Доброе утро! Скажите, может ли в жизни, что-то существовать без движения? Д.: Нет. Вся наша жизнь в движении. Конечно, в мире абсолютного покоя не существует. Рисуя пейзаж, можно показать движение какого-либо предмета? Д.: Да, если нарисовать, что трава склоняется от ветра и другие примеры. Посмотрите на доску, что изображено на репродукции? (Изображение 1.) Д.: Дует ветер. Как художник передал движение? Д.: Склонил деревья. А сочиняя музыкальное произведение, можно показать кого-то движущимся или что-то движущееся? Д.: Да. Что или кого в движении может изображать музыка? Д.: Музыка может изобразить в движении человека, животное, машину, дождь и так далее. Отгадаете загадку: Мимо нас стрелой летит, всё колёсами стучит и пронзительно гудит. Нас по белу свету возит. Ну, конечно, это – …? Д.: Поезд. Скажите, можно нарисовать поезд, который стоит, набирает ход или тормозит? Д.: На рисунке сложно понять, движется поезд или нет, если рядом не нарисована трава, склоняющаяся от движения несущегося поезда, искры, летящие из-под колес. Не понятно на рисунке, поезд набирает ход или останавливается. В музыке можно изобразить, как поезд набирает ход? Как останавливается? Д.: Можно. Музыка может ускоряться и замедляться. Стоящий на месте поезд, можно изобразить? Д.: Трудно. Если только гудок. Чем изображает музыка? Д.: Звуками. Мелодиями. Как поезд звучит? Д.: Гудит гудок, стучат колёса. На доске изображён первый поезд в России. В 1836 году была построена первая железная дорога от Петербурга, столицы России, до города Павловска. 27 сентября 1836 г. собрался народ посмотреть на первый поезд, его тогда называли «северным слоном». Представьте, вы никогда не видели поезда, что бы вы испытывали? Д.: Страх, удивление, волнение. Люди стали бросать вверх шляпы, ликовать, а кто-то на самом деле испугался. Что в этот момент происходило? Д.: Суета, волнение, удивление. Эти события наблюдал русский композитор Михаил Иванович Глинка. Портрет которого, показан на экране. Картина произвела на него огромное впечатление, и Глинка написал музыкальное произведение, которое назвал «Попутная песня». Послушайте слова песни: «Дым столбом кипит, дымится пароход!» (пропеваю на фортепиано) – На что похоже? Д.: На стук колёс. Пропоем эти слова, изображая движение поезда. (Пропевание первой строчки в образе) «Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье!» Пропойте с радостью. (Дети поют, изображая ликование и радость) (Разучивание «Попутной песни» М.И. Глинка.) Предлагаю послушать «Попутную песню» Михаила Ивановича Глинки. Будет ли меняться движение поезда. (Слушание «Попутной песни» М.И.Глинки.) Д.: Движение поезда менялось. Что применил композитор, чтобы вы это услышали? Д.: Сделал разный темп. Что такое темп? Д.: Скорость мелодии в произведении. Верно, темп изменялся, сопоставление разных музыкальных фрагментов называется - контраст. Разберём, какой контраст в этом произведение. В первой части, какой был темп? Какие чувства выражает? Д.: Быстрый. Чувства радости, взволнованности. Что изменилось во второй части? Почему в мелодии появилась грусть? Почему мелодия стала такой певучей? Д.: Мелодия стала певучей, плавной, мечтательной. Затрудняются. Что мы обычно делаем в поезде? Д.: Разговариваем, думаем, вспоминаем, смотрим в окно. Почему же мелодия стала грустной и певучей? Д.: Возможно, человек задумался, размышлял, глядя в окно. Что происходит за окном, во время движения поезда? Д.: Все пейзажи проплывают. Почему же мелодия стала протяжной? Д.: Композитор, возможно, изобразил проплывающие мимо окон пейзажи. Изменился ли аккомпанемент? Почему? Д.: затрудняются. Предлагаю послушать произведение ещё раз и определить, как изменился аккомпанемент. (Повторное слушание «Попутной песни» М.И. Глинки) Предлагаю каждому почувствовать себя в роли поезда. Встаём! Вот поезд, он стоит у перрона. (Стоят на месте) Машинист гудок дает (правой рукой, согнутой в локте, сделать движение вверх, вниз), Набирает поезд ход (2 раза) (начать шагать и руками, согнутыми в локте, делать круговые движения). Мимо речек и полей (выполнять те же действие то вправо, то влево). Мчится поезд всё быстрей. (2 раза) (ускорить темп движений.) Ничего, что путь далёк, Мы приедем точно в срок. (2 раза). Замедляет поезд ход (темп замедляется), Приближается вокзал. (2 раза) Остановка. Поезд встал (остановиться). Садимся на места. Слушая, как едет поезд, можно было представить движение другого предмета? Кого? Д.: Да, лошадиный топот копыт. Как верно подмечено. Почему топот по звучанию можно сопоставить со стучанием колёс об рельса? Какой ритм? Д.: Ритм быстрый, подвижный, монотонный. Слушая произведение Георгия Свиридова, портрет которого мы видим на доске, закройте глаза, пусть ваше воображение нарисует красочную картинку, которую вы мне опишите. (Слушание «Тройка» Г. Свиридов.) Д.: ответы детей – описывание своих представлений, при слушание произведения. Изобразительно звучало произведение? Д.: Да Что такое изобразительно? Д.: Изображала движение лошадей. Какой был темп? Д.: В произведение было два темпа. Как называется сопоставление двух разных темпов? Д.: Контраст. Верно. Мы слышали, как фоном звучал один темп, какой? Д.: Быстрый, энергичный, стремительный, отважный. А вторая тема произведения, по характеру какая была? Д.: Мечтательная, плавная, мягкая. Что хотел изобразить композитор Георгий Свиридов, одновременно показывая эти два контраста? Д.: Затрудняются. Слушая ещё раз произведение «Тройка» Георгия Свиридова, подумайте, почему он соединил две темы одновременно. (Повторное слушание «Тройки» Г. Свиридова) Д.: Кони скачут – из-за этого темп быстрый, а от того, что мимо проплывает природа, живописная и красивая – темп лиричный. Верно. Заметили ли вы сходства между произведением Глинки «Попутная песня» и произведением Свиридова «Тройка»? Были ли произведения выразительными? Д.: Произведения были выразительными. В каждом произведение есть две темы, два темпа, которые противоположны друг другу. Что такое контраст? Д.: Контраст – это сопоставление двух разным по звучанию тем (фрагментов). Урок подошёл к концу. Желаю всем удачного дня. До свидания. |