Цель: приобщение учащихся к культуре русского народа через изучение традиций и обрядов, произведений различных видов искусства
Задачи:
1. Образовательная:
- учить анализировать музыкальные, живописные и литературные произведения
- познакомить с музыкой П.И. Чайковского «Времена года. Февраль», картиной Б. Кустодиева «Масленица», фрагментом из м/ф по сказке А. Островского «Снегурочка» Н.А.Римского – Корсакова, пословицами и народным фольклором.
2.Развивающая:
- развитие эстетического кругозора учащихся через обращение к произведениям разных видов искусств;
- формировать умения воспринимать народную и композиторскую музыку;
- развивать вокально-хоровые навыки.
3.Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к художественному наследию русского народа, устойчивого интереса к русской музыкальной культуре;
- воспитывать чувство коллективизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект и презентация к уроку Масленица »
Урок: «Проводы зимы «Масленица!»
Цель: приобщение учащихся к культуре русского народа через изучение традиций и обрядов, произведений различных видов искусства
Задачи:
Образовательная:
- учить анализировать музыкальные , живописные и литературные произведения
- познакомить с музыкой П.И. Чайковского «Времена года. Февраль», картиной Б. Кустодиева «Масленица», фрагментом из м/ф по сказке А. Островского «Снегурочка» Н.А.Римского – Корсакова, пословицами и народным фольклором.
2.Развивающая:
- развитие эстетического кругозора учащихся через обращение к произведениям разных видов искусств;
- формировать умения воспринимать народную и композиторскую музыку;
- развивать вокально-хоровые навыки.
3.Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к художественному наследию русского народа, устойчивого интереса к русской музыкальной культуре;
- воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование:
набор детских шумовых инструментов (ложки, трещотки, свистульки, бубны);
музыкальный инструмент – фортепиано;
чучело Масленицы;
оценки- солнышки - блиночки;
портрет Н.А.Римского-Корсакова;
репродукция картины Б.Кустодиева «Масленица»;
компьютерная презентация «Масленица»;
ТСО (компьютер, мультимедийная установка).
Музыкальный материал:
Н.А.Римский-Корсаков, хор из оперы «Снегурочка» - «Прощай, Масленица!»;
р.н.п.«Разрумяными блинами мы весну встречаем»;
р.н.п. «Блины»;
прибаутка.
Пословицы:
«Без блина не Маслена, без пирога не именинник»,
«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,
«На горках покататься, в блинах поваляться»,
«Не житье, а масляница»,
«Хоть с себя все заложить, а масляницу проводить»,
«Не все коту масленица, а будет и Великий Пост»,
«Масленица объедуха, деньги приберуха».
Ход урока
I. Организационный момент. Звучит хор «Прощай, Масленица!» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.
Музыкальное приветствие
Учитель: Я рада видеть вас в эти последние зимние дни.
Какому празднику сегодня будет посвящен наш урок? ( Масленице). А как вы догадались, какие слова хора вам подсказали?
Дети: Прощай, прощай, Масленица!
Учитель: Этот хор звучит в опере «Снегурочка» композитора Н.А.Римского-Корсакова (портрет композитора)
Давайте вместе вспомним, что же это за праздник, а помогут нам в этом русские народные обряды, песни, произведения композиторов и художников.
II. Основная тема урока. (Слайд 1)
У.: На прошлом уроке я просила вас разузнать у ваших мам, пап, дедушек, бабушек всё, что они знают об этом народном празднике. И что же вы узнали? ( Ответы ребят)
(Слайд 2)
Масленица – самый любимый, весёлый и разгульный праздник, так как длился целую неделю. Целых 7 дней народ провожает надоевшую зиму, ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, песни, пляски.
(Слайд 3)
Возник он в глубокой древности. Начиналась масленица за неделю перед Великим постом или за 7 недель до Пасхи. А главным угощением были? ( ответы)
(Слайд 4)
Праздник не обходился без чучела Масленицы. Мастерили его из соломы. Везли в поле. Пели и плясали вокруг него, а затем сжигали. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.
(Слайд 5)И не зря в народе говорили:
«Без блина не Маслена, без пирога не именинник».
«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,
«На горках покататься, в блинах поваляться»,
«Не житье, а масляница»,
«Хоть с себя все заложить, а масляницу проводить»,
«Не все коту масленица, а будет и Великий Пост»,
«Масленица объедуха, деньги приберуха».
Как вы понимаете эти поговорки?
В этом году масленичная неделя начинается 11 марта, а заканчивается 17 марта. Каждый день масленицы имеет своё название и значение.
Сейчас мы с вами попробуем перелиснуть эти 7 дней масленичной недели.
(Слайд 6)
1 день – понедельник – Встреча масленицы.
Понедельник (первый день) – «встреча масленицы». В этот день встречают масленицу, встречали масленицу всегда сытостью и довольством. Чем богаче масленицу праздновали, тем богаче год будет.
Изготавливали и наряжали куклу-чучело.
(Слайд 7) ( Разучивание «Разрумяными блинами мы весну встречаем»)
( Слайд 8)
2 день – вторник – Заигрыши.
Второй день масляной недели назывался Заигрыши. Конечно, тут вспоминались все зимние игры и потехи, строились снежные и ледяные крепости. Родственники ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища.
– Я хочу показать вам одну из игр, которую использовали на масляной неделе) – Игра «Петушки». На площадке для игры чертят, круг, в котором стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, а другую в это же время сгибает в колене и поддерживает за пятку одной рукой. Задача участников игры заключается в том, чтобы вытолкнуть противника из круга, причем, не используя при этом руки и стоя в это время на одной ноге.
- А вы знаете какие-нибудь масленичные игры?
(Слайд 9)
А еще на масленицу играли в такие игры, как:
Катание с гор
Бой мешками
Ледяной столб
Снежный тир
Кулачные бои
Перетягивание каната
Жмурки
(Слайд 10)
3 день среда– Лакомка.
Но вот наступил третий день масляной недели. По мне, так он лучше всех. Одно название чего стоит – лакомка. Сколько услад готовилось по домам, не перечесть. За одним столом сто и двести разных блюд и закусок – и блины, и пироги, и вареники, и шанежки, и крендельки.
Но кто-то все же в этот радостный день был на особом счету. Кто же это? Зять. В этот день зятья (папы) приходят на блины к тёщам – маминым мамам. У милой тещи блины подаются с икрой, грибами, творогом, яйцами, луком. По поводу такого угощения гости нередко по-доброму шутили: Где блины, там и мы… На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете.
– Ребята, а вы умеете печь блины?
– Кто знает, как пекут блины? (Ингредиенты).
Замечательно, мы обязательно воспользуемся этими замечательными рецептами, а теперь настало время исполнить р.н.п. «Блины».( можно с шумовыми инструментами выучить заранее)
Исполнение песни «Блины»
(Слайд 11)
4 день четверг – Разгул.
Следующий день – самый пик праздника. С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь: с погремушками, с бубнами, балалайками, разгуливали по ярмарке ряженые. По дворам ходили колядовщики: взрослые и дети.
(Слайд 12) Самые маленькие тоже участвовали в колядовании, прихлопывали ладошкой о ладошку и приговаривали: (разучивание прибаутки).
Ладушки, ладушки,
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Деточкам давала:
Тане – два, Ване – два,
Маме с папой - тоже два.
Хороши оладушки
У нашей у бабушки.
А бабушка спрашивала: «Как мы будем блины печь?»
Дети, загибая пальцы отвечали:
Большаку дрова рