kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки"Музыка в баснях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки "Музыка в баснях" раскрывает взаимосвязь музыки с литературой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки"Музыка в баснях"»

Белято Елена Витальевна

специалист высшей категории, старший учитель

ГБОУ «Донецкая СШИ №29»


Урок музыки в 5 классе

Тема «Музыка и литература». Тема урока: "Музыка в баснях"

Цель:

  • На примере басни Крылова «Квартет» определить роль музыки в литературном жанре «басня». Познакомить с творчеством русского композитора А.П. Бородина. Закрепить понятие «квартет».

Задачи: обучающая: знакомство с баснями И .А. Крылова , в которых музыка является главным действующим лицом; формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня. Знакомство с музыкой великого русского композитора А.П. Бородина и с группой струнных музыкальных инструментов. Дать понятие «квартет». Повторить название нот. Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (слушание музыки , хоровое пение, нотная грамота )

развивающая: способствовать развитию вокально-хоровых навыков в процессе пения под фонограмму; развитие мышления, памяти, внимания, музыкального слуха ,тембрового восприятия и чувства ритма, творческих способностей. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения.

воспитательная: воспитание любви и интереса к искусству, формирование музыкальной культуры; воспитание старания, прилежности, серьёзного отношения к любому делу. Воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства ;патриотическое воспитание.

коррекционная: коррекция эмоционально-чувственной сферы, познавательных интересов, вокально-хоровых навыков.

Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала

Форма проведения: урок-путешествие

Оборудование: портреты Крылова и Бородина, басни, ноутбук, телевизор, пианино, презентация.

Методы:

  • организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

*объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

  • стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

*ситуация занимательности, сравнение, анализ, обобщение

*приём сопоставления со смежными видами искусств

  • по источнику информации и характеру деятельности:

*словесные,*наглядные,*практические

  • по назначению и дидактическим задачам

*приобретение знаний,*формирование умений и навыков,*применение знаний ,*повторение

Приёмы:  слушание,  исполнение

Литературный ряд:

  • И. А. Крылов, басни «Квартет», «Осел и Соловей»

Музыкальный ряд:

  • А.П.Бородин «Второй квартет», 3 часть «Ноктюрн»

        «Любимая школа» А. Ермолов, «Школьный корабль» Г. Струве,  «Звуки музыки» Роджерс, «Катюша» М. Блантер, «Мой дедушка-герой»

Участники: учащиеся 5 класса


Эпиграфы:

* Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

* Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, просто мука.

И.А.Крылов


Ход урока:

I Подготовительная часть урока. Организация класса.

Музыкальное приветствие –«Любимая школа» А. Ермолов.

Повторение песни «Школьный корабль» Г. Струве

I I Основная часть урока. Сообщение темы, цели и задач урока.

Учитель: Ребята, в песне прозвучали слова: «По следам героев Грина…» Он написал повесть «Алые паруса», нам еще предстоит говорить о музыке в рассказах. А пока отправимся в путешествие под алыми парусами. Мы продолжаем тему четверти «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы». На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. К какому литературному жанру можно отнести эти произведения?

Ученики: Басня

Учитель: Кто написал эти басни?

Учитель: Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец, сделавший басню не только остро- сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни. -Какие басни этого автора мы уже знаем? (Ответы детей)

(Показ портрета И.А.Крылова)(СЛАЙД6)

Учитель: Басня – что же означает это слово? Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей. Для неё характерно - краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Как вы думаете перечисленные мною названия басен “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” - что объединяет эти басни.

Учитель: Верно, в этих баснях - музыка является “главным действующим лицом”.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Тема сегодняшнего нашего урока звучит так «Музыка в баснях».

Сегодня хочу познакомить вас с басней, в которой Иван Андреевич проявил себя не только как талантливый писатель, но и как ценитель музыки. Он был хорошим музыкантом и великолепно играл на скрипке. Современники вспоминали, что больше всего Иван Андреевич любил играть в ансамбле. Это очень интересная, и можно сказать, для нас очень полезная басня Крылова, название которой- “Квартет”.

Учитель: Что такое квартет?

Архивариус: Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского «Квартус» четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.

Учитель: Теперь вам понятно, что такое квартет? А чтобы лучше запомнить, послушайте стишок:

Соло буду петь один,

А дуэт с товарищем.

Трио с Сашей будем петь,

Нам двоим не справиться.

А квартет весёлый звонкий

Будем вместе петь с Алёнкой.

Учитель: Давайте рассмотрим примеры квартетов.

Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет.

Учитель: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель. Это инструменты струнно-смычковой группы.

А теперь прослушайте басню и назовите музыкальные инструменты. Слушание басни И.А.Крылова “Квартет”. Анализ басни.

Учитель: Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне.

Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”? Виолончель - самый низкий инструмент в квартете.

Учитель: Кто участвует в басне? Получился ли у них квартет? «Нет». - Верно, просто набор нелепых звуков, нет мелодии, ритма, т.е. «кто во что горазд». - Ребята, как вы считаете, почему квартет не состоялся? (Ответы детей)

( Только исполненная настоящими музыкантами музыка может творить чудеса; потому что в любом ансамбле важно слышать не только себя, но и других; важно, чтобы все музыканты были объединены одной целью и создавали музыку не ради звания музыканта, а ради музыки, истинное предназначение которой – сделать этот мир лучше.)- Скажите, а только ли к музыке можно отнести ваши высказывания? (Не только, в любом коллективе важны такие качества как профессионализм, слаженность в работе, подчинение одной цели) - Смогли бы герои этой басни стать настоящими музыкантами? (Вряд ли…. В этом случае, важно не только научиться играть музыку, но и справиться с такими недостатками как: непоседливость, неуклюжесть, зависть, себялюбие)-Как вы думаете, почему Крылов в судьи выбирает именно соловья? ( Потому, что он прекрасный певец и вправе быть судьей незадачливых исполнителей.)

Учитель: - В чем мораль басни? . Что же хотел сказать этой басней писатель, чему хотел научить людей? Кого осуждает автор?

Ученики: «Прежде, чем садиться играть, нужно научиться». Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда. В этой басне И.А.Крылов осуждает невежественных, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.)

Итак, музыка, став главным героем басни – позволила автору высмеять людские пороки на примере искусства и невежественного к нему отношения. Мне кажется, не будь Иван Андреевич хорошим музыкантом, этой басни могло бы и не быть, как и некоторых других, в которых речь также идёт о музыке.

Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка. А сейчас я хочу познакомить вас с замечательным музыкантом, русским композитором - А.П. Бородиным.

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским. Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое музыкальное произведение. Обучался игре на музыкальных инструментах — в начале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано. Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни , хотя музыка не была его основной профессией, он стал выдающимся русским композитором. Ещё одной большой страстью Бородина была химия, в этой науке он также проявил себя как талантливый учёный. Химия и музыка господствовали в его душе. Неутомимый труженик, он не знал чётко отмеренного времени для работы и отдыха. Его можно было встретить в лаборатории как утром, так и глубокой ночью. Но музыка не покидала учёного - она звучала в его душе даже во время лекций. И тогда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные, чудесные звуки его волшебной музыки. В творчестве Бородина не очень много произведений, но они, каждый по-своему, превосходны, монументальны. Известны опера “Князь Игорь” и Симфония № 2 “Богатырская”. С этими произведениями нам с вами еще предстоит встретиться .Просмотр фильма о А.П.Бородине.

А сегодня мы знакомимся с выдающимся произведением А.П. Бородина «Квартет №2». Этот квартет состоит из 4 частей. Мы послушаем 3 часть, которая называется “Ноктюрн» , что в переводе с французского означает «ночной», это инструментальная пьеса лирического характера. Слушание фрагмента “Квартет” А.П.Бородин .Анализ музыкального произведения.

Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни. - Ребята, давайте попытаемся вместе определить, что же отличает эту прекрасную музыку от хаоса, производимого четырьмя незадачливыми музыкантами. Подумайте, что прежде всего запоминается в музыке, в любимых песнях? - «Мелодия». – Верно.

Учитель: Как звучала музыка?

Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно

Учитель: Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?

Ученики: Скрипка, виолончель – струнный квартет А какая музыка по характеру, какова мелодия? - «Плавная, нежная». - Верно. То один, то другой инструмент поёт эту мелодию. А звучание какого квартета вам понравилось больше? — «Квартет» Бородина». - А необходима ли такая музыка в жизни?

 Учитель: Как звучала музыка?

Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно

Учитель: Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?

Ученики: 2 скрипки,альт, виолончель – струнный квартет

Учитель: Кто исполнял эту музыку?

Ученики: Квартет-инструментальный ансамбль

Учитель: А теперь мы немного отдохнём. Динамическая пауза

Учитель: Теперь я думаю, вы зарядились энергией и готовы продолжить.
Учитель:
Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?

Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением. Учитель: А что нужно знать композитору, чтобы записывать музыку, а музыканту, чтобы ее исполнить? Ученики: Ноты Учитель: Давайте вспомним их название. Звучит песенка «Звуки музыки Р.Роджерса .

Физкультминутка.

Вокально-хоровая работа.

Учитель: Отгадайте загадку:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив

Его выводит … 

Учитель: Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?

Ученики: «Волшебный смычок». Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.

Исполнение песни «Волшебный смычок»

 А сейчас я предлагаю завершить наш урок вашими любимыми песнями, самым популярным жанром, объединяющим музыкальное искусство и литературу. Эти песни учат нас быть настоящими гражданами и патриотами нашей Республики. Исполняются песни «Мой дедушка -герой» и «Катюша»

I I I Заключительная часть урока. Подведение итогов урока

Учитель: И в заключении нашего урока давайте подведём итог: 1.Какую роль играет музыка в литературе? Нужна ли музыка литературе?2.Басни какого писателя звучали на уроке? Назовите их.3.С творчеством какого композитора познакомились на уроке?4.Что такое квартет?5.Какие музыкальные инструменты звучали в « Квартете» баснописца И. А Крылова и композитора А.П.Бородина?6.Сколько нот вы знаете? Назовите их.

Учитель: Мы сегодня еще раз убедились в том, что музыка обогащает литературу. И я надеюсь, что басня И. А. Крылова заставила вас сегодня задуматься о том, стоит ли заниматься каким-либо делом, если не имеешь к нему способностей, а музыка А. П. Бородина стала для вас хорошим примером талантливого исполнения талантливой музыки, которая воплощает собой высокую цель искусства. Ребята, два великих искусства: музыка и литература, преподнесли нам сегодня ещё один важный урок и он окажется вам полезен.

Рефлексия. Что понравилось на уроке? Что нового узнали? Что запомнилось?

Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку.

Домашнее задание: Нарисуйте наиболее понравившихся героев басни И. А. Крылова «Квартет»


СЛУШАНИЕ И ПРОСМОТР :

видео-ролик: книга,1972г.изд. басня И.А.Крылова «Квартет»

видео -ролик загружен по ссылке

http://viki.rdf.ru/item/590/download/ "Квартет" (Крылов)

Видео – клип составлен по изданию: Крылов, И.А .Квартет: Басни

Серия: Книга за книгой, Издательство: М.: Детская литература Переплет: мягкий; 31 страниц; 1972 г. ISBN: [не указан]; Формат: стандартный Язык: русский.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки"Музыка в баснях"

Автор: Белято Елена Витальевна

Дата: 17.11.2022

Номер свидетельства: 617604


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства