класса

конспект урока музыки для 4 класса по теме «Любовь к Родине.  Патриотизм С. Рахманинова и Ф. Шопена». Соответствует учебной программе по музыке Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

При разработке конструкта урока была поставлена следующая цель:

формирование представлений об образе Родины в произведениях Рахманинова и Шопена; осознание значимости данных произведений в творчестве этих композиторов. Через слушание музыкальных произведений и беседы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки по теме:«Любовь к Родине. Патриотизм Сергея Рахманинова и Ф. Шопена» »

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»













Конспект урока музыки 4 класс

По теме: «Любовь к Родине. Патриотизм Сергея Рахманинова и Ф. Шопена»







Разработала: Артемьева Анастасия

Методист: Насонова И.А.._______

Руководитель в ОУ: Хохрякова М.А_______





Камышлов,2015

Тема: «Любовь к Родине. Патриотизм Сергея Рахманинова и Ф. Шопена»

Класс: 4 «А»

Дата: 12.03.2015

Цель: знакомство с творчеством композиторов Ф.Шопена и С.Рахманинова.

Задачи:

личностная: формирование умений ценить неповторимость и красоту своей Родины через опыт эстетического переживания произведений искусства.

метапредметная: Способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства, анализа произведений. Воспитать в детях умение ценить неповторимость и красоту окружающего мира через опыт эстетического переживания произведений искусства, в процессе слушания произведений Ф. Шопена и С. Рахманинова.

предметная: формирование умений находить отличия в музыкальных жанрах, при помощи слушания произведений композиторов; развитие умений определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

КУМО: презентация, аудиозапись Ф.Шопен Прелюдия №7,№20, революционный этюд, С.Рахманинов ми диез

Этап/ время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы и приемы

Организационный

Музыкальное приветствие

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я проведу у вас урок. Ребята, сегодня у нас с вами еще одна встреча с искусством- миром чувств и раздумий, откровений и открытий.



Приветствуют учителя


мотивация к учебно-познавательной деятельности



Словесный



Актуализация знаний

На прошлом уроке вы начали знакомство с творчеством замечательного композитора 19 в. Фредерика…?

Родина великого композитора?

Что еще запомнилось вам о жизни и творчестве этого композитора?























Каждое произведение Ф.Шопена - это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Вы вспомнили сегодня, что большую часть своей жизни Шопен провел на чужбине. Несмотря на прекрасное знание французского языка, он не мог ни с кем поделиться своими переживаниями, высказать то, что было у него на душе, но всю свою боль, гнев, отчаяние и радость он излил в своей музыке, надеясь, что «когда-то она будет понята»

Этюд №12 « Революционный.»

Революционный значит отстаивающий идеи, принципы, взгляды и закрепляющий успехи, завоевания. Итак, бережно прикоснемся к музыкальным записям.

Что такое этюд?







Но, скажите, пожалуйста, может ли обычное упражнение или эскиз рассказать о том, что наболело в душе? Упражнение обычно не имеет названия, а этот этюд называется «Революционный». Давайте послушаем. О чем рассказывает нам эта музыка? Какой характер у нее?


-Шопена


-Польша

Он прекрасный пианист

Друзья называли его «душа фортепиано»; - Он написал множество сочинений для фортепиано; - Долгие годы провел на чужбине; - Умер во Франции, а сердце его поляки трепетно хранят в Варшаве, в костёле Святого Креста. - Он сочинял вальсы, мазурки, прелюдии, полонезы, этюды.













В живописи- зарисовка, эскиз. В музыке- упражнение для развития беглости пальцев.


Звучит стремительно, решительно, страстно, пламенно.






умение повторять пройденный материал, опираясь на изученные знания.


Рассказ Эмоциональной драматургии

Открытие нового знания

А вот еще 2 страницы из музыкального дневника: Прелюдия №7 и Прелюдия №20. Ребята, а что значит «прелюдия»?






Давайте послушаем Прелюдия №7 и определим характер музыки.







Мы будто слышим музыкальное послание композитора.

Давайте попробуем изобразить руками характер музыки.

Какой жанр музыки нам напоминает произведение Прелюдия 7?


Но почему в «Прелюдии» мы услышали отзвуки «Мазурки»? Что хотел передать этой музыкой Шопен? Давайте послушаем её ещё раз.








Ребята, я вам отвечу строками из письма Ф. Шопена: «Милая моя, далёкая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?..

Я помню шелест каждого листка, каждой травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»

Вы оказались совершенно правы, ребята. «Прелюдия» напоминала мазурку, которая была для Шопена символом Родины.

А сейчас прозвучит ещё одна прелюдия Ф.Шопена. На какие размышления наведёт вас эта музыка, какие чувства вызовет? Обратите внимание на форму произведения.

























