Актуализация знаний | Ребята, кто из вас хочет стать настоящим музыкантом, поднимите руку Сегодня наш урок решил посетить сам профессор музыкальной школы Аделард (учитель вывешивает портрет) с целью выявления и набора в свою школу будущих знаменитых музыкантов. Однако перед тем как выбрать кого-то из вас Аделард приготовил ряд испытаний, которые позволят ему выявить действительно достойных учеников его музыкальной школы. За каждое правильно выполненное испытание вы будете получать по одному скрипичному ключику. В конце урока мы узнаем, кого музыкант готов взять в свою школу Готовы ли вы пройти испытания профессора, если да то поднимите руку Обратите внимание, первое испытание Аделарда уже перед вами. У каждого из вас на столе лежит карточка №1, возьмите её. В течение 2 минуток вставьте (ручкой) недостающие слова в определение (Карточка) Музыкальный (канон) – песня, исполняемая особым образом. Все участники его поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает (первым) Время вышло. Давайте проверим вашу работу на карточках. Обратите внимание на слайд. Профессор оставил нам верный ответ. Проверьте свою работу. Если все недостающие слова указаны, верно – то поднимите руку. Молодцы, вы справились с первой трудностью Аделарда отлично! Поэтому вы получаете первый скрипичный ключик. Остальным ребятам, у кого есть ошибки, я рекомендую дома ещё раз внимательно повторить данное понятие и его определение | Поднимают руку, кто хочет стать настоящим музыкантом Слушаю учителя Поднимают руку, если готовы пройти приготовленные испытания Выполняют задание на карточках Проверяют задание на карточках Кто выполнил верно, задание - получает скрипичный ключик | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения Регулятивные: развитие умения следовать учебным действиям; формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации | Словесный метод (беседа) Наглядный метод (демонстрация презентации) Методы контроля и самоконтроля (письменный самоконтроль) Метод музыкального обобщения (активизация музыкального, жизненного опыта) Метод стимулирования музыкальной деятельности занимательности (создание проблемно-поисковой ситуации) | 4 мин. |
Этап закрепления | Пока мы ненадолго отвлеклись, профессор уже приготовил для нас второе испытание. Проведем игру-соревнование между вариантами «Самый внимательный вариант». Но для начало выучим движения. Повторяйте движения за мной (разучивание движений под счет, повторяем 1 раз) У вас отлично получается! Теперь первый вариант каждого ряда повторяет движения за мной, а второй вариант каждого ряда повторяют за Марией Петровной. Главное не останавливайтесь в движениях, а повторяйте их Молодцы! Я увидела, что каждый вариант справился с испытанием достойно и заслуживает звания «Самый внимательный вариант» Но Аделард хочет пригласить выступить «лучших из лучших» перед всем классом. Поэтому я приглашаю к доске 4-ро ребят. Кто желает выйти и показать движения, поднимите руку. Первый человек исполняет первую часть наших движений, когда он заканчивает, второй начинает исполнять это же движение, когда он заканчивает первую часть движения, начинает исполнять движения третий и так далее. Давайте попробуем. Остальные учащиеся внимательно наблюдают за правильностью выполнения движений своих товарищей Поднимите руку, кому понравилось выступление одноклассников и вы не нашли ни одной ошибки Молодцы, ребята Вам всем удалось справиться с таким подвижным заданием Аделарда. Поэтому он вам вручает по скрипичному ключику Выполняя данное испытание, что мы с вами повторили? Верно. А с помощью чего мы с вами повторили канон? Кто-нибудь сможет сказать, как называется такой канон? (Если не смогут, такой канон называется двигательным - поочередное повторение одного движения за ведущим (каноном), без остановок и пауз) Верно. А если мы к нашим движениям добавим музыку, что у нас получится? Правильно. Значит, где ещё мы можем, встретит канон? Молодцы! Но исполнение канона зависит во многом и от слаженности в ансамбле. А от чего же зависит его мелодическая структура. Для этого я предлагаю вам разгадать ребус. Обратите внимание на слайд (На слайде) Значит, от чего зависит мелодическая структура канона? Верно. Вы догадались, какое нас ждет следующее испытание? Давайте проверим свои предположения. В третьем испытании музыкант просит нас исполнить ритмический канон. Послушайте внимательно какой (учитель показывает ритм хлопками рук). А сейчас давайте вместе его разучим (повторяют 1 раза). Теперь добавим к хлопкам слова - солнышко, солнышко выгляни в окошко (повторяют 2 раза) Кто уверен в своих силах и хочет выйти к доске, показав нам ритм? Молодец! За правильное исполнение ритма профессор вручает тебе скрипичный ключик. Присаживайся Теперь попробуем исполнить ритм с помощью музыкальных инструментов. Для этого я приглашаю к доске 2 ребят. Вашими музыкальными инструментами будут – бубен и ложки. 1 голос - бубен, 2 голос – ложки. Сначала вступает первый голос, а второй голос вступает после проигрывания первой части, то есть после слов «солнышко, солнышко». Остальные учащиеся внимательно слушают ритм своих учащихся, после чего мы должны оценить их выступления. Поднимите руку, кому понравилось выступление наших исполнителей? Можем ли мы им вручить скрипичные ключики? Молодцы, ребята! (учитель вручает скрипичные ключики и приглашает ещё одну пару) | Выполняют двигательный канон. Разучивают движения Принимают участие в игре-соревновании между вариантами «Самый внимательный вариант» 4-ро ребят у доски показывают движения Оценивают выступление учащихся Канон С помощью движений Двигательный канон Танец В танце Ритм От ритма Предполагают, какое будет следующее испытание Разучивают ритм хлопками рук, добавляют к хлопкам слова - солнышко, солнышко выгляни в окошко Один учащийся показывает ритм у доски Двое учащихся исполняют ритм с помощью музыкальных инструментов Оценивают выступления учащихся | Познавательные: формирование умения использовать знаковосимволические средства для решения задач; освоение способов решения проблем поискового характера Регулятивные: развитие умения следовать учебным действиям; формирование умения адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами. Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов Личностные: формирование внимания, чувства товарищества при исполнении канона | Словесный метод (беседа, объяснение) Наглядный метод (иллюстрация ребуса) Наглядно-двигательный метод (движение) Метод стимулирования музыкальной деятельности занимательности (создание проблемно-поисковой ситуации, создание игровых ситуаций) Метод педагогики искусства (полифонизм деятельности) Метод организации игры на элементарных музыкальных инструментах (бубен, ложки) | 15 мин |
Включение изученного в систему знаний | Вспомним, где ещё существует канон. Для этого я предлагаю вам разгадать загадку Если текст соединить с мелодией И потом исполнить это вместе, То, что вы услышите, конечно же, Называется легко и просто — ... Значит, где ещё существует канон? Верно. Умный профессор узнал, что на прошлом уроке вы уже исполняли песню «Со вьюном я хожу» в музыкальном каноне. Поэтому четвертым испытанием он предлагает нам повторить первый куплет песни в два голоса. Но прежде, чем мы с вами начнём петь я предлагаю вам подготовиться и разогреть свой голос. Для этого проведем дыхательную гимнастику и музыкальную разминку Дыхательная гимнастика (под музыку) Скажите, какое время года сейчас у нас в природе? Верно. Обратите внимание у вас на партах лежат снежинки на ниточках. Возьмите их, встаньте из-за своих парт, поднимите снежинку на уровне своих губ, а теперь сделайте вдох, вытяните губы трубочкой и длительно выдохните на свою снежинку. Смотрите, как снежинки хотят убежать от вашего дуновения. А я посмотрю, чья снежинка самая быстрая Музыкальная разминка Вы отлично справились. Теперь приготовимся к пению. Сядьте красиво, выпрямите спинки. Сейчас мы вместе споем гамму до мажор (учитель играет на фортепианно) Молодцы! Мы все очень хорошо распелись. Поэтому смело можно приступать к пению Для начало я предлагаю вспомнить, как звучит канон песни «Со вьюном я хожу». Для этого внимательно послушаем запись исполнения канона. Ну, что вспомнили? Посмотрите на слайд и вспомните, как выглядит канон 1 куплета в исполнении. Теперь самостоятельно споем его в 2 голоса. Первый голос – это будет первый ряд и первый вариант второго ряда, второй голос – второй вариант второго ряда и весь третий ряд. При пении не забывайте слушать себя и своих товарищей. Помните, что 1 голос должен допеть свою часть канона, то есть не бросать свою ноту, а дотянуть пение до того, как закончит второй голос и вместе закончить пение. Помните, что красиво, получается, петь тогда, когда вы не кричите, а поёте естественно и свободно. Смотрите, пожалуйста, на текст песни на карточке №3. (1 раза) Молодцы! Профессор доволен вашей работой и предлагает вам сейчас пятое испытание - изучить второй куплет песни. Сначала прочитаем выразительно текст этого куплета (1 раза) на карточке номер 3. Теперь посмотрите, как выглядит этот канон в исполнении (на слайде) Давайте попробуем исполнить этот канон в два голоса. Сначала я буду первым голосом, а вы вторым. Затем –первый голос – это будет первый ряд и первый вариант второго ряда, второй голос – второй вариант второго ряда и весь третий ряд (1 раза) Теперь предлагаю спеть 1 и 2 куплет вместе. Первый голос – это будут девочки, а второй голос – мальчики С пятым испытанием профессора музыкальной школы мы все справились дружно! Интересно, какое испытание будет следующим? Для этого возьмите карточку номер 2. Кто мне может сказать, что мы сейчас будем делать? Верно. Для этого сначала выразительно прочитаем текст песни. Я начинаю, а вы следите за мной. Будьте внимательны, в процессе чтения я буду спрашивать кого-нибудь из вас Теперь мы готовы к исполнению песни. Давайте встанем на ножки и вместе споем песню «Кикимора» (1 раз). Нашему музыкальному профессору требуются грамотные музыканты. Поэтому последнее испытание связано с нотной грамотностью. Профессор оставил на нашей доске нотный стан и решил проверить сможем ли мы самостоятельно заполнить его в правильной последовательности. (Если останется время. Музыкант оставил нам небольшие под сказочки. Послушайте внимательно. Эта нота в каждом доме, В каждой будочке живет. То лежит она в ладони, То на лодочке плывет.(Нота До) Нота мчит на бал в карете, Плещет в море и в реке, Есть она и в винегрете, И в ремне, и в теремке. (Нота Ре) Нота водится в камине, Ест миндаль и ходит в мини, Может мину заложить И в милиции служить. (Нота Ми) Облачившись в сарафаны И фату из целлофана, Нота-фараон опять В саркофаг ложится спать. (Нота Фа) Нота на консоль встает И сольфеджио поет. (Нота Соль) Эта нота есть в гуляке, И в каляке, и в маляке, В землянике на полянке, А еще в стеклянной склянке. (Нота Ля) Нота говорит: "Мерси!", Ездит только на такси, Обожает мокасины, Силачей и апельсины. (Нота Си)) Кто желает выйти к доске и нарисовать на нотном стане, где располагается нотка до, ре, ми, фа, соль, ля, си, сыграв её на фортепиано (7 учащихся выходят, записывают и играют по 1 нотке. За каждый правильный ответ учащиеся получают по скрипичному ключику) | Песня В песнях Зима Длительно дуют на снежинки Совместно с учителем поют гамму до мажор Слушаю запись исполнения канона песни «Со вьюном я хожу» Поют 1 куплет песни «Со вьюном я хожу» в 2 голоса Читают выразительно текст второго куплета Рассматриваю на слайде, как выглядит канон в исполнении второго куплета песни Исполняют 2 куплет песни «Со вьюном я хожу» Исполняют 1 и 2 куплет песни «Со вьюном я хожу» Да, интересно Исполнять песню Выразительно читают текст песни Встают на ножки и вместе поют песню «Кикимора» Выходят к доске, рисуют нотку на нотном стане и играют её на фортепиано | Предметные: формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения; формирование умений и навыков расположения нот на нотном стане и клавишных инструментах. Познавательные: формирование навыков понимания дирижерского жеста, ансамбль (слаженное единообразное звучание), строй (не поют – один ниже, другой выше); овладение навыками смыслового чтения текстов; овладение логическими действиями сравнения, анализа; освоение способов решения проблем поискового характера Регулятивные: развитие умения следовать учебным действиям; формирование умения адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов | Наглядно-слуховой метод (музыкальные произведения в записи, чтение стихов, литературное чтение) Методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве (распевание, показ песни, разучивание слов) Метод педагогики искусства (интонационный анализ песни; полифонизм деятельности) Метод возвращения к пройденному (между музыкальными произведениями «Со вьюном я хожу», «Кикимора») Метод стимулирования музыкальной деятельности занимательности (создание проблемно-поисковой ситуации) | 15 мин |
Итогово-рефлексивный | Итак, ребята, профессор музыкальной школы Аделард сообщает нам, что наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги Какая была тема нашего урока? Какие задачи мы поставили перед собой в начале урока? Достигли ли мы их? Что же такое канон? Как нужно исполнять канон? Профессор музыкальной школы с нетерпением ждёт узнать имена будущих знаменитых музыкантов. Посчитайте, сколько вы получили скрипичных ключиков. Поднимите руку те, кто получил 4 скрипичных ключика. Аделард берет вас к себе в музыкальную школу и награждает медалями «За успехи в музыке» За работу на уроке я вам ставлю отметку 5. Перед каждым из вас лежит небольшая карточка с ноткой. Возьмите её и закрасьте нотку цветом, который соответствует вашему настроению в конце урока. Хочу напомнить, какому настроению соответствует, цвет. (На слайде) красный – восторженное; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; черный – упадок, уныние. Спасибо за урок, до свидание! | Музыкальный канон, исполнение канонов Вспомнить, что такое канон; закрепить умения исполнения канона Песня, исполняемая особым образом. Все участники канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым. | Регулятивные: формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; формирование умения адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. | Словесный метод (беседа) Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха, занимательности) | 4 мин |