kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по теме "Маршевая музыка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Слушание музыки" в 3-м классе ДШИ по теме "Маршевая музыка". Урок обобщения и закрепления знаний по теме, углубления представлений о видах марша. Обучающиеся повторяют пройденный материал, отвечая на вопросы преподавателя, а также в форме дидактических игр.Видеоматериалы,подобранные в презентации, способствуют более глубокому пониманию темы.Предложенные задания позволяют проверить и музыкально-слуховой багаж учащихся.Новый материал о разновидностях марша, их особенностях узнаётся в ходе творческой беседы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме "Маршевая музыка" »

МОУ ДОД «ДШИ п.Ува»













Конспект открытого урока по теме: «Маршевая музыка»

Предмет : Слушание музыки 3 год обучения.



Составитель: Таланова Т.А.

преподаватель теоретических дисциплин

















п. Ува, 2015 г.



Тема урока: Маршевая музыка.

Цель урока:

-формирование у учащихся младших классов интереса к классической музыке

-воспитание эстетического вкуса детей

-формирование музыкально-эстетического словаря у учащихся

Задачи:

- Обобщить и закрепить знания о маршевой музыке

- углубить представления о видах марша, их особенностях



Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний (рассказ педагога, поисковая беседа, прослушивание музыкальных произведений, дидактическая игра).

Оснащение урока:

оборудование:

аудио, видеоаппаратура, ноутбук, инструмент фортепиано, презентация , нотные примеры, дидактический материал (карточки с портретами композиторов, названиями видов маршей, определениями-характерами, средствами выразительности, с описанием произведений).

музыкальный материал:

Бетховен симфония №3 часть2

Шопен «Траурный марш»

Агапкин «Прощание славянки»

Марш Преображенского полка

Верди марш из оперы «Аида»

Глинка «Марш Черномора»

Римский-Корсаков «Шествие царя Берендея»

Чернецкий Марш-парад

Бизе марш и хор мальчиков из оперы «Кармен»

Чайковский марш из балета «Щелкунчик»

Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

Прокофьев «Шествие кузнечиков»



План урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение ( ответы учащихся на вопросы преподавателя, сопровождаемые презентацией).

  3. Новая тема ( выявление особенностей комического марша).

  4. Закрепление ( дидактические игры), подведение итога урока.

  5. Объяснение домашнего задания.



Ход урока

I.Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Сообщение темы и типа урока.

Урок обобщения и закрепления знаний по теме: маршевая музыка.Углубление представлений о видах марша.

II.Повторение

Ответы учащихся на вопросы преподавателя.

1) Что в переводе с французского языка означает слово «марш»? слайд № 1

2) Назовите характерные черты маршевой музыки слайд №2

3) Когда и где впервые появляются военные марши? слайд №3

4 ) Когда маршевая музыка появляется в России? слайд №4

5) Какие виды маршей вы знаете? слайд №5

6) Какой марш в 1912 году создал В.Агапкин? слайд №6

7) Какие марши называются церемониальными? слайд №7

(Марши, исполняемые во время торжественных парадов, спортивных праздников, церемоний награждений и др., а также к церемониальным относятся и траурные марши)

8) Чем отличаются церемониальные марши от походных? слайд №8

(более медленный темп, более развитая мелодия, более разнообразный ритм)

9) Когда появились траурные марши? слайд №9

10) В каких маршах всё как в настоящих военных, только маленькое, «игрушечное»? слайд №10

11) Назовите особенности сказочных маршей слайд №11



III.Определение понятия комический марш, выявление его особенностей.

Прочитать или посмотреть видео «Небылица в лицах» слайд № 16

Выяснить , что такое шутка. Какие чувства и эмоции вызвала у вас эта небылица? ( Смешно, забавно, нелепо)

Любая шутка строится на забавных нелепостях, смешных несоответствиях.

А может ли марш быть шуточным, смешным?

В сборнике С.Прокофьева есть такой марш, он называется « Шествие кузнечиков».

Юмор заключён уже в самом названии. Шествие – это что-то чинное , степенное. Но представьте себе степенно шествующих прыгунов – кузнечиков. Смешно?

Какими средствами выразительности композитор будет изображать это нелепое шествие?

Нехарактерно Характерно

Темп быстрый

Ритм пунктирный

Аккомпанемент подчёркивается каждая доля

Мелодия широкие скачки

Перед прослушиванием посмотреть нотный пример , найти в нём предложенные выразительные средства.

В мелодии огромные скачки ( больше чем на две и три октавы) не просто на широкие интервалы, а из одного регистра в другой.

Вывод: все эти несоответствия

  1. названия и темпа

  2. Чёткого, мерного ритма и огромных интервальных скачков

делают музыку марша забавной и комичной.



IV.Закрепление

Дидактические игры

  1. «Третий лишний» слайд №12

(Подобрать характер, настроение к некоторым видам марша, убрав неверное слово)

ПОХОДНЫЙ- живо, строго , бодро

ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ – восторженно, торжественно, таинственно

ТРАУРНЫЙ - энергично , сдержанно , скорбно

ДЕТСКИЙ - легко , весело , загадочно

СКАЗОЧНЫЙ - причудливо , победно , неожиданно

  1. Определи характер и узнай вид марша слайд №13

(звучат незнакомые марши, учащиеся поднимают карточки – виды марша)

1) детский (Бизе марш и хор мальчиков из оперы «Кармен»)

2) траурный (Бетховен симфония №3, часть 2)

3) церемониальный торжественный ( С.Чернецкий Марш-парад)

4) сказочный (Римский-Корсаков шествие царя Берендея)

3) Исправь ошибки слайд №14

1) Траурный – минор, темп быстрого шага, размер 4/4

2) Походный - чёткий ритм , медленный темп , минор

3) Сказочный - мажор, размер 3/4 , красочная гармония

14) Церемониальный - медленный темп , более сложный ритм (триоли, синкопы), мажор

4) Узнай марш по его описанию , назови композитора ( работа в парах:

1-я пара зачитывают описание по карточке, 2-я – отвечают)

  1. Мелодия первой темы этого марша задушевная, лирическая, немного грустная. Отсюда и лад – минор. Несмотря на лиричность, в этой музыке сохраняются все черты марша.

( «Прощание славянки» В.Агапкин )

  1. В этом марше композитор отказывается от связной мелодии, она дробится на отдельные «рыдающие» мотивы и передаёт всю остроту трагических переживаний.

(«Скорбный марш» Ф.Госсек )

  1. В основной теме этого марша композитор применяет необычный, причудливый лад, не похожий ни на мажор , ни на минор.

( «Марш Черномора» М. Глинка)

  1. Жизнерадостная, торжественная мелодия этого марша звучит в исполнении трубы, ритмический рисунок её содержит триоли

и синкопы.

( Марш из оперы «Аида» Д.Верди )

  1. Угадай мелодию (работа с карточками) слайд №15



1. Марш Преображенского полка

2. Марш Черномора М.Глинка

3. Марш из балета «Щелкунчик» П.Чайковский

4. Траурный марш Ф.Шопен

5. Марш из оперы «Аида» Д.Верди



Подведение итога урока

Мы с вами повторили многие марши, послушали новые и выяснили, что несмотря на различные их виды, они имеют и общие черты.

За работу на уроке все получают оценки.



V. Объяснение домашнего задания

1) Написать общие черты маршей в тетрадь

2) Нарисовать рисунок к понравившемуся маршу.

Список используемой литературы:

1.Осовицкая З.Е., Казаринова А.С.Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету. – М.: Музыка.- 2000.

2. Островская Я., Фролова Л., Цес Н. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе: 1-й год обучения.- СПб.: «Валери СПД» , 2004.

3.Фролов А. Музыкальная литература. Учебник для 3-го класса ДМШ. СПб.: Композитор ( СПб.) , 2005.





Интернет- ресурсы:

1) pedsovet.su/ load/257-1-0-33047

2) greenmaker.ru/ studentu-2/zhanry-marshevoi-muzyki/




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект открытого урока по теме "Маршевая музыка"

Автор: Таланова Татьяна Анатольевна

Дата: 16.06.2015

Номер свидетельства: 219970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "«Музыкальный образ защитника отечества» конспект открытого занятия "
    ["seo_title"] => string(74) "muzykal-nyi-obraz-zashchitnika-otiechiestva-konspiekt-otkrytogho-zaniatiia"
    ["file_id"] => string(6) "123850"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414586851"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему "Идем в концертный зал""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt_uroka_na_tiemu_idiem_v_kontsiertnyi_zal"
    ["file_id"] => string(6) "420326"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496557153"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Темп – средство музыкальной выразительности"
    ["seo_title"] => string(39) "tiempsriedstvomuzykalnoivyrazitielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "293352"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455462276"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства