Конспект открытого урока по теме "Маршевая музыка"
Конспект открытого урока по теме "Маршевая музыка"
Конспект урока "Слушание музыки" в 3-м классе ДШИ по теме "Маршевая музыка". Урок обобщения и закрепления знаний по теме, углубления представлений о видах марша. Обучающиеся повторяют пройденный материал, отвечая на вопросы преподавателя, а также в форме дидактических игр.Видеоматериалы,подобранные в презентации, способствуют более глубокому пониманию темы.Предложенные задания позволяют проверить и музыкально-слуховой багаж учащихся.Новый материал о разновидностях марша, их особенностях узнаётся в ходе творческой беседы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Урок обобщения и закрепления знаний по теме: маршевая музыка.Углубление представлений о видах марша.
II.Повторение
Ответы учащихся на вопросы преподавателя.
1) Что в переводе с французского языка означает слово «марш»? слайд № 1
2) Назовите характерные черты маршевой музыки слайд №2
3) Когда и где впервые появляются военные марши? слайд №3
4 ) Когда маршевая музыка появляется в России? слайд №4
5) Какие виды маршей вы знаете? слайд №5
6) Какой марш в 1912 году создал В.Агапкин? слайд №6
7) Какие марши называются церемониальными? слайд №7
(Марши, исполняемые во время торжественных парадов, спортивных праздников, церемоний награждений и др., а также к церемониальным относятся и траурные марши)
8) Чем отличаются церемониальные марши от походных? слайд №8
(более медленный темп, более развитая мелодия, более разнообразный ритм)
9) Когда появились траурные марши? слайд №9
10) В каких маршах всё как в настоящих военных, только маленькое, «игрушечное»? слайд №10
11) Назовите особенности сказочных маршей слайд №11
III.Определение понятия комический марш, выявление его особенностей.
Прочитать или посмотреть видео «Небылица в лицах» слайд № 16
Выяснить , что такое шутка. Какие чувства и эмоции вызвала у вас эта небылица? ( Смешно, забавно, нелепо)
Любая шутка строится на забавных нелепостях, смешных несоответствиях.
А может ли марш быть шуточным, смешным?
В сборнике С.Прокофьева есть такой марш, он называется « Шествие кузнечиков».
Юмор заключён уже в самом названии. Шествие – это что-то чинное , степенное. Но представьте себе степенно шествующих прыгунов – кузнечиков. Смешно?
Какими средствами выразительности композитор будет изображать это нелепое шествие?
НехарактерноХарактерно
Темп быстрый
Ритм пунктирный
Аккомпанемент подчёркивается каждая доля
Мелодия широкие скачки
Перед прослушиванием посмотреть нотный пример , найти в нём предложенные выразительные средства.
В мелодии огромные скачки ( больше чем на две и три октавы) не просто на широкие интервалы, а из одного регистра в другой.
Вывод: все эти несоответствия
названия и темпа
Чёткого, мерного ритма и огромных интервальных скачков
делают музыку марша забавной и комичной.
IV.Закрепление
Дидактические игры
«Третий лишний» слайд №12
(Подобрать характер, настроение к некоторым видам марша, убрав неверное слово)
4) Узнай марш по его описанию , назови композитора ( работа в парах:
1-я пара зачитывают описание по карточке, 2-я – отвечают)
Мелодия первой темы этого марша задушевная, лирическая, немного грустная. Отсюда и лад – минор. Несмотря на лиричность, в этой музыке сохраняются все черты марша.
( «Прощание славянки» В.Агапкин )
В этом марше композитор отказывается от связной мелодии, она дробится на отдельные «рыдающие» мотивы и передаёт всю остроту трагических переживаний.
(«Скорбный марш» Ф.Госсек )
В основной теме этого марша композитор применяет необычный, причудливый лад, не похожий ни на мажор , ни на минор.
( «Марш Черномора» М. Глинка)
Жизнерадостная, торжественная мелодия этого марша звучит в исполнении трубы, ритмический рисунок её содержит триоли
и синкопы.
( Марш из оперы «Аида» Д.Верди )
Угадай мелодию (работа с карточками) слайд №15
1. Марш Преображенского полка
2. Марш Черномора М.Глинка
3. Марш из балета «Щелкунчик» П.Чайковский
4. Траурный марш Ф.Шопен
5. Марш из оперы «Аида» Д.Верди
Подведение итога урока
Мы с вами повторили многие марши, послушали новые и выяснили, что несмотря на различные их виды, они имеют и общие черты.
За работу на уроке все получают оценки.
V. Объяснение домашнего задания
1) Написать общие черты маршей в тетрадь
2) Нарисовать рисунок к понравившемуся маршу.
Список используемой литературы:
1.Осовицкая З.Е., Казаринова А.С.Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету. – М.: Музыка.- 2000.
2. Островская Я., Фролова Л., Цес Н. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе: 1-й год обучения.- СПб.: «Валери СПД» , 2004.
3.Фролов А. Музыкальная литература. Учебник для 3-го класса ДМШ. СПб.: Композитор ( СПб.) , 2005.