Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Изобразительное искусство и музыка" »
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
Тема урока: "Изобразительное искусство и музыка".
Цели урока:
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развивающие:
- развивать умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи;
- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;
- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;
- развивать умения и навыки индивидуального и коллективного музицирования;
образовательные:
-освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, особенностях музыкального языка, о ее взаимосвязи с живописью и жизнью;
- продолжить знакомство с музыкальной жизнью города Полярные Зори (Народный коллектив академический хор "Орферион");
практические:
- овладение навыками творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
воспитательные:
- воспитывать уважение к музыкальной культуре Кольского края, людям творческой профессии;
- воспитывать устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ УРОКА:
Владимир Попов "Мое Заполярье".
Татьяна Маймур "Полярнозоринский вальс".
Юрий Пенин "Мой город".
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедиа проектор, музыкальный центр.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Презентация с использованием ресурсов сети Интернет, видеопрезентация хора "Орферион", цветные карточки "Палитра", картины Виктора Смирнова.
ХОД УРОКА
Вход в класс.
Звучит песня Владимира Попова "Мое Заполярье".
Добрый день, ребята, добрый день, уважаемые взрослые! Сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли не только гости из разных школ, но и ваши родители. Они давно закончили учебу в школе, но сегодня будут учиться вместе с нами. Предполагаю, что все обратили внимание на песню, которая звучала перед началом урока. Это песня Владимира Попова "Мое Заполярье". Тема сегодняшнего урока "Музыкальная палитра родного города".
Слайд №1
Мы с Вами живем в Заполярье, где на каждом шагу чудеса: полярная ночь и полярный день, северное сияние - "пожар" среди зимней стужи - и снегопад в летнюю пору, столетние березовые рощи высотой не более полметра и огромные "плантации" ягод. Страна полуночного солнца, царство полярной ночи – так называют Мурманскую область.
В. Семёнов
Люблю я заполярный край
за крайности
и за бескрайность,
за то, что чувство это
вкралось,
другого чувства не украв.
Не заслоняя от меня
равнины моего рожденья,
светло, почти без наважденья,
отроги Кольские манят.
Люблю зайти на самый верх,
взглянуть на Кольский полуостров,
где все затем и низкоросло,
чтоб был высоким человек…
Поэты, музыканты, художники часто в своих произведениях воспевают Родину. Как вы считаете - почему?
Много на мурманской земле красивых городов, но есть город, который в народе именуют "Жемчужиной Кольского края" – это наш город, город с поэтичным названием Полярные Зори.
Слайды № 2-6
Давайте все вместе пофантазируем, представим себя в роли композитора. Какое бы музыкальное произведение вы сочинили в честь родного города? Почему?
Каждую неделю на уроке музыки мы с вами поём, слушаем музыку, играем. А где в нашем городе ещё можно встретиться с музыкой?
Один из культурных центров - городской дворец культуры. Здесь трудится 25 коллективов художественной самодеятельности, 10 из которых, имеют звания "народный" и "образцовый". Среди них народный самодеятельный коллектив - академический хор "Орферион". Этот коллектив известен не только в нашей области, но и за ее пределами. Руководитель хора – Татьяна Эдуардовна Маймур. Татьяна Эдуардовна сочинила песню "Полярнозоринский вальс", которую мы сейчас послушаем и полюбуемся красотой нашего города.
Слайд №7
Т.Маймур "Полярнозоринский вальс" – слушание.
Какой характер у этой песни, настроение? В каком ладу она написана?
У вас на столах цветные карточки "Палитра", выберете 3-4 карточки, которые, по вашему мнению, наиболее близки по цвету к этому произведению.
Работа с цветными карточками "Палитра".
На наших уроках, говоря о произведениях изобразительного искусства, мы употребляем выражение цветовая гамма,а рассуждая о произведениях музыкального искусства – звуковая палитра. Сила звука, тембр перекликаются с насыщенностью цвета, поэтому мы говорим "яркий звук" или "звучный цвет".
Перед вами картины Полярнозоринского художника Виктора Смирнова. Виктор Андреевич работает на КАЭС, 10 лет является председателем клуба художников нашего города. Живопись – его увлечение, ставшее с годами всем – и потребностью, и любимым занятием, и отдыхом. Любимый жанр живописца – пейзаж, натюрморт. Посмотрите, с какой любовью он изображает родной город. Какую музыку вы слышите на его картинах?
У каждого из вас есть места в городе, где вы любите бывать, с родителями отдыхаете на природе. Расскажите о них вместе с родителями.
Рассказы обучающихся и их родителей.
Слайды № 8-14
На уроках изобразительного искусства вы начали рисовать любимые уголки нашего замечательного города. Продолжите работу в цвете.
Рисование.
Предлагаю оформить выставку ваших рисунков в качестве кадров из кинофильма о нашем городе, чтобы все поняли, используем "фрагменты кинопленки", приклеиваем их по бокам своего рисунка.
Каждый из вас, изображая наш город, вложил в рисунок частичку своей души, рисунки получились радостными, глядя на ваши работы, я слышу песню нашего учителя Юрия Андреевича Пенина "Мой город". Исполним ее.
Слайд № 15
Ю.А. Пенин "Мой город"- исполнение.
Сегодня на уроке звучали две песни разных композиторов, но одной тематики, есть ли у них общие черты? Какие?
Все без исключения хорошо потрудились, всем поставим отличные оценки.