kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация к уроку Масленица

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок: «Проводы зимы «Масленица!»

Цель: приобщение учащихся к культуре русского народа через изучение традиций и обрядов, произведений различных видов искусства

Задачи:

1.      Образовательная:

- учить анализировать  музыкальные, живописные и литературные произведения

- познакомить с  музыкой П.И. Чайковского «Времена года. Февраль», картиной Б. Кустодиева «Масленица», фрагментом из  м/ф  по сказке А. Островского «Снегурочка» Н.А.Римского – Корсакова, пословицами и народным фольклором.

2.Развивающая:

- развитие эстетического кругозора учащихся через обращение к произведениям разных видов искусств;

- формировать умения воспринимать народную и композиторскую музыку;

- развивать вокально-хоровые навыки.

3.Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к художественному наследию русского народа, устойчивого интереса к русской музыкальной культуре;

- воспитывать чувство коллективизма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект и презентация к уроку Масленица »

Урок: «Проводы зимы «Масленица!»

Цель: приобщение учащихся к культуре русского народа через изучение традиций и обрядов, произведений различных видов искусства

Задачи:

  1. Образовательная:

- учить анализировать музыкальные , живописные и литературные произведения

- познакомить с музыкой П.И. Чайковского «Времена года. Февраль», картиной Б. Кустодиева «Масленица», фрагментом из м/ф по сказке А. Островского «Снегурочка» Н.А.Римского – Корсакова, пословицами и народным фольклором.

2.Развивающая:

- развитие эстетического кругозора учащихся через обращение к произведениям разных видов искусств;

- формировать умения воспринимать народную и композиторскую музыку;

- развивать вокально-хоровые навыки.


3.Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к художественному наследию русского народа, устойчивого интереса к русской музыкальной культуре;

- воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование:

  • набор детских шумовых инструментов (ложки, трещотки, свистульки, бубны);

  • музыкальный инструмент – фортепиано;

  • чучело Масленицы;

  • оценки- солнышки - блиночки;

  • портрет Н.А.Римского-Корсакова;

  • репродукция картины Б.Кустодиева «Масленица»;

  • компьютерная презентация «Масленица»;

  • ТСО (компьютер, мультимедийная установка).

Музыкальный материал:

  • Н.А.Римский-Корсаков, хор из оперы «Снегурочка» - «Прощай, Масленица!»;

  • р.н.п.«Разрумяными блинами мы весну встречаем»;

  • р.н.п. «Блины»;

  • прибаутка.

Пословицы:

«Без блина не Маслена, без пирога не именинник»,

«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,

«На горках покататься, в блинах поваляться»,

«Не житье, а масляница»,

«Хоть с себя все заложить, а масляницу проводить»,

«Не все коту масленица, а будет и Великий Пост»,

«Масленица объедуха, деньги приберуха».

Ход урока

I. Организационный момент. Звучит хор «Прощай, Масленица!» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.

Музыкальное приветствие

Учитель: Я рада видеть вас в эти последние зимние дни.

Какому празднику сегодня будет посвящен наш урок? ( Масленице). А как вы догадались, какие слова хора вам подсказали?

Дети: Прощай, прощай, Масленица!

Учитель: Этот хор звучит в опере «Снегурочка» композитора Н.А.Римского-Корсакова (портрет композитора)

Давайте вместе вспомним, что же это за праздник, а помогут нам в этом русские народные обряды, песни, произведения композиторов и художников.

II. Основная тема урока. (Слайд 1)

У.: На прошлом уроке я просила вас разузнать у ваших мам, пап, дедушек, бабушек всё, что они знают об этом народном празднике. И что же вы узнали? ( Ответы ребят)

(Слайд 2)

Масленица – самый любимый, весёлый и разгульный праздник, так как длился целую неделю. Целых 7 дней народ провожает надоевшую зиму, ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, песни, пляски.

(Слайд 3)

Возник он в глубокой древности. Начиналась масленица за неделю перед Великим постом или за 7 недель до Пасхи. А главным угощением были? ( ответы)

(Слайд 4)

Праздник не обходился без чучела Масленицы. Мастерили его из соломы. Везли в поле. Пели и плясали вокруг него, а затем сжигали. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

(Слайд 5) И не зря в народе говорили:

«Без блина не Маслена, без пирога не именинник».

«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,

«На горках покататься, в блинах поваляться»,

«Не житье, а масляница»,

«Хоть с себя все заложить, а масляницу проводить»,

«Не все коту масленица, а будет и Великий Пост»,

«Масленица объедуха, деньги приберуха».

Как вы понимаете эти поговорки?

В этом году масленичная неделя начинается 11 марта, а заканчивается 17 марта. Каждый день масленицы имеет своё название и значение.

Сейчас мы с вами попробуем перелиснуть эти 7 дней масленичной недели.

(Слайд 6)

1 день – понедельник – Встреча масленицы.

Понедельник (первый день) – «встреча масленицы». В этот день встречают масленицу, встречали масленицу всегда сытостью и довольством. Чем богаче масленицу праздновали, тем богаче год будет.

Изготавливали и наряжали куклу-чучело.

(Слайд 7) ( Разучивание «Разрумяными блинами мы весну встречаем»)

( Слайд 8)

2 день – вторник – Заигрыши.

Второй день масляной недели назывался Заигрыши. Конечно, тут вспоминались все зимние игры и потехи, строились снежные и ледяные крепости. Родственники ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища.

– Я хочу показать вам одну из игр, которую использовали на масляной неделе) – Игра «Петушки». На площадке для игры чертят, круг, в котором стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, а  другую в это же время сгибает в колене и поддерживает за пятку одной рукой. Задача участников игры заключается в том, чтобы вытолкнуть противника из круга, причем, не используя при этом руки и стоя в это время на одной ноге.

- А вы знаете какие-нибудь масленичные игры?

(Слайд 9)

А еще на масленицу играли в такие игры, как:

  • Катание с гор

  • Бой мешками

  • Ледяной столб

  • Снежный тир

  • Кулачные бои

  • Перетягивание каната

  • Жмурки


(Слайд 10)

3 день среда– Лакомка.

Но вот наступил третий день масляной недели. По мне, так он лучше всех. Одно название чего стоит – лакомка. Сколько услад готовилось по домам, не перечесть. За одним столом сто и двести разных блюд и закусок – и блины, и пироги, и вареники, и шанежки, и крендельки.

Но кто-то все же в этот радостный день был на особом счету. Кто же это? Зять. В этот день зятья (папы) приходят на блины к тёщам – маминым мамам. У милой тещи блины подаются с икрой, грибами, творогом, яйцами, луком. По поводу такого угощения гости нередко по-доброму шутили: Где блины, там и мы… На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете.

– Ребята, а вы умеете печь блины?

– Кто знает, как пекут блины? (Ингредиенты).

Замечательно, мы обязательно воспользуемся этими замечательными рецептами, а теперь настало время исполнить р.н.п. «Блины».( можно с шумовыми инструментами выучить заранее)

Исполнение песни «Блины»

(Слайд 11)

4 день четверг – Разгул.

Следующий день – самый пик праздника. С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь: с погремушками, с бубнами, балалайками, разгуливали по ярмарке ряженые. По дворам ходили колядовщики: взрослые и дети.

(Слайд 12) Самые маленькие тоже участвовали в колядовании, прихлопывали ладошкой о ладошку и приговаривали: (разучивание прибаутки).

Ладушки, ладушки,

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Деточкам давала:

Тане – два, Ване – два,

Маме с папой - тоже два.

Хороши оладушки

У нашей у бабушки.


А бабушка спрашивала: «Как мы будем блины печь?»

Дети, загибая пальцы отвечали:

Большаку дрова рубить, (большой палец)

А тебе воды носить, (указательный)

А тебе печь топить, (средний)

А тебе тесто месить, (безымянный)

А малышке песни петь, (мизинец)

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

(Слайд 13)

5 день пятница– Тёщины вечеринки.

Вот и пришел пятый день – тещины вечеринки. Здесь, наоборот, зять тещу к себе приглашает, блинами угощает, да не просто так, а если будет приглашение, и чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета и уважения.

(Слайд 14)

6 день суббота – Золовкины посиделки.

Суббота. Что делать, опять идти в гости? Увы. День так и назывался Золовкины посиделки. Кстати, золовок, т.е. сестер мужа могло быть много: пять или десять… Невестка приходит и дарит золовкам подарки.

(Слайд 15)

7 день воскресенье – Проводы или прощеное воскресенье.

Настало воскресенье или прощеный день. В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла.

Отзвенела масленичная неделя, пора прощаться с масленицей до следующего года. В воскресенье жгли чучело Масленицы и пели прощальные песни.

Вот и перелистали мы все 7 листков короткого календаря. Прошла неделя. Отгуляла честная пятница. А завтра? Завтра первый день Великого поста.

Пришло время с Масленицей проститься
И друг другу повиниться
Все обиды и ссоры простить,
Чтоб красиво и честно зажить.

(Можно мультфильм)

Но прежде, чем перейти к следующей части нашего урока, я хочу задать вам несколько вопросов. Исстари, на Руси людей почитали смышлеными, да находчивыми. Хочу посмотреть: не растеряли ли вы эти способности?

