Д: Оркестр это группа музыкантов играющих на музыкальных инструментах вместе.
У: Существует много видов оркестров, оркестр русских народных инструментов -это группа музыкантов, играющих на русских народных музыкальных инструментах.
У:Меня зовут Татьяна Андреевна. Я постараюсь, чтобы этот урок был для вас увлекательным и интересным, а вы мне тоже в этом поможете.
II. Постановка темы и цели
У: Название каких инструментов вы услышали в моей загадке?
У: И наша сегодняшняя тема: «Оркестр русских народных инструментов». Я расширю ваши знания о музыкальных инструментах этого оркестра, мы поиграем на инструментах вместе с оркестром.
III.Введение в тему
У: Русские народные инструменты в оркестре делятся на 3 группы, как и в симфоническом оркестре (1 слайд), (ударные, духовые, струнные). Разберем каждую из этих групп.
Струнная группа (балалайка, гусли 10-12 слайд; домра 13-15 слайд).
У: Давайте с вами послушаем произведение в исполнении оркестра русских народных инструментов (звучит «Светит месяц»).
У: Вы узнали русскую народную песню?
Д: Да, это русская народная песня «Светит месяц».
У: А слова этой песни такие:
Светит месяц, светит ясный Светит белая луна Осветила путь дорожку Мне до милого двора
У: Назовите инструменты, которые вы услышали в этой песне?
Д: Балалайки, бубны, домры, баяны, гармони.
У: А следующее музыкальное произведение мы сыграем вместе с оркестром. Назовите музыкальные инструменты, которые вы видите на подносе? (кто называет, тому даю инструмент, поднимаю каждый инструмент).
У: Слушаем «Камаринскую», играем вместе с оркестром. Слушайте внимательно меня, какой инструмент назову тот, и играет, играем с музыкой (исполнение с инструментами 2 раза).
У: Попробуйте разделить наши инструменты, на которых мы играли, 2 группы (на доске написано группы ударные деревянные, ударные металлические).
У: Свистулька у нас духовой инструмент, а струнных не было, так как на них нужно учиться играть.
IV.Методика работы над песней
Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. ...Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнёзд понавьют, — посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари!
У: Песню, которую мы сегодня разучим тоже весенняя и называется «Солнечная капель». (слушание песни)
У: Ребята, что такое: проталинка, голубой цветочек?
Д: Проталинка – это место, где стаял снег, и открылась земля.
Голубой цветочек – подснежник.
У: Слушайте первую фразу:
«На дворе сосульки плакали,
Под лучами солнца таяли,»
У: Поем первую фразу:
«На дворе сосульки плакали,
Под лучами солнца таяли,»
У: Слушаем вторую фразу:
«Голубые слезы капали
И проталинку оставили»
У: Поем вторую фразу:
«Голубые слезы капали
И проталинку оставили»
У: Соединяем первую и вторую фразу с записью:
«На дворе сосульки плакали,
Под лучами солнца таяли,
Голубые слезы капали
И проталинку оставили»
У: Послушайте припев:
Динь – дон, динь – дон, динь – дон,
Динь – дон, динь – дон, динь - дон,
Динь - дон, динь – дон, динь - дон,
Динь – дон, динь, дон.
У: Поем с записью:
Динь – дон, динь – дон, динь – дон,
Динь – дон, динь – дон, динь - дон,
Динь - дон, динь – дон, динь - дон,
Динь – дон, динь, дон.
У: Соединяем куплет и припев:
На дворе сосульки плакали,
Под лучами солнца таяли,
Голубые слезы капали
И проталинку оставили
Припев: Динь – дон, динь – дон, динь – дон,
Динь – дон, динь – дон, динь - дон,
Динь - дон, динь – дон, динь - дон,
Динь – дон, динь, дон.
У: Как вы думаете, какой музыкальный инструмент подойдет к припеву? Почему?
Д: Треугольник, так как сами слова уже изображают звучание треугольника, удар палочки по треугольнику.
У: Девочки выходят к доске, и в честь предстоящего весеннего праздника будут играть на треугольниках на слова «Динь - дон». (Исполнение 1 куплета и припева с треугольниками), (анализ как пели и играли, кто то громко ударял, не правильно держал палочку).
У: Слушаем 2-3куплет и на припеве поем и играем.(исполнение 2-3куплета). Исполнение всей песни, помогает весь класс петь 1 куплет и припевы. Вы продолжите работать с этой песней на следующем музыкальном занятии.
V. Итог урока
У: Что такое оркестр русских народных инструментов?
Д: Это группа музыкантов, играющих на русских народных музыкальных инструментах.
У: На какие группы делят оркестр русских народных инструментов?
Д: Оркестр русских народных инструментов делят на 3 группы, это духовые, струнные и ударные.
У: Какие музыкальные произведения мы сегодня слушали в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Д: «Светит месяц» и «Камаринская».
У: На какие 2 группы мы разделили музыкальные инструменты , на которых играли?
Д: На ударные деревянные и ударные металлические.
У: Какую песню мы с вами начали разучивать к весеннему празднику?