2 | Активизация внимания Актуализация знаний | Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок; На фоне старинного русского распева демонстрирует иллюстрации (слайд № 1) И. Остроухов «Сиверко»; Внутренний вид Храма Христа спасителя; Богоматерь Владимирская. Икона; Богоматерь Великая Панагея. Икона; Слушание отрывка из рассказа Д. Лихачева. Вслушайся в музыкальность иллюстраций, размышления Д. Лихачева. Что их роднит с мелодией древнего песнопения? | Смотрят слайды презентации, слушают музыкальный и литературный фрагменты. "Знаменный распев" Отвечают на вопрос учителя: анализируют Ответы: Образ Песенность; | 2 |
5 | Совместное открытие новых знаний | Разбор картины (композиции) «Покров Пресвятой Богородице» Послушайте обращения к Богодице П. Чайковкого и С. Рахманинова. Какие схожие черты можно определить всматриваясь в икону и слушая эти произведения? Вокализация отрывка П. Чайковского «Богородице Дево, радуйся» Как исполнялось музыкальное произведение? Работа с учебником Откройте страницу учебника № 82, найдите «Как назывался основной вид древнерусского церковного песнопения?» «От какого слова происходило это название?» Вывод: Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси. В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времен и народов создан вечный, чистый и благородный образ Матери Искуса Христа – Марии. | Участвуют в фронтальной беседе по разбору иконы Размышляют, анализируют. ответы: образ, расспевность Интонируют вместе с учителем. Работа над фразой (пение a cappella) Хором Прием: a cappella, унисон Работают с учебником Формулируют понятия: знаменный распев, песнопение Обобщают при помощи учителя | 10 |
6 | Основная часть Восприятие музыки, исполнение. Творческое задание Работа в группах | Слушание Ave Maria И. С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта Какие чувства передает эта музыка? В тетради записать по одному эмоциональному впечатлению от прослушанных произведений, закрасить в цвет и выстроить по значимости. Творческое задание. «Лестница эмоциональных впечатлений» Вокализация Ave Maria И. С. Дж. Каччини, Ф. Шуберта Просмотр Картины Рафаэль. Сикстинская мадонна. Что сближает художественные образы этих музыкальных произведений с алтарной картиной итальянского художника Рафаэля? В чем сходство Ave Maria И. С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта с музыкой «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского, а в чем различие? Что ты можешь сказать об особенностях исполнения этих сочинений? Слушание песни «Ангел» 1 куплет – интонирование и закрытом ртом на «М», 2 куплет - вокализом «А»; 2 куплета со словами (работа над контиленным исполнением, над дыханием по фразам, дикцией). | Слушают Отвечают на вопрос Работают в парах по карточкам: ранжируют по порядку, закрашивают в определённую цветовую гамму. Интонируют главную тему (по большой секунде вверх) Сравнивают, размышляют. Ответы: образ, настроение, эмоциональное состояние, плавность мелодии и линии. Анализируют Ответы: Схожие черты: образ Матери Иисуса Христа, чувства: нежности, искренности, трепетной любви, исполнение на распев. Отличие: особенность исполнения: в первом случае – вокально-инструментальное, во втором - a cappella В первом случае – произведения зарубежных композиторов, во втором - русских Выразительно исполняют | 17 |
9 | Итог урока. Рефлексия. | Учитель показывает 4 иллюстрации-эскиза «Символа урока» Как вы думаете, какой из этих Символов подходит к нашему уроку? И почему Изобразите свой Символ чистоты, нежности, материнства | Классифицируют, выбирают для себя верный ответ Рефлектируют, создают символ урока | 5 |