Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме "Музыка в кинофильмах" »
МБОУ «Ошьинская средняя школа - Базовая школа»
Урок музыки в 5 классе по теме:
«Музыка в кинофильмах»
Учитель музыки
Шутова Мария Алимпиевна
Тема урока «Музыка в кинофильмах»
Цель: показать роль музыки в к/ф
Музыкальный материал: «Песня Красной шапочки», «Песня Львенка и черепахи», «Крылатые качели»
Г. Свиридов «Тройка» из к/ф «Метель»
И. Дунаевского «Увертюра» из к/ф «Дети капитана Гранта»
Е.Дога «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Ход урока
Эмоциональное воздействие музыки возрастает в огромной степени при совпадении ее со зрительным восприятием.
А Хачатурян (Слайд 1,2,3)
У: Ребята, я приглашаю вас в мир музыки
Звучит фрагменты произведений «Песня Красной шапочки», «Песня Львенка и черепахи», «Крылатые качели».
У: Ребята, как вы думаете, о чем эта музыка?
Что эта музыка рассказывает?
Где может звучат эта музыка? (ответы детей)
У: Сегодня мы будем говорить о музыке, которая написана для К/Ф и мультфильмах. Тема урока «Музыка в кинофильмах(Слайд 4)
А что мы можем узнать на уроке нового? Можем ли мы смотреть фильм, где не звучит музыка? А для чего музыка звучит в кинофильмах, мультфильмах? (ответы детей)
Цель нашего урока - какую роль играет музыка в кинофильмах.
Беседа «Музыка – великая сила»
У: Кино – искусство xx века. С самого своего рождения оно неразрывно связано с музыкой. Великим немым называли кино, когда оно еще не было звуковым. Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка. Обычно в театре служил тапер, (пианист, который сопровождал игрой на ф-но показ фильма.) Музыка помогала понять и пережить события фильма: она грустила и радовалась, пугала и удивлялась вместе с артистами на экране, как и они была нежной, грозной, грациозной, серьезной и смешной.
И вот герои заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка – замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия.
Почти вначале каждого фильма звучит музыка. На экране еще только название фильма, фамилии актеров и создателей, а музыка уже вводит нас в главное настроение. Время событий, которые должны произойти.
Во многих фильмах герои поют замечательные песни. Кажется, что песня «слетает» с экрана и становится любимой песней целого поколения, своего времени.
Назовите песни из ваших любимых фильмов и мультфильмов. (ответы детей)
Телевидение «привело» в каждый дом не только фильмы и мультфильмы, но и разнообразные передачи. Каждая третья – музыкальная. Н-р «Человек и закон», музыка И.С. Баха «Токката»; «Что? Где? Когда?» музыка Рихарда Вагнера , «Время» -«Увертюра» Г.Свиридов из к/ф «Время, вперед!»
Можно ли представить такие фильмы «Приключение Буратино», «Приключение Электроника» без чудесной музыки и прекрасных песен.
Какую роль играет музыка в кинофильмах? (ответы детей)
(Слайд 5)
Вывод У: Песня не только характеризует героя фильма, помогает зрителям лучше понять его, она создает настроение картины, насыщает ее красотой, звуковой многозвучностью. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым и интересным.
Слушание и анализ музыкальных произведений к кинофильмам.
1. Г.Свиридов «Тройка». Очень непросто во второй половине XX века создать к/ф по повести А.С.Пушкина «Метель» об интересной, загадочной судьбе героев, об их высоких чувствах, которые трудно выразить словами. Эту задачу не решить без музыки. Она звучит в фильме с первых кадров, словно волшебной силой перенося нас в пушкинское время и без слов выражая то, что переполняет человеческую душу.
Вслушайтесь, с какой «музыкальной» интонацией начинает свою повесть Пушкин.
Кони мчатся по буграм, топчут снег глубокий…
Вот, в сторонке божий храм виден одинокий.
Вдруг метелица кругом; снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом, вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль! кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль, воздымая гривы…
В.А.Жуковский (Слайд 6)
Если повесть начинается словами, настраивающими читателя на соответствующий лад душевного переживания, то и фильм должен начаться соответствующей музыкой. Какой? (выполняют на карточках, заполняя 2 колонку таблицы)
Средства муз. выразительности
Предположения учащихся
композитор
Мелодия
Лад
регистр
Темп
Динамика
тембр
Слушание Г.Свиридов «Тройка».
(учащиеся заполняют 3 колонку таблицы)
(Слайд 8)
У. Сравним ваши ответы с ответами на слайде.
У: Если бы вы были кинооператорами, какие кадры вы бы сняли? (ответы детей)
У: Что преобладает в музыке: душевное состояние человека или показ тройки, которая торопливо мчится? (ответы детей)
2.Музыка И.О. Дунаевского «Увертюра» из к/ф «Дети капитана Гранта»
(Слайд 9)
Обращали ли вы внимание, что в начале почти каждого кинофильма звучит музыка? На экране еще только название картины, фамилии актеров и создателей фильма, а музыка уже вводит нас в главное настроение, время событий, которые должны произойти. Она захватывает нас и помогает сопереживать героям фильма. Поговорим об «увертюре» к кинофильму «Дети капитана Гранта». В ней мы сразу слышим шум моря. Музыка повествует нам о романтике и опасностях морских путешествий, показывает приключенческий характер событий, зовет к подвигу
Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (учащиеся выполняют на карточках, заполняя 2 колонку в таблице)
Средства муз. выразительности
композитор
мелодия
Лад
регистр
Темп
Динамика
тембр
(Слайд 10)
Сравним ваши ответы.
3. Знакомство с «песней о дружбе» из к/ф «Тихие троечники» Слова В.Потоцкого музыка В. Иванова
У. Поговорим о музыкальном произведении, которое написано для к/ф «Тихие троечники» - «Песня о дружбе», слова В.Потоцкого, музыка В. Иванова.
(Слайд 11)
Учитель исполняет песню, задает вопросы по содержанию произведения, говорит о важности такого чувства, как дружба.
Разучивание песни с музыкальным сопровождением, затем а капелла, дети вместе с учителем поют караоке.
Итог урока.
Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они по - разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.
(Слайд 12)
От полноты души язык немеет, я жажду звуков, но не слов,
Чтоб высказать, чем сердце пламенеет, как рвется чувство из оков…
Н.Ф. Щербина
Звучит «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» Е.Дога.
Домашнее задание: снят сюжет фильма на музыку вальса