  • Как называл народ называл праздник Масленицы? (Широкая, веселая, объедуха…)

  • Сколько дней длится праздник? (7 дней)

  • Назовите эти дни.

  • Основное масленичное блюдо? (Блины)

  • Почему блины круглые? (Символ солнца)

III. Репродукция картины Б.М. Кустодиева. (Слайд 16)

Художники и композиторы старались передать свои впечатления об этом веселом русском празднике.

Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Б.М.Кустодиева «Масленица».

Внимательно вглядитесь в эту картину.

– Что вы видите на картине?

(Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Обратите внимание, как мастерски художник объединил разные детали – люди, тройки, театральное представление в одно единое целое. Фоном для действия служит белый снег зимнего пейзажа, контрастом ему – яркие, сочные краски народного гуляния).

IV. Слушание произведение П.И. Чайковского «Времена года. Февраль»

(Слайд 17)

У: Сейчас прозвучит фрагмент пьесы «Масленица» из цикла П.И. Чайковского «Времена года. Февраль»

У.: Какими муз. красками композитор изобразит праздничное гуляние? Что вы услышите?

Д.: (Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра).

У.: – Какие инструменты звучали? (рояль)

Если внимательно вслушаться в музыку, то можно услышать, что рояль подражает звучанию русских нар.инструментов. Каких? (балалайка, гусли, рожки, так и кажется, что играет целый оркестр русских народных инструментов) Звучание рояля имитирует, подражает звучанию целого оркестра.

Да и сама музыка – это весёлая, русская, народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.

У.: Русский композитор П.И,Чайковский горячо любил Родину, свою родную землю и её традиции.

(Слайд 18)

– П.И.Чайковский. «Февраль. Масленица.» (цикл «Времена года»).

– Давайте, еще раз послушаем эту музыку, обратите внимание, как ярко звучит рояль, как композитор мастерски передал атмосферу праздника, настроение народных гуляний. И еще раз посмотрите картину художника Б.Кустодиева.

У.: – Созвучна ли эта музыка по своему настроению репродукции Б.Кустодиева? (ответы)

– Почему созвучна?

Д.: От картины исходит свет, радость, праздничность, веселье, от музыки тоже исходит радость, веселье, даже местами игривость. Я тоже считаю, что музыка созвучна.

– Посмотрите, ребята, 2 разных произведения искусства отражают одну и туже тематику, одно и тоже жизненное содержание – радость жизни, веселье, жизнь прекрасна!

V. Итог урока. (Слайд 19)

В заключении нашего урока давайте вспомним ещё раз, какие песни, произведения разных видов искусства сегодня помогали нам на уроке? Что нового мы сегодня на уроке услышали, увидели и узнали.

(Перечисление названий и авторов картин, музыкальных произведений).


(Слайд 20) Весёлой всем Масленицы!


Домашнее задание – рисунки к теме нашего урока, можете изобразить масленичные гуляния, блины, а кто-то и напишет свой рецепт приготовления блинов (я специально оставила место в классе для ваших работ).

– Вам урок понравился?

– Ребята, вы меня очень порадовали на уроке. Большое спасибо.

Я приготовила вам солнышки – блинчики.

Такие веселые смайлики, в виде солнышка. При выходе из класса оставьте свой смайлик мне на память по своему настроению – он улыбается, или грустит. У меня вот такой смайлик -

Урок закончен. Большое спасибо всем за работу.

Литература:

  1. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка 1-4 классы». Методическое пособие. – Москва: «Просвещение», 2004.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект и презентация к уроку Масленица

Автор: Костина Елена Викторовна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 187029

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект актового урока "Золотое наследие русской старины" по теме "Причастие""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiektaktovoghourokazolotoienasliediierusskoistarinypotiemieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "282434"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453704699"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект урока на тему "Изготовление куклы Домашняя Масленица-Благодать" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-na-tiemu-izghotovlieniie-kukly-domashniaia-maslienitsa-blaghodat"
    ["file_id"] => string(6) "180152"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425131867"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Конспект занятия учителя начальных классов МБОУ г Иркутск « СОШ № 9», Васильевой Ларисы Минтагировны «Б. Кустодиев. Масленица»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_zaniatiia_uchitielia_nachal_nykh_klassov_mbou_gh_irkutsk_sosh_9_vasil_"
    ["file_id"] => string(6) "380799"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484730998"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока. Путешествие в страну спортландию по Народным играм. "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-putieshiestviie-v-stranu-sportlandiiu-po-narodnym-ighram"
    ["file_id"] => string(6) "105545"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402863779"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по музыке во 2 классе     Тема: «Проводы зимы.  Пришла к нам масленица»"
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-muzykie-vo-2-klassie-tiema-provody-zimy-prishla-k-nam-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "257890"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448395613"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства