Конспект урока музыки для 6 класса разработанный в рамках ФГОС. Тема урока: "Ночной пейзаж. Ноктюрн". Цель урока: знакомство с жанром камерной музыки - ноктюрн. Раздел II полугодие "Мир образов камерной и симфонической музыки".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки по теме: "Ночной пейзаж".»
МБОУ УСОШ №4
Конспект урока музыки в 6 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.
Тема урока: «Ночной пейзаж. НОКТЮРН».
Подготовила
учитель музыки:
Щукина Л.Н.
г. Удомля
2017г.
Тема урока: «Ночной пейзаж. НОКТЮРН».
Цель: знакомство с жанром камерной музыки – ноктюрн;
Задачи урока:
актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве разных композиторов;
самостоятельное построение логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра ноктюрна;
умение устанавливать связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: урок-размышление.
Планируемые результаты изучения:
Уметь сопоставлять по характеру произведения разных композиторов. Знать понятия: баллада, ноктюрн.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный материал:
Ноктюрн из Квартета №2 А. Бородин, Ноктюрн П.Чайковский, Ноктюрн Ф.Шопен.
Художественный материал:
К. Фридрих «Двое созерцающих луну», Дж. Уистлер «Ноктюрн: Синее и золотое – старый мост Баттерси».
Ход урока.
Организационная часть.
Музыкальное приветствие.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлом уроке? (Ф. Шопен). С каким жанром мы познакомились? (Инструментальная баллада) Какое произведение мы слушали? (Баллада №1). Что такое музыкальная баллада? (Музыкальная БАЛЛАДА – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев.).
Эпиграфом к уроку будут строки Афанасия Фета: (Слайд 4)
Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна!
Как вы думаете, о какой музыке пойдет сегодня речь? Как называются произведения, которые исполнялись в вечернее, ночное время?
- Серенада
- А что такое серенада?
- Это произведения, которые исполняются в вечернее, ночное время суток под окнами любимой, в знак признания.
Сегодня мы продолжим изучение образов камерной музыки на примере такого жанра как НОКТЮРН. Что это за жанр мы и выясним сегодня на уроке.
2. Формулирование темы урока.(Слайд 5)
Назовите тему сегодняшнего урока. (Что изображено на слайде, какое время суток, т.е. какой пейзаж?)
«Ночной пейзаж».
- Определите цель нашего урока.
- Продолжить знакомство с образами камерной музыки, с жанром ноктюрн.
Планирование деятельности. (Слайд 6) Рассмотрите разворот учебника на стр. 104-106 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось.В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
ПЛАН:
ознакомление с жанром ноктюрн;
прослушивание и анализ Ноктюрна из Квартета №2 А. Бородина;
прослушивание и анализирование ноктюрнов П. Чайковского и Ф. Шопена, сравнение их.
Работа над новым материалом.
Задание 1ознакомление с жанром ноктюрн;
(Слайд 7) На уроках мы с вами знакомились с вокальными и инструментальными серенадами Ф. Шуберта и В. Моцарта («Маленькая ночная серенада»). Эти произведения относятся к жанру ноктюрна.
(Слайд 8)Запишите определение:Ноктюрн в переводе с латинского значит ночной. Это пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом. Сочинения, которые передают настроение человека, находящего под впечатлением образов ночи.
(Слайд 9)
Александр Порфирьевич Бородин был замечательным композитором и талантливым ученым химиком. Он прославил как русскую музыку, так русскую науку. Жемчужиной русской камерной классики 19 века по праву считается Квартет № 2 Александра Порфирьевича Бородина, который композитор посвятил своей жене – прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.
Вспомните, что такое квартет?
- Квартет — музыкальное произведение, в исполнении четырёх музыкантов-исполнителей. Чаще всего композиторы пишут струнные квартеты.(Слайд 10)
Но по составу инструментов квартеты могут быть:
однородные (например, струнный квартет)
смешанные (например, фортепиано, скрипка, альт и виолончель).
Квартет №2 Бородина – произведение программное, т.е. в его основе лежит определенная программа.
Чаще всего квартеты имеют четыре части:
1-я часть – нет названия, но есть обозначение темпа;
2-я часть – скерцо (шутка);
3-я часть – ноктюрн;
4-я часть – финал.
Квартет относится к камерной музыке. (Камерная музыка – музыка, предназначенная для небольшого числа слушателей и исполнителей). Квартет №2 Бородин посвятил своей любимой жене Екатерине Сергеевне (фото на стр. 105).
(Слайд 11)
Прежде чем послушать 3-ю часть квартета – Ноктюрн, эту удивительную по своей красоте музыку, - прочитаем строки письма Александра Бородина к своей жене (стр.104 «Никогда ещё я так далеко не уезжал…) Чтение.
Послушайте Ноктюрн и проследите за развитием чувств и эмоциональных состояний в этой музыке. Обратите внимание, как естественно тема переходит от одного инструмента квартета к другому.
Слушание Ноктюрн из Квартета №2 А. Бородин
Размышления:
В этой музыке сплетение голосов струнных инструментов напоминает разговор, беседу. Эта беседа-согласие или беседа-спор? Какова эта беседа – доброжелательная, спокойная, уравновешенная или напряженная, с накалом чувств, эмоций, нервозная?
Вначале медленно плывет мелодия, полная какой-то особой ночной красоты. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность и ночная глубина, и волнующий ночной покой. Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Снова и снова она повторяется. Меняется только ее настроение: то спокойное, то взволнованное, почти тревожное.
Это как игра света и тени, когда облака, бегущие по ночному небу, то скрывают луну, и тогда все погружается во мрак, то проплывают мимо, и снова серебристый холодный свет мерцает на листьях деревьев, на дорожках ночного сада.
(Слайд 12)
Подберите слова, наиболее точно передающие образ этой музыки: тишина,
Рассмотреть живописные полотна западноевропейских художников - К. Фридриха «Двое созерцающих луну», Дж. Уистлер «Ноктюрн: Синее и золотое - старый мост Баттерси».
(Изысканный силуэт моста растворяется в сумеречной мгле. А море сливается с небом в единую синеватую гамму.)
Работа над песнями.
IV. Подведение итогов. (Слайд 12)
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).