Актуализация знаний | На прошлом уроке вы начали знакомство с творчеством замечательного композитора 19 в. Фредерика…? Родина великого композитора? Что еще запомнилось вам о жизни и творчестве этого композитора? Каждое произведение Ф.Шопена - это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Вы вспомнили сегодня, что большую часть своей жизни Шопен провел на чужбине. Несмотря на прекрасное знание французского языка, он не мог ни с кем поделиться своими переживаниями, высказать то, что было у него на душе, но всю свою боль, гнев, отчаяние и радость он излил в своей музыке, надеясь, что «когда-то она будет понята» Этюд №12 « Революционный.» Революционный значит отстаивающий идеи, принципы, взгляды и закрепляющий успехи, завоевания. Итак, бережно прикоснемся к музыкальным записям. Что такое этюд? Но, скажите, пожалуйста, может ли обычное упражнение или эскиз рассказать о том, что наболело в душе? Упражнение обычно не имеет названия, а этот этюд называется «Революционный». Давайте послушаем. О чем рассказывает нам эта музыка? Какой характер у нее? | -Шопена -Польша Он прекрасный пианист Друзья называли его «душа фортепиано»; - Он написал множество сочинений для фортепиано; - Долгие годы провел на чужбине; - Умер во Франции, а сердце его поляки трепетно хранят в Варшаве, в костёле Святого Креста. - Он сочинял вальсы, мазурки, прелюдии, полонезы, этюды. В живописи- зарисовка, эскиз. В музыке- упражнение для развития беглости пальцев. Звучит стремительно, решительно, страстно, пламенно. | умение повторять пройденный материал, опираясь на изученные знания. | Рассказ Эмоциональной драматургии |
Открытие нового знания | А вот еще 2 страницы из музыкального дневника: Прелюдия №7 и Прелюдия №20. Ребята, а что значит «прелюдия»? Давайте послушаем Прелюдия №7 и определим характер музыки. Мы будто слышим музыкальное послание композитора. Давайте попробуем изобразить руками характер музыки. Какой жанр музыки нам напоминает произведение Прелюдия 7? Но почему в «Прелюдии» мы услышали отзвуки «Мазурки»? Что хотел передать этой музыкой Шопен? Давайте послушаем её ещё раз. Ребята, я вам отвечу строками из письма Ф. Шопена: «Милая моя, далёкая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?.. Я помню шелест каждого листка, каждой травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…» Вы оказались совершенно правы, ребята. «Прелюдия» напоминала мазурку, которая была для Шопена символом Родины. А сейчас прозвучит ещё одна прелюдия Ф.Шопена. На какие размышления наведёт вас эта музыка, какие чувства вызовет? Обратите внимание на форму произведения. Давайте послушаем «Прелюдию» ещё раз, а вы «исполните» ритмический рисунок произведения так, как будто вы играете на фортепиано. Молодцы! Вскоре после отъезда Шопена из Польши, там происходит восстание за её свободу и независимость. Но оно было жестоко подавлено. Это был ещё один удар для Шопена, тем более что среди восставших были и его друзья. Он не знал, какая участь ожидает теперь его близких и родную Польшу. И в это самое время им была написана эта прелюдия. Что передаёт эта музыка? верно, ребята. Недаром современники называли эту прелюдию «исповедью души». А у какого композитора, ребята, судьба сложилась похоже на судьбу Шопена, и он вынужден был покинуть Родину и всю оставшуюся жизнь прожил вдали от неё. Хотя он очень любил её, скучал по ней, по родной природе? Совершенно верно, Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор И в его творчестве, как и в творчестве Шопена, жанр прелюдии занимает особое место. Сегодня прозвучит одна из самых знаменитых его прелюдий – до-диез минор. Это удивительная пьеса. Она звучит меньше трёх минут. А начинается она вот таким мотивом, вслушайтесь в него, ребята, как он звучит? Попробуйте изобразить рукой движение мелодии. Ребята как вы услышали, из скольких частей состоит произведение Ребята, а чем вам запомнилась вторая часть? Молодцы, ребята. А что происходит в третьей части? Об одном мне вам хочется напомнить: С.В.Рахманинов родился в конце 19 в. и детство провёл в новгородской губернии, именно в той местности, которая славилась колокольными мастерами-музыкантами. «Самое сильное впечатление детства - колокольные звоны», - вспоминал композитор. Это воспоминание осталось с ним на всю жизнь и претворилось в его произведениях. А теперь, ребята, давайте послушаем прелюдию ещё раз и подумайте, что хотел передать этой музыкой С.В.Рахманинов. | Это небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра. Спокойная, светлая, благородная, изящная, песенная Мазурка «Прелюдия» напоминает мазурку, ту музыку, которая звучит в его родной Польше, значит, он всё время помнит о Родине, любит её Музыка похожа на траурный марш. В прелюдии 2 части, вторая часть звучит дважды. Д. – В первой части музыка звучит тяжело, громко, сурово. Мелодия строгая, сдержанная. А во второй части музыка звучит мягче, тише, вначале даже нежней. И всё время мелодия идёт вниз, как будто смиряется с чем-то. А, повторяясь, звучит ещё тише и тише и замирает на последнем аккорде. . Звучит «Прелюдия» № 20. Ребята «играют» на воображаемой клавиатуре. В прелюдии Шопен передал свои переживания за судьбу родины, судьбы его друзей, сочувствие, любовь к родной Польше Это Рахманинов Мотив звучит широко, мощно, напоминает речь человека. В прелюдии три части. В первой части большой колокол говорит тревожно, решительно, а ему отвечают другие колокола, их много, они звучат высоко, напевно, и так тихо, как будто вдалеке. Они как будто спрашивают, что случилось. Музыка звучала быстро, взволнованно Она похожа на первую. Но теперь все колокола звучат вместе громко, уверенно, мощно. И звук как будто далеко плывёт над землёй. А в конце колокольный звон становится всё тише, медленнее, пока совсем не растает в воздухе. Красоту колокольного звона, потому что он сам любил слушать колокола и хотел, чтобы все слышали, как это красиво. Картину родной природы своей любимой Родины. | Воспринимать благородное и светлое спокойствие Прелюдии №7 и тяжелую размеренную поступь Прелюдии №20 Ф. Шопена.. Высказывать мнение об особенностях содержания прелюдий, средствах музыкальной выразительности Анализировать и обобщать характер этих произведений | Словесный, сравнения, эмоциональной драматургии, слуховой наглядности, зрительной наглядности. |