Конспект урока по музыке тема «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой.
Цель: – профилактика заболеваний дыхательной системы учащихся.
Задачи:
- Познакомить учащихся с правилами дыхательной гимнастики по методике А.Н.Стрельниковой.
- Научить выполнять упражнения дыхательной гимнастики и использовать приемы правильного вокального дыхания.
- Способствовать мотивации учащихся на бережное отношение к своему здоровью.
Форма организации деятельности: групповая работа.
Методы работы на уроке: наглядный, словесный, практический.
Место проведения: город Нижний Тагил, МБУ ДО ДЮЦ «Фантазия», структурное подразделение «Эдельвейс».
Участники: обучающиеся младшего, среднего школьного возраста, посещающие творческое объединение «Вдохновение».
Ход урока. Под музыку входят дети. Садятся на места.
Организационный этап:
Педагог: Внимание, ребята! Начинаем наше занятие! Подравняйте спинки! Садимся прямо! (Поет приветствие) Здравствуйте, ребята!
Учащиеся: (поют ответное приветствие) Здравствуйте!
Педагог: Очень рада видеть вас, друзья!
Подготовительный этап:
Дыхание - это жизнь. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться, несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут. Вот почему человеку важно не просто дышать, а дышать правильно.
Как вы думаете, для чего нужно дыхание?
Насколько важно дыхание для певца?
Нужно ли тренировать дыхание певцу? Почему?
Предположите, из каких упражнений может состоять дыхательная гимнастика?
А хотели бы вы научиться дыхательной гимнастике для вокалистов? (Дети отвечают на вопросы).
Основной этап:
На сегодняшнем занятии мы узнаем об Александре Николаевне Стрельниковой, которая создала дыхательную гимнастику для вокалистов, познакомимся с правилами дыхательной гимнастики по системе А.Н.Стрельниковой, научимся делать несколько дыхательных упражнений: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», которые помогут нам бережно относиться к своему здоровью.
Александра Николаевна Стрельникова родилась в 1912 году в семье Николая Дмитриевича и Александры Северовны. Её мать была ученицей великой испано-французской певицы Полины Виардо. Работала в Новосибирской филармонии (филармония – концертный зал) педагогом – вокалистом. В конце 30х годов XX века она разработала «Метод лечения астмы дыхательной гимнастикой» - основу будущей «стрельниковской» гимнастики.
Александра Стрельникова тоже стала оперной певицей, выступала в музыкальном театре имени К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В годы войны руководила Новосибирской музыкальной агитбригадой. По возвращении в Москву мать и дочь стали работать педагогами – вокалистами. Их дыхательная гимнастика улучшала красоту тембра, расширяла диапазон голоса у тех, для кого пение было профессией, и «делала» голос тем, кто хотел петь, не имея для этого природных данных.
В 1953 году Александра Николаевна тяжело заболела, потеряла голос. Никто из известных врачей не смог помочь ей. Однажды осенней ночью резкая боль в груди сковало тело и комом подступило к горлу. «Мама! – закричала Александра Николаевна, - я задыхаюсь!» Мама распахнула все окна. Чтобы дочери было легче дышать, но легче ей не стало. И в этот момент младшая Стрельникова, судорожно ловя ртом воздух, вдруг подумала: «стрельниковская» гимнастика! Собрав последние силы, она стала шумно вдыхать воздух, делая по 4 коротких вдоха. И сразу же поняла, что доживёт до утра.
Болезнь помогла матери и дочери доработать систему дыхательной гимнастики. А.Н.Стрельникова получила патент на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», благодаря которому смогли восстановить голос или расширить его диапазон многие певцы, а многих людей, с помощью этого комплекса упражнений, вылечили от астмы.
«Стрельниковской» гимнастикой пользуются до сих пор во всём мире. Теперь её можем освоить и мы!
Основные требования при выполнении «стрельниковской» гимнастики:
1. Думай только о вдохе – коротком и активном!
2. Не закрывай плотно рот, чтобы выдох мог уйти свободно!
3. Считай только вдохи!
Вдох должен быть шумным, резким, коротким, активным, как хлопок в ладоши.
Темпоритм должен быть единым, чётким, энергичным, как хороший пульс, как накачивание шины.
Упражнение «Ладошки» (разминочное)
Исходное положение: стоя, встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении, следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения). Без паузы сделать 4 ритмичных резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.
Упражнение «Погончики»
Исходное положение: стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, потянувшись к полу). Затем вернуть кисти на уровень пояса в исходное положение. Сделать подряд 8 вдохов-движений.
Упражнение «Насос» («Накачивание шины»)
Исходное положение: стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу. Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться его) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон плюс вдох. Можно представить, что вы как будто накачиваете шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклоняться не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса. Спину округлить, голову опустить. Важно! «Качать шину» в ритме строевого шага. Сделать подряд 8 вдохов-движений.
Упражнение «Кошка» (полуприседание с поворотом)
Исходное положение: стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются). Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох. Потом тоже с поворотом влево. Выдохи выполняются самопроизвольно. Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто). Руки слева и справа выполняются хватательные движения. Спина прямая, поворот в районе талии. Сделать подряд 8 вдохов-движений.
Упражнение «Обними плечи»
Исходное положение: стоя, руки согнуты и подняты до уровня плеч. Необходимо с размахом перекрещенными руками сделать движения, как будто бы хотите обнять себя за свои плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельно по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит. Сделать подряд 8 вдохов-движений.
Молодцы! Проходите на свои места! (Дети идут на свои места)
Контрольный этап:
А теперь поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Что вы испытывали при выполнении упражнений?
Какое упражнение было самым трудным? Самым интересным?
Как вам может помочь эта гимнастика? (Дети отвечают на вопросы).
Итоговый этап:
Итак, подведём итоги сегодняшнего занятия:
1. мы сегодня узнали об А.Н.Стрельниковой,
2. узнали про систему дыхательных упражнений,
3. узнали, что вдох в дыхании главный,
4. познакомились с правилами дыхательной гимнастики,
5. научились дышать энергично в одном темпе,
6. научились делать 5 дыхательных упражнений,
7. научились дышать все вместе.
Дышите правильно! Ведь дыхание – это наша жизнь и здоровье!
Наше занятие подошло к концу, мы с вами прощаемся. Садимся правильно! Подровняли спинки!
Педагог (поет): До свиданья, дети!
Учащиеся (поют): До свидания!