Конспект урока музыки "Небесное и земное в звуках и красках"
Конспект урока музыки "Небесное и земное в звуках и красках"
Конспект составлен к уроку музыки в 5 классе по теме: "Небесное и земное в звуках и красках" в рамках образовательной системы "Школа 2100" по учебнику Музыка 5 класс Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Раздел учебного курса: Музыка и изобразительное искусство. Цель урока: осознание специфики музыки выявление родства художественных образов разных искусств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Небесное и земное в звуках и красках" »
МБОУ УСОШ №4
Конспект урока музыки
в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.
Тема урока: « Небесное и земное в звуках и
красках».
Подготовила
учитель музыки:
Щукина Л.Н.
г. Удомля
Тема урока: «Небесное и земное в звуках и красках».
Цель: осознание специфики музыки и выявление родства художественных образов разных искусств;
Задачи урока:
формирование основ эстетической деятельности как части духовно-практического освоения действительности;
развитие интонационно-слухового опыта учащихся на основе восприятия духовных образов древнерусского и западноевропейского искусства в опоре на интонационно-стилевой анализ, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Вид урока: сообщение, расширение и усвоение новых знаний.
Планируемые результаты изучения:
Понимать интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.
Сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности. Цвет-тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный материал:
Рахманинов Концерт №3 1 часть, П. Чайковский - Богородице Дево, радуйся, Рахманинов Богородице Дево, радуйся, Дж. Каччини - Аве Мария, Г. Свиридов - Любовь святая, И.-С. Бах - Ш. Гуно - Аве Мария, Ф. Шуберт - Аве Мария.
Художественный материал:
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля.
Ход урока.
I. Организационная часть.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
Повторить основные моменты предыдущего урока. О чем мы говорили на прошлом уроке? Какую тему мы начали изучать? («Что роднит музыку с изобразительным искусством») С какими произведениями мы познакомились? (С. Рахманинов Концерт №3 1 часть, И. Остроухов «Сиверко»).
2. Формулирование темы урока. (Слайд 4)
Эпиграфом и темой сегодняшнего урока будут слова Вяземского
«Любить, молиться, петь.
Святое назначенье…»
Попробуем понять, о чем говорят нам эти строки.
2. Планирование деятельности.
Составьте, пожалуйста, план урока. (Слайд 5)
План урока:
узнать о церковном искусстве;
слушать и сравнивать музыкальные произведения;
рассмотреть иконы и сопоставить с музыкальными произведениями.
Фольклор рассказывает о повседневной жизни человека, труде, обрядах, посвященных важным событиям и праздникам.
Церковное искусство обращается к возвышенному, небесному миру. Созерцание икон, слушание песнопений вызывают у человека мысли о прекрасном, вечном.
Основным видом древнерусского церковного пения является знаменный распев. (Слайд 7) Это название произошло от старославянского слова знамя, то есть знак. Знаменами или крюками назывались знаки, которыми без линеек записывали напевы, звучащие обычно одноголосно, в унисон.
Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси.
Давайте рассмотрим композицию иконы «Покров Пресвятой Богородицы». (Слайд 8) Она делится на две части. В верхней изображены небесные силы и Богородица, в нижней – Роман Сладкопевец – византийский поэт и певец. Он поет мелодии дарованные самой Богоматерью, которая невидимо присутствует в храме, простирая надо всеми свой покров. Романа окружает народ, который подхватывает припев, как было принято в старинном церковном пении.
Слушание и сравнивание произведений:
1. «Богородице Дево радуйся» П. Чайковский.
2. «Любовь Святая» Г. Свиридов
Беседа по характеру, сравнивание произведений.
В минуты Музыки печальной… (Слайд 9) Кто знает, как называется картина и кто художник? («Сикстинская Мадонна» Рафаэль)
Мадонна Рафаэля
Склоняясь к юному Христу,
Его Мария осенила:
Любовь небесная затмила
Его земную красоту.
А Он в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед – и ясным оком
Голгофу видит пред Собой.
А. Толстой.
На странице 87 прочтите строки русского поэта Жуковского, которые отразили его впечатления от картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»
Чтение
Вслушайтесь в музыку зарубежных композиторов И.С. Баха, Дж. Каччини,
Ф. Шуберта. «Аве Мария», какие чувства она передает, в чем сходство с музыкой Чайковского, в чем различие?
Слушание «Аве Мария»И.С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта (Слайд 9,10)
Ответы уч-ся:
- На странице 87 рассмотрите картину и выберите соответствующие слова.
- Выявите особенности исполнения этих произведений.
Ответы уч-ся:
В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времен и народов создан вечный, чистый и благородный образ Матери Иисуса Христа – Марии, искренность, нежность, любовь, преклонение людей объединяют произведения искусства, обращенные к Деве Марии.
(Слайд 11) В древней Руси икона сопровождала человека всюду – в доме и в храме, в дороге и в разных делах. Икона воплощает веру в милосердие и любовь, победу добра, торжество справедливости. (Слайд 12)
- Прочтите еще раз слова Вяземского и скажите, как вы их понимаете? (Слайд 13)
«Любить, молиться, петь.
Святое назначенье…»
Ответы уч-ся: Эти слова заставляют нас задуматься о поиске человека своего
места в жизни, о своих мечтах, надеждах и стремлениях, выразить свое отношение к жизни.
IV. Подведение итогов.
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд 14)
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).