Давайте послушаем «Прелюдию» ещё раз, а вы «исполните» ритмический рисунок произведения так, как будто вы играете на фортепиано.



Молодцы!


Вскоре после отъезда Шопена из Польши, там происходит восстание за её свободу и независимость. Но оно было жестоко подавлено. Это был ещё один удар для Шопена, тем более что среди восставших были и его друзья. Он не знал, какая участь ожидает теперь его близких и родную Польшу. И в это самое время им была написана эта прелюдия. Что передаёт эта музыка?




верно, ребята. Недаром современники называли эту прелюдию «исповедью души». А у какого композитора, ребята, судьба сложилась похоже на судьбу Шопена, и он вынужден был покинуть Родину и всю оставшуюся жизнь прожил вдали от неё. Хотя он очень любил её, скучал по ней, по родной природе?

Совершенно верно, Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор

И в его творчестве, как и в творчестве Шопена, жанр прелюдии занимает особое место. Сегодня прозвучит одна из самых знаменитых его прелюдий – до-диез минор. Это удивительная пьеса. Она звучит меньше трёх минут. А начинается она вот таким мотивом, вслушайтесь в него, ребята, как он звучит?




Попробуйте изобразить рукой движение мелодии.

Ребята как вы услышали, из скольких частей состоит произведение
















Ребята, а чем вам запомнилась вторая часть?





Молодцы, ребята. А что происходит в третьей части?
















Об одном мне вам хочется напомнить: С.В.Рахманинов родился в конце 19 в. и детство провёл в новгородской губернии, именно в той местности, которая славилась колокольными мастерами-музыкантами. «Самое сильное впечатление детства - колокольные звоны», - вспоминал композитор. Это воспоминание осталось с ним на всю жизнь и претворилось в его произведениях. А теперь, ребята, давайте послушаем прелюдию ещё раз и подумайте, что хотел передать этой музыкой С.В.Рахманинов.



Это небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра.

Спокойная, светлая, благородная, изящная, песенная





Мазурка


«Прелюдия» напоминает мазурку, ту музыку, которая звучит в его родной Польше, значит, он всё время помнит о Родине, любит её











Музыка похожа на траурный марш. В прелюдии 2 части, вторая часть звучит дважды.

Д. – В первой части музыка звучит тяжело, громко, сурово. Мелодия строгая, сдержанная. А во второй части музыка звучит мягче, тише, вначале даже нежней. И всё время мелодия идёт вниз, как будто смиряется с чем-то. А, повторяясь, звучит ещё тише и тише и замирает на последнем аккорде.

.

Звучит «Прелюдия» № 20. Ребята «играют» на воображаемой клавиатуре.


В прелюдии Шопен передал свои переживания за судьбу родины, судьбы его друзей, сочувствие, любовь к родной Польше

Это Рахманинов










Мотив звучит широко, мощно, напоминает речь человека.


В прелюдии три части. В первой части большой колокол говорит тревожно, решительно, а ему отвечают другие колокола, их много, они звучат высоко, напевно, и так тихо, как будто вдалеке. Они как будто спрашивают, что случилось.


Музыка звучала быстро, взволнованно


Она похожа на первую. Но теперь все колокола звучат вместе громко, уверенно, мощно. И звук как будто далеко плывёт над землёй. А в конце колокольный звон становится всё тише, медленнее, пока совсем не растает в воздухе.



Красоту колокольного звона, потому что он сам любил слушать колокола и хотел, чтобы все слышали, как это красиво. Картину родной природы своей любимой Родины.

Воспринимать благородное и светлое спокойствие Прелюдии №7 и тяжелую размеренную поступь Прелюдии №20 Ф. Шопена..


Высказывать мнение об особенностях содержания прелюдий, средствах музыкальной выразительности

Анализировать и обобщать характер этих произведений




Словесный, сравнения, эмоциональной драматургии, слуховой наглядности, зрительной наглядности.


Первичное закрепление

«Угадай мелодию».

Ф.Шопен. Мазурка.

Ф.Шопен. Этюд №12.

Ф.Шопен. Прелюдия №20.

С.Рахманинов до диез

Ф.Шопен. Прелюдия №7.


Ребята а что для вас Родина?



Отгадывают мелодию записывают на листочке правильный ответ




Отвечают на вопросы

умение выражать свою точку зрения, высказывать что для каждого человека Родина, какое значение имеет в его жизни.



Угадай мелодию

Рефлексия

С музыкальными произведениями каких авторов познакомились?

В чем же проявляется исповедь композиторов?

Как это отражается в музыке?

Кому понравился урок, поднимите руку

Отвечают на вопросы

умение отвечать на систему итоговых вопросов, обобщать и систематизировать изученный материал;



Словесный, система итоговых вопросов.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Артемьева Анастасия Александровна

Дата: 18.03.2015

Номер свидетельства: 188532


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства