ИЗО, 1 класс, 4 четверть
Тема: "Бабочки на поляне".
Цель: создать условия для творческой работы учащихся на уроке
Задачи: ознакомить с законом симметрии, расширить знания о бабочках, научить видеть красоту в природе, совершенствовать умение изображать способом монотипии, развивать творческое воображение, воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемый результат: живописный рисунок поляны с бабочками.
Оборудование:
- для учителя - изображения разных бабочек, карточки с изображением разных предметов (для работы над симметрией), аудиозапись Р. Шумана «Бабочки», гуашь, кисти;
- для учащихся — альбомный лист, гуашь, кисти, палитра
X о д у р о к а
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2.Психологический настрой.
3. Беседа по теме урока
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся,вода в реке до дна
-Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Е. Трутнева
— Какие еще летние приметы вы знаете? (Учащиеся перечисляют летние приметы, в том числе называют появление бабочек.)
— Сегодня на уроке мы будем рисовать бабочек. Вы, конечно, не раз наблюдали, как в теплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали об этих красавицах много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки — это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали этим насекомым красивые имена. Каких бабочек вы знаете? (Лимонница, капустница, крапивница и др.)
— Раньше всех вылетает яркая желтая бабочка — лимонница. (Учитель показывает изображение бабочки.)
— Она живет дольше всех - 10 месяцев: родится летом, перезимует, весной отложит яички и умирает. Кто знает, что будет дальше? (Из яичек появятся гусеницы, которые превратятся затем в куколок, а из куколки вновь вылетит красивая бабочка.)
— Как называется бабочка, которая в середине лета порхает над капустными грядками? (Капустница.)
— Какого цвета эта бабочка? (Белая.) (Учитель показывает изображение бабочки.)
Белыми крыльями
Машет капустница.
Только поднимется —
Тут же опустится.
Носиком водит
По краю ромашки:
Мед ил и чай
В этой беленькой чашке?
— Белянки-капустницы — огородные вредители. Гусеницы бабочек очень прожорливы. Можно и без урожая остаться. (Учитель показывает изображение крапивницы.) Кто знает эту бабочку? (Крапивница.)
— Чем она отличается от лимонницы и капустницы? (У нее есть узоры на крылышках.)
— Да, у бабочки крапивницы красные крылышки с черными и желтыми пятнышками по краям. (Далее учащиеся просматривают изображения бабочек с узорами на крыльях.)
— Какие нарядные платья у бабочек - узоры разноцветных пятнышек, волнистые каемки, веселые брызги прожилок. Бабочки всегда красивы, как будто собрались на бал. Узор какой бабочки вам понравился больше всего? Почему? А кто же рисует эти узоры? (Природа.)
— Сколько крыльев у каждой бабочки? (Четыре.)
— Обратите внимание: дна одинаковых больших крылышка впереди и два одинаковых поменьше сзади. Если провести вдоль туловища бабочки границу, то бабочка будет разделена на две одинаковые части.
(Учитель показывает вырезанную из бумаги бабочку, проводит границу вдоль туловища.)
- Теперь, если наложить одну половину на другую, крылья одной в точности совпадут с крыльями другой половины. Так действует закон симметрии. Линия, которая делит предмет пополам, называется осью симметрии. Сам предмет будет называться симметричным. Выберите из предложенных предметов симметричные. (Учитель показывает несколько карточек с изображением разных предметов. Учащиеся выбирают из них симметричные.)
- Вспомните, какой способ изображения мы использовали для изображения деревьев с отражением? (Монотипия.)
- Как можно использовать данный прием для изображения бабочек? (Нарисовать половинку бабочки и отпечатать вторую.)
- Посмотрите, как это сделаю я. (Учитель показывает этапы изображения бабочки.) Спал цветок и вдруг проснулся: Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел.
(Учитель показывает, как взлетает его нарисованная бабочка и кружится в танце, приглашает учащихся на танец вместе с бабочкой.)
Физкультминутка
Звучит музыка. Все начинают произвольно двигаться под музыку, представляя себя бабочками. Учитель называет по имени любого ученика. После этого все начинают повторять движения этого учащегося.
- А сейчас пофантазируйте и нарисуйте бабочку в красивом, ярком, нарядном! узорчатом платье. 3. Творческая практическая деятельность учащихся Этапы работы:
1. Смочить лист, согнуть его пополам (определить ось симметрии).
2. Нарисовать половинку бабочки, сложить лист, отпечатать вторую половинку, раскрыть.
3. Дополнить узорами, можно использовать ватные палочки для изображения красивых точек.
4. Вырезать. Приклеить на общий фон (обои с цветочным рисунком, для каждого ряда).
* Итог урока
Выставка и анализ работ, оценивание.
— К нашим полученным работам хорошо подходят стихи М. Коробовой «Танцы бабочек»:
Бабочки-лимонницы друг за дружкой гонятся,
Золотая в воздухе чехарда.
Бабочки-красавицы детям очень нравятся:
«Мы не напугаем вас никогда».
Над зеленым кустиком белые капустницы -
Балерины кружатся, посмотри!
Балерины кружатся в белом-белом кружевце...
Только в руки бабочку не бери.
А крапивниц пестреньких в сарафанах легоньких
Мы попросим полечку станцевать.
Без крапивниц радостных в сарафанах праздничных
Лета настоящего не видать! .
— Подберите названия к нашим работам.
— Какая бабочка получилась самой нарядной, интересной,
необычной, аккуратной? Почему?
* Обобщение темы урока
— Что нового узнали сегодня на уроке? (Познакомились с симметрией.)
— Какие предметы считаются симметричными?
— Что такое ось симметрии?
— Какой способ изображения использовали?
— Что нового узнали о бабочках? ,
— Почему бабочку нельзя брать в руки? (Она может погибнуть.)
— Кто рисует узоры бабочкам? (Природа.)
— Природа нам дарит много красивых вещей. Нам нужно уметь видеть и беречь эту красоту!
*Домашнее задание
*Рефлексия урока