kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по музыке в 5 классе "Волшебный мир музыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок о творчестве Паганини, о том, какими умениями должен обладать музыкант, композитор, исполнитель. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке в 5 классе "Волшебный мир музыки"»

Тема: « Музыка во всем живет, мир ее волшебен».

Урок музыки в 5-м классе, IV четверть.

Цель: Развитие и закрепление темы «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Задачи: 1.Познакомить учащихся с новыми фактами музыкальной культуры, биографией композиторов. Обобщить понятия «композитор», «исполнитель», «слушатель».

2.Задуматься над великой силой музыки и ролью выдающихся музыкантов. Развивать восприятие, память, внимание учащихся, исполнительские навыки. Активизировать самостоятельную познавательную деятельность.

3. Пробуждать любовь к музыке;

Результаты:

Личностные: Развивать умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные: Познавательные УУД: 1. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов, музыкальных произведений.

2. На основе анализа произведений делать выводы.

5. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД: 1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: 1Формировать умение работать в паре.

2.Учить представлять результат своей работы;

3.Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.

4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные: закреплять умение слушать и слышать, анализировать и делать выводы.

Ход урока:

1. Приветствие.

2. Слайд №1 Определение темы урока по картинкам.

Музыка, музыка

В ней будто солнечный свет

Музыка, вечная музыка

Незримый божественный след

Музыка, эта музыка

Вечная светлая музыка

Музыка ты душа моя.

Юрий Энтин

3. Слайд №2 Представьте на минуту, что из нашей жизни исчезла музыка. Матери не поют колыбельных песен своим малышам, духовые оркестры перестали играть бодрые, героические марши на торжественных парадах, закрыты все музыкальные театры, концертные залы, художественные фильмы и мультфильмы мы смотрим без музыкального сопровождения. Музыка не звучит ни по радио, ни по телевидению, ни с кассет, ни с дисков, нет больше ни музыкальных школ, ни консерваторий, в летних детских лагерях не слышно ни песен, ни танцев…

У: Можно ли представить такую ситуацию?

Д: Ответы детей.

Унылая и скучная картина! Ведь музыка так глубоко входит в нашу жизнь, что сама становится частью этой жизни. Мы иногда ее даже не замечаем, а вот если бы она исчезла, все сразу заметили это, и примириться с этой потерей никто бы не смог, даже те, кто думает, что не любит ее.

Вслушайся: весь мир поет –

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всем живет,

Мир ее волшебен.


Музыка может открыть свои тайны слушателям благодаря вдохновению и мастерству кого:

Д: Благодаря композитору и исполнителям.

Сегодня на уроке мы будем говорить, что нужно для того, чтобы быть музыкантом, композитором, слушателем.

Слайд№3 В биографии каждого человека обязательно есть что-то отличное от других, свое, неповторимое. Это относится и к композиторам, но есть у них общее – ранняя любовь к музыке.

М.И.Глинка, живший в раннем детстве в деревне, очень любил слушать крестьянские песни и перезвон церковных колоколов. А самая большая радость для него была, если он слушал игру оркестра, состоявшего из крепостных музыкантов его дяди.

О Шопене известно, что он часами просиживал у ног матери, когда она играла на фортепиано разные польские танцы и песни. Он удивлял всех своей музыкальной одержимостью: он был погружен в звуки, мог заплакать, слушая музыку, или вскочить ночью, чтобы сыграть на фортепиано какую-нибудь запомнившуюся мелодию. Первое свое музыкальное сочинение Шопен написал в возрасте семи лет.

В.А.Моцарт в три года радовался созвучиям, находя их на клавесине, в четыре – мгновенно запоминал маленькие музыкальные пьесы, делает первую попытку написать концерт для клавесина.

С.Прокофьев – с пяти лет талантливый мальчик открыл для себя мир серьезной музыки. В пять с половиной он сочинил первую пьесу, а в девять – свою первую оперу. В 13-летнем возрасте Сережа предстал перед приемной комиссией Петербургской консерватории.

В жизни будущих композиторов наступал момент, когда любовь к слушанию музыки неизбежно переходила в стремление самому начать заниматься ею. Дети придумывали себе такие музыкальные забавы: Глинка очень любил бить чем попало по медным тазам разной величины (старался этим подражать колокольному звону). Игры такие были не только забавными, но и полезными – они прививали любовь к музыке.

А вслед за этим была серьезная учеба, а потом – сочинение собственной музыки.

Слайды№4;5 Высказывания композиторов о работе. (Работа в группах)

У: Приходилось ли быть вам самим в роли композитора?

Д: Ответы детей.

Большинство детей пытаются сочинять музыку так же, как рисовать и лепить, строить что-то, сочинять сказки, истории, разыгрывать какие-нибудь сценки вроде «театра». Вспомните, когда вы были маленькими, пели своим куклам колыбельную, озвучивали марши при игре в солдатики. Но вы пели не где-то услышанную песню или мелодию, а сочиняли свою.

У: Интересно, о чем думает композитор, прежде чем приступить к созданию своего шедевра?

Д: ответы детей.

А может с такими словами рождается музыка:

Чистый лист бумаги,

Нотная строка…

Звуки всей Вселенной.

В мыслях у меня…

Дай мне силы, Боже,

Это удержать,

Красоту созвучий

Людям передать!

Е.Арсенина.

Сочинять музыку – это редкий и удивительный дар, а быть композитором – это слышать мир, слушать свое сердце и передавать свои мысли, переживания, радость языком музыки.

Мир каждого композитора индивидуален, каждый пишет о своем, сокровенном. А мы с вами – слушатели – вступаем в диалог с музыкой, композитором, т.е. композитор разговаривает с нами языком музыки.

Слайды№6;7;8 Рассказ о Паганини. Дети работают с текстом под музыку «Кантабиле» Паганини. Отвечают на вопросы учителя. Смотрят фрагмент фильма.

Слайд №9 Мы с вами познакомились с творчеством многих композиторов. Давайте вспомним их и постараемся указать, чья это музыка. ( Моцарт «Рондо в турецком стиле» и Бах «Шутка»).

У: Вот какая разная музыка у композиторов, а почему?

Д: Ответы детей (каждый вкладывает в нее свою неповторимую душу).

У: А какое музыкальное произведение вы сочинили бы сейчас, если были бы композиторами?

Д: Ответы детей.

У: Вот написана музыка, переложена на ноты, а дальше? Никто ее не слышал, никто ее не знает. Кто нужен музыке?

Д: Исполнитель, музыкант.

У: И.А. Крылова есть басня «Квартет». Повествуется о том, что:

Разные варианты предлагались, но музыка не звучала, одна фальшь получалась у этих четырех горе - музыкантов, пока Соловей не решил их сомненье словами: «Чтоб музыкантом быть, так надобно…»

Д: Уменье.

Музыкант в первую очередь - творец, прекрасно владеющий музыкальным инструментом. Он является посредником между композитором и слушателем. Он должен не просто прекрасно исполнить музыку, но и точно передать смысл, содержание, чувства, заложенные в произведении. Не случайно исполнительство считается одним из видов художественного творчества, то есть искусством. К тому же исполнитель не просто «расшифровывает» для слушателя нотную запись композитора, «оживляя» ее, а вносит свою индивидуальность, частичку своего «я». «Исполнение – это второе творение» - говорил русский пианист, дирижер и композитор Антон Рубинштейн. Всемирно известный русский виолончелист, дирижер Мстислав Ростропович говорил: «Если я играю Бетховена – я немного Бетховен».

Слайд№10 Фрагмент мультфильма «Первая скрипка».

Слайды№11-22 Загадки об инструментах:

1. Он по виду брат баяну.

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком… (аккордеон)

2. Струн дано мне очень мало,

Но пока что мне хватало.

Струны ты мои задень

И услышишь: длень-длень-длень!

Ну-ка, кто я? Отгадай – ка!

Отвечайте…. (балалайка)

3. Громче флейты, громче скрипок,

Громче труб наш великан.

Он ритмичен, он отличен

Наш веселый …. (барабан)

4. У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет —

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян

Голосистый наш. (баян).

5. Звенит струна, поет она,

И песня всем ее слышна.

Шесть струн играют что угодно,

А инструмент тот вечно модный.

Он никогда не станет старым.

Тот инструмент зовем. (гитара).

6. Очень весело поет,

Если дунете в нее,

Ду-ду, ду-ду-ду.

Да-да, да-да-да!

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это? ... (дудочка).

7. За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких. (ложки)

8. Я стою на трех ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня? (рояль).

9. Приложил к губам я трубку –

Полилась по лесу трель.

Инструмент то очень хрупкий,

Называется… (свирель).

10. Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло все: играет. ( скрипка).

11. Знайте, они с барабаном соседи.

Сделаны они из меди.

Вовремя нужно руками взмахнуть,

Звонко ударить, потом отдохнуть.

Партия их не пустяк, не безделка,

В музыке тоже бывают (тарелки).

Слайд№23 Зрители рассаживаются по своим местам, оркестр настроил инструменты. В зале гаснет свет и в оркестровой яме появляется…

Д: Дирижер.

У: Какую роль выполняет дирижер, какая его задача?

Д: Руководить оркестром, объединить музыкантов и исполнителей.

Дирижер в переводе с французского – управлять, руководить, направлять. Дирижер – уникальная профессия. Он не просто следит, чтобы все играли согласно. Он тщательно продумывает замысел композитора – характер звучания музыки. Он разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, быстро или медленно, громко или тихо должен тот играть. Дирижер – душа оркестра. Он должен быть широкообразованным музыкантом: знать историю музыки, разбираться в стиле произведения, обладать великолепным слухом, владеть каким-то музыкальным инструментом.

У: А дирижер может быть исполнителем?

Д: Да, он исполнитель. Итак, дирижер – тоже исполнитель, как и певцы и музыканты. Многие композиторы были прекрасными дирижерами, певцами, музыкантами. Давайте еще раз вспомним всемирноизвестные имена: Мстислав Ростропович, Дмитрий Борисович Кабалевский, Святослав Рихтер, Сергей Лемешев, Владимир Спиваков, Евгений Светланов, Герберт фон Караян, Евгений Мравинский. Можно сделать вывод: уменье владеть мастерством – так играть, так танцевать, так петь – что люди идут еще и еще раз на один и тот же спектакль, на концерт, многократно слушают одно и то же произведение. Игра в оркестр (Исполнение музыки Моцарта с колокольчиками).

Слайды№24-26 Развитие умения слушать (Определяют название произведения, после прослушивания) Исполнение учителем пьес В. Коровицын «Первая проталинка» и «Мама».

Слайд№27 Разучивание и исполнение песни «Лесная песенка» С. Суэтов.

Слайд№28 «Песня о мастерах» А. Рыбников видео. Трудность мастерства исполнителей заключается в том, что надо суметь понять, «услышать сердцем», что хотел сказать композитор, постараться донести мысли композитора до каждого слушателя. У певцов есть такое выражение – пой душой, пой, как говоришь.

Итог: Мы сегодня с вами познакомились с новыми фактами музыкальной истории, биографией композиторов, побывали в роли, исполнителей. Еще раз утвердились во мнении, что музыка – самый таинственный и самый универсальный вид искусства.

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей:

Она везде и вечно спутник мой,

Ей все подвластно: радость и тоска,

В ней - просто миг и долгие века.

И воскресить умеет и убить,

Заставит полюбить и разлюбить.

Но разве может жить она без нас

Хотя бы день, полдня, хотя бы час!

Без наших дум и радостей земных,

Без мелочей смешных и не смешных?

Мы ей за все «спасибо» говорим

И веря в торжество ее, - творим!

На композитора надо учиться? ( Надо).

На исполнителя надо учиться? (Надо).

А на слушателя? (Тоже надо).

Слайд№29 Исполнение песни С. Соснина «Учиться надо весело».

Рефлексия: Учащиеся оценивают своё состояние на уроке с помощью карточек с мажорным и минорным трезвучием.

У: Хочу пожелать вам, чтобы музыка, ее прекрасные звуки жили и звучали в ваших душах всегда.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по музыке в 5 классе "Волшебный мир музыки"

Автор: Крепышева Ольга Владимировна

Дата: 13.10.2017

Номер свидетельства: 432207

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока на тему "Волшебная палочка дирижера" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-volshiebnaia-palochka-dirizhiera"
    ["file_id"] => string(6) "112526"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408715419"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока музыки: Образы добра и зла в балете "Спящая красавица" П.И. Чайковского "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-muzyki-obrazy-dobra-i-zla-v-balietie-spiashchaia-krasavitsa-p-i-chaikovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "102244"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402490240"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по танцу. Тема: "Танцевальные движения с предметами". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-tantsu-tiema-tantsieval-nyie-dvizhieniia-s-priedmietami"
    ["file_id"] => string(6) "143378"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418534272"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока по русскому языку " По дорогам сказок" Склонение имен прилагательных."
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekturokaporusskomuiazykupodoroghamskazoksklonieniieimienprilaghatielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "274022"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452324976"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по музыке "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-muzykie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "268306"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450613974"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства