Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке "Народная песня в жизни человека"»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 21 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Конспект урока по музыке (3 класс)
Тема: «Народная песня в жизни человека»
Котова Вера Алексеевна
учитель высшей категории
ГБУ СОШ №21 г. Сызрань
Самарской области
2017
ТЕМА: Народная песня в жизни человека.
Цель урока: Создание условий для формирования основ музыкальной культуры на материале русского народного творчества.
Задачи:
1. Способствовать развитию умения воспринимать музыку и выражать своё отношение с помощью пластического дирижирования, танцевальных движений и игры на народных музыкальных инструментах.
2. Заинтересовать учащихся жанрами народной песни: колыбельная, плясовая, игровая.
3. Способствовать развитию умения определять черты жанра народной песни.
4. Продолжить формирование словаря музыкальных настроений.
5. Прививать любовь к национальной культуре, уважение к традициям своего народа.
1. Организационный момент.
Звучит р.н.п. «Во поле берёза стояла», дети входят в класс.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Давайте поприветствуем друг друга:
Учитель: (поёт)Здравствуйте ребята!
Дети: (поют)Здравствуйте учитель!
Учитель: Скажите, когда вы входили в класс, какая музыка вас встречала? Знакомы ли вам слова?
Дети: да, знакома, Во поле берёза р.н.п.
Учитель: Как вы думаете, песня народная или композиторская?
Дети: народная
Учитель: А когда люди поют песни?
Дети: когда трудятся, на праздниках, на концертах.
Учитель: Правильно, песня может звучать в разных жизненных ситуациях.
Как вы думаете, что это за песня, в которой такие слова?:
Аиньки, аиньки,
Ой, вы мои заиньки.
Да и где вы бегали?
Да и что вы делали?
А мы бегали в лесу,
Били волка по носу,
Запрягали комара,
Поезжали по дрова
А пока управились –
До смерти упарились.
Аю-аю-аюшки,
Спать ложитесь заюшки,
А я печку затоплю, оладушков напеку,
На сметане, на меду,
Чтобы таяли во рту.
Дети: колыбельная
Учитель: Правильно, а когда поют колыбельную?
Дети: когда укладывают спать ребёнка.
Учитель: Молодцы! В давние времена в деревнях, в избе подвешивали к потолку КОЛЫБЕЛЬ, мама пряла пряжу, покачивала колыбель и тихо напевала колыбельную песню.
Учитель: Как вы поняли, что это колыбельная?
Дети: по словам.
Учитель: Какая будет музыка? Какое настроение у колыбельной песни?
Дети: тихая, спокойная, ласковая….напевная
Учитель: Какими движениями можно передать это настроение? Покажите.
Дети показывают покачивающие движения
Учитель: Давайте споём и продирижируем эту колыбельную. Учитель исполняет прочитанные ранее стихи под музыку колыбельной.
Дети поют и дирижируют в характере музыки.
Учитель: Как вы думаете, а сейчас колыбельные песни поют?
Дети: да.
Учитель: А вы знаете какую-нибудь колыбельную песню?
Дети: да, нет…
Учитель: А вот эту колыбельную песню вы знаете?
Звучит песня «СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ»
Учитель: Похожи эти колыбельные? Чем они похожи?
Дети: они тихие, нежные, протяжные и т.д.
Учитель: Правильно, молодцы!
ИТОГ: Люди не забыли эти песни, а современные композиторы сочиняют колыбельные песни и сегодня , и будут сочинять.
Учитель: Человек подрастает, и песня его сопровождает всю жизнь. Послушайте музыку и попробуйте определить жанр этой песни???.
Звучит песня «Ах, вы сени мои, сени».
Учитель: А какая музыка прозвучала?
Дети: весёлая, задорная, танцевальная…….
Учитель: Правильно, А в народном творчестве её ещё называют ПЛЯСОВАЯ
Учитель: Что бы вы хотели делать под эту музыку?
Дети: танцевать….
Учитель: Какие могут быть движения? Покажите.
Дети показывают свои движения.
Учитель: А теперь попробуем под музыку все вместе.
Звучит песня «Ах вы сени, мои сени»
Учитель: Молодцы! Садитесь на места.
Давайте сделаем плясовую песню ещё веселее и интереснее. Мы сейчас плясовую песню сыграем на народных музыкальных инструментах.
Учитель: Ребята, а что это? ( Учитель достаёт ложки.)
Дети: ложки
Учитель: А как на них играют? Как их надо держать?
(учитель показывает, как правильно держать и ударять ложкой об ложку).
Учитель: А это что? (учитель достаёт трещотку) А на ней как играют? (Учитель, показывает как играют на трещотках).
Разучивание оркестровой партитуры: ЛОЖКИ: 2 удара, ТРЕЩЁТКИ: 1 удар (после ложек)
Учитель: А теперь давайте вместе. Под музыкальное сопровождение учителя дети играют один куплет на инструментах и подпевают.
Учитель: Здорово у нас получилось!!! Стала песня веселее?
Дети: Да!
Учитель: Мы сегодня слушали, пели, танцевали, играли на инструментах народные песни. Вспомните, какие это были песни?
Дети: колыбельная, плясовая.
Учитель: А вы знаете, есть такие народные песни:
Учитель: Как вы думаете, что это за песни? Что можно делать под эти песни?
Дети: играть, водить хоровод
Учитель: А знаете, откуда произошло слово ХОРОВОД?
Во время праздников наши предки водили хоровод, пели песни богу солнца Хорсу, отсюда и название – хоровод.
Учитель: На что похож хоровод?
Дети: на солнце…
Игра «Кострома»
Ведущий стоит в центре круга отвечает на вопросы играющих и задаёт движение. Играющие идут по кругу показывая движение.
Игра построена на пении:
ВСЕ: - Ах, свет ты моя, Кострома.
- Свет-государыня, моя.
- Дома Кострома?
ВЕДУЩИЙ: - Дома.
ВСЕ: - А что делаешь?
ВЕДУЩИЙ: - На балалайке играю! (варианты: на дудочке играю, полы подметаю, спать легла, проснулась и всех поймаю)
Учитель: Понравилась игра?
Дети: Да
Учитель: Запомнили, как играть?
Дети: Да
Учитель: На перемене будете в неё играть?
Дети: Да
Учитель: А сейчас посмотрю, действительно ли вы запомнили жанры народной песни. А о каких жанрах народной песни мы сегодня говорили?
Дети: колыбельная, плясовая, игровая (хороводная)
Учитель: Послушайте музыкальные фрагменты и определите жанр народной песни (дети все встали).
- если услышите колыбельную, то покачиваем головой;
- если услышите плясовую, то руки на пояс и приседаем;
- если услышите игровую, то все хлопают в ладоши.
Учитель: Готовы?
Дети: Да!
Проводится «Угадай-ка!»
Учитель: Молодцы! Вам понравились народные песни?
Дети: Да
Учитель: А хотите рассказать о них своим друзьям, знакомым?
Дети: Да
Учитель: А как вы это сделаете?
Дети: Расскажем, позвоним, сделать рекламу.
Учитель: Давайте вместе сочиним рекламу народной песни: РЕКЛАМУ-ЧАСТУШКУ
Ну, например, я начну, а вы продолжайте:
Учитель: Мы весёлые ребята, любим петь и……
Дети: Танцевать!
Учитель: Приглашаем вас сегодня, будем песни….
Дети: Распевать!
Учитель: МОЛОДЦЫ! Может дома кто-то из вас ещё сочинит частушки. А у мам, пап, бабушек и дедушек спросите, в какие игры играли они?
Учитель: Спасибо большое за участие, вы все молодцы, до свидания!
Звучит песня «Кострома» в исполнении группы «Ив. Купала» - дети выходят из класса.
области средняя общеобразовательная школа №21 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
Презентация
Требования к результатам освоения образовательной программы начальной школы.
учитель: Котова Вера Алексеевна
ГБОУ СОШ №21г. Сызрани
Самарской области
2012 г.
Системообразующим компонентом ФГОС второго поколения являются результаты образования, рассматриваемые в контексте деятельной парадигмы образования.
Процесс учения в рамках данной парадигмы понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития.
Процесс усвоения учащимися знаний на уроке:
- мотивация
- Восприятие
- осмысление
- запоминание
- применение
- обобщение и систематизация
- самоконтроль
- контроль
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
Личностные
Метапредметные
Предметные
Личностные результаты изучения музыки отражают:
Формирование целостного представления поликультурной картине современного музыкального мира;
Развитие музыкально – эстетического вкуса во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально – творческой деятельности;
Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально – учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения музыки подразумевают:
Анализ собственной учебной деятельности и внесение корректив для достижения запланированных результатов;
Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления и реальных жизненных ситуаций;
Участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметные результаты изучения музыки предполагают:
Осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
Устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально – творческой деятельности;
Понимание интонационно – образной природы музыкального искусства, средства художественной выразительности;
Осмысление основных жанров музыкально – поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
Рассуждение о специфики музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом;
Постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
Расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально – творческой деятельности, включая информационно – коммуникационные технологии;
Освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
Творческие задания на уроках музыки, например:
Упражнение – игра «Музыка».
Упражнение активизирует фантазию ребенка, связывает воедино зрительное и слуховое образное воображение учащихся, вырабатывает слушательские навыки. Детям предлагается «Пьеса» - П.Чайковского. После прослушивания даются 4 краски: красная, зеленая, синяя, желтая. Ребенок должен изобразить музыку и озоглавить рисунок. По окончании работы провести конкурс рисунков.
Загадки:
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко,
Затихло все: играет …
У этого инструмента
Есть струны и педаль,
Несомненно, это звонкий, это белый наш ….
Со мною, друзья, всегда интересно.
Узнали кто я? Ну, конечно, же
Музыкальные инструменты
(назвать и знакомые инструменты, слушать музыкальные произведения и определять звучание музыкальных инструментов)