План=конспект урока передаёт знания о развитии танцевального искусства в Казахстане, о реформаторской деятельности в области хореографического искусства Ш.Жиенкуловой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока в 6 классе "Искусство танца"»
Тема:«Искусство танца».
Цель: создать условия для развития личности, имеющей знания о развитии танцевального искусства в Казахстане, о реформаторской деятельности в области хореографического искусства Ш.Жиенкуловой.
Задачи:образовательные: закрепление и расширение знаний по теме «Музыкальные портреты современников», совершествование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;
Развивающие: развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, звуковысотного слуха;
Воспитывающие: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку через приобщение к искусству казахского танца, любви к музыке кюйши и гордости за её авторов.
Виды деятельности учащихся: выполнение устных творческих заданий;
слушание музыки;
вокально-хоровая работа;
импровизационная деятельность.
Методы обучения: словесный; наглядно-слуховой: анализ: обобщения; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Повторение пройденного: «Самый интересный вопрос», «Самый исчерпывающий ответ» - оценка за вопрос и ответ.
Вопрос: Что такое айтыс? Тартыс? (состязание)
4. Утыс – победа в результате танцевального соревнования. Соревнующиеся выходят по очереди и показывают сложные танцевальные движения. Если не сумел повторить – проигрывает.
5. Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции. С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку. В результате танца мы получаем положительные эмоции и массу удовольствия.
Исстари искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждый клан имел своих непревзойденных мастеров. Казахские народные танцы чаще всего исполнялись в форме вольной импровизации, позволявшей посредством определенных стилистических манер выплеснуть эмоциональный, жизнерадостный темперамент.
Тематика народных танцев широка и многогранна, подтверждением тому служат сохранившиеся танцевальные миниатюры, среди которых: трудовые («ормек би» или танец ткачей), охотничьи пляски («коян би» — охота с беркутом на зайца, «кусбеги-дауылпаз» — обучение охоте ловчей птицы), а еще танцы-состязания («утыс би»), сатирические, шуточные, юмористические («насыбайши»), пародии на животных («ортеке» — архар-прыгун, «тепенкок» и «кара жорга»,— бег иноходца и танец скакуна, «аю би» — медвежья пляска), танцы с предметами. Так же в музыкальном фольклоре были распространены и лирические театрализованные танцы с хоровым пением, танцы-хороводы и пр.
Танцы казахов делились на бытовые и маскарадные, танцы в одиночку или групповые пляски. Нужно отметить, что в отличие от узбеков, таджиков и многих других восточных народов, исповедующих ислам, казахи имели парные танцы, исполняемые юношей и девушкой, такие как «коян-беркут» («Коян-буркит»).
Как таковых школ, обучающих искусству танца, как это было в Индии, Китае, Японии и др. странах Востока, у казахов не существовало.
Мужским танцам была присуща яркая экспрессивность исполнения, подвижность плеч, резкость движений, так называемая "игра" суставов, гибкость, напряжённость и собранность корпуса, позволяющая танцовщикам включать в исполнение сложные акробатические приёмы.
В отличие от мужской пляски, танцы женщин более сдержаны и спокойны, в них нет резких движений и бешеного ритма. Главным выразителем хореографического рисунка здесь выступают глаза и руки танцовщиц.
Мягкие, плавные жесты, спокойные переходы из одного положения в другое, движения рук, сопровождающиеся вращением кистей «от себя» или «к себе», исполняемые легко и волнообразно, а иногда и обыгрывание предметов (зеркальце, цветок, коса) – основные атрибуты завораживающего танца казашек.
6. Что вы можете сказать о картине Гульфайрус Исмаиловой «Казахский вальс»? (ответы)
Исмаилова Гульфайрус Мансуровна 1929 г.р. Казахстанский театральный художник и живописец, актриса кино, народный художник Казахстана (1987), заслуженный деятель искусств Казахстана (19б5). Родилась в Алма-Ате. Закончила Алматинское художественное училище, затем Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Живет и работает в Алматы. Снялась в 7 полнометражных художественных фильмах. Член Союза художников РК (с 1957). Художник-постановщик фильма Султана Ходжикова “КызЖибек”, получившего на V Всесоюзном кинофестивале приз за лучшее художественное оформление. Первую живописную картину “Казахский вальс” знаменитого портретного триптиха, написала в 29 лет.
Латыф Хамиди (1906—1983) — советский композитор, народный артист КазССР, лауреат Государственной премии КазССР.
8. На картине Г.Исмаиловой изображена великая танцовщица
Шара Жиенкулова (каз. Шара Жиенқұлова, настоящее имя Гульшара Жиенкулова, в замужестве Джандарбекова; 18 июля 1912 — 21 мая 1991) — казахская советская танцовщица, педагог.
Гульшара Жиенкулова была 15 ребёнком в семье Баймолды Жиенкулова, купца Первой гильдии из Верного (ныне Алматы). Первая роль Шары Жиенкуловой в Казахском драматическом театре имени Ауэзова Пулиш по пьесе Б.Майлина «Майдан» («Битва»).
Когда 13 января 1934 г. впервые поднялся занавес нового Казахского Государственного музыкального театра в Казахстане одним из ярких моментов в спектакле «Айман-Шолпан» (музыкальная драма М.Ауэзова) стал первый национальный казахский танец «Келиншек». Его придумала, поставила и сама исполнила Шара Жиенкулова, и это было начало казахской хореографии.
Шару Жиенкулову называют «бриллиантом» музыкально-пластического искусства. Она отличалась удивительной грацией, но особенно необычным был рисунок рук, говорящие движения пальцев, головы.
Главным педагогом и наставником для Шары оказался опытный балетмейстер театра, бывший солист Большого театра и партнер всемирно известной Анны Павловой Александр Артемьевич Александров. Он дал Шаре хорошую основу русского классического танца и все время обращал внимание на необходимость национального характера в искусстве. Результатом их совместной работы явился «Таттимбет», который до сих пор считается одним из лучших казахских танцев.
В 1940—1962 гг. Жиенкулова работала в Казахской филармонии; в 1962—1966 гг. была руководителем ансамбля песни и танца КазССР. В 1966—1975 гг. Жиенкулова работала директором Алматинского хореографического училища (ныне Алматинское хореографическое училище имени А. Селезнёва). Ее ученицы: народная артистка Каз ССР Г.Талпакова; заслуженные артистки Каз ССР К.Карабалинова, Б.Байжуманова и др.
– В память о народной любимице городским акиматом была установлена мемориальная доска на доме, где жила артистка, изданы книги «Қазақ би», «Суңқар», «Өмірімде өнерім».
Благодаря показанному на вечере видеофильму «Танцует Шара» публика увидела Чародейку в ее головокружительном танце.
9. Видеоролик: танцует Ш.Жиенкулова.
10. У неё много последователей. Сегодня мы увидим танец «Акку», исполненный в лучших традициях казахской хореографии.
Видео: Танец «Акку», в исполнении Анель Нурсеитовой,
на музыку легендарного
Ыхласа Дукенова (1843—1916) — казахский народный композитор-кюйши, кобызист, один из основателей школы кобыза.
В обработке, не менее известного Нургисы Тлендиева (1925 - 1998) — казахский композитор, дирижёр, домбрист, педагог. Народный артист СССР (1984). Народный Герой Казахстана (1998). Основатель фольклорного оркестра «Отрар сазы».
11. Распевка.
12. Повторить: «Туган елим».
13. Ознакомление с новой песней: «»
14. Домашнее задание: доучить песню.
15. Итог урока.
Критерии оценивания: активность на уроке, точность, качество ответов, гибкость мышления, вокально-хоровые навыки.