kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 4 классе : "Старый замок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень хороший и доступный для детей урок. Для 4 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 4 классе : "Старый замок"»

Тема урока: «Старый замок»

Цель урока: познакомить учащихся с пьесой «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

Задачи:

  1. Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.

  2. Развивающие: развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением.

  3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

Оборудование урока:

  1. Музыкальный центр.

  2. Фортепиано.

  3. М. П. Мусоргский. Прогулка.

  4. Плакат с музыкальными терминами.

  5. М. П. Мусоргский. Старый замок.

  6. «Песня рыцаря» (12 век).

  7. Теофиль Готье. Стихотворение «Средневековье».

  8. Г. Гладков «Песня трубадура».

Словарь урока:

  • Сюита

  • М. П. Мусоргский

  • В. А. Гартман

  • Трубадур

  • Менестрель

  • Виола

  • Арфа

Ход урока

Музыкальное приветствие учителя и учащихся.

Учитель: Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает?

Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского.

Дети: Это русский человек, который очень размашисто ходит; он рассматривает что- то, останавливается и снова прохаживается.

Учитель: Итак, мы на выставке, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение.

Учитель: Да, это музыка русского композитора М. П. Мусоргского. Называется «Прогулка» (Портрет композитора).

Эй, сюда, заходи, народ честной!
Заходи, погляди на картины дивные!

Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:

  1. «Гном»;

  2. «Старый замок»;

  3. «Тюильрийский сад»;

  4. «Быдло»;

  5. «Балет невылупившихся птенцов»;

  6. «Два еврея – богатый и бедный»;

  7. «Лиможский рынок»;

  8. «Катакомбы»;

  9. «Избушка на курьих ножках»;

  10. «Богатырские ворота».

Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.

Итак, фортепианная сюита «Картинки с выставки». Слово сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.

Сегодня мы остановимся на одной из десяти пьес. Мысленно перенесемся на сотни лет назад в Средневековье.

Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова Средневековье?

(Рыцари, прекрасные дамы, старинные замки).

Да, Средневековье – это времена замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров.

Трубадуры – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.

Трубадуры воспевали рыцарскую любовь, радость жизни. Для аккомпанемента трубадурам служили виола, арфа и другие инструменты (иллюстрации). Трубадур сам исполнял свои песни, часто в сопровождении менестреля (странствующего профессионального музыканта-инструменталиста и певца, находящегося на службе у трубадура).

Музыка, которую мы послушаем называется «Старый замок». К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».

Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он тебе напоминает? Какое здесь настроение?

О чем поет свою песню трубадур?

(Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками).

В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

Старый замок – пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье» посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,

Капелла с башенкой – подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,

И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, – на нем изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…

И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья.

Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство?

Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.

Ничто не забыто: не только « проемы ниш» и « аркады гулкие» – все то, что образует облик Средневекового замка, и ветер, шелестящий в вышине.

Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления… Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном. (Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда- то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе «Старый замок»).

А теперь мы сравним пьесу «Старый замок» с «Песней рыцаря», сочиненной восемь столетий назад.

Как вы думаете, на каком инструменте аккомпанирует себе певец?

Слушание песни и обсуждение.

(Эти два произведения созвучны между собой, в них одно настроение, чувства, сожаление).

Сейчас я предлагаю «Песню современного трубадура» Г. Гладкова.

Из какого мультфильма эта песня? Что изображают звуки во вступлении?

Почему юношу называют трубадуром? Сравните «Песню трубадура» с «Песней рыцаря».

Разучивание «Песни трубадура».

Домашнее задание: сочинить рассказ к музыкальной картинке М. Мусоргского «Старый замок».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока в 4 классе : "Старый замок"

Автор: Фадякина Елена Николаевна

Дата: 27.03.2017

Номер свидетельства: 403950

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока по физической культуре для 3 класса "Подвижные игры на основе баскетбола""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_fizicheskoi_kulture_dlia_3_klassa_podvizhnye_igry_na_osnove_ba"
    ["file_id"] => string(6) "474105"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1529736495"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "План конспекта  урока  по  физичекской культуре  по разделу «Волейбол»"
    ["seo_title"] => string(61) "plankonspiektaurokapofizichiekskoikulturieporazdieluvolieibol"
    ["file_id"] => string(6) "319755"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460953253"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока по волейболу в 9 классе "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-po-volieibolu-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "203364"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429464401"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по музыке в 4 классе: "Картины с выставки" Модеста Петровича Мусоргского"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_muzykie_v_4_klassie_kartiny_s_vystavki_modiesta_pietrovicha_m"
    ["file_id"] => string(6) "421844"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497462264"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока в 4 классе  ТЕМА: «МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА» "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-v-4-klassie-tiema-muzyka-moiego-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "142062"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418221649"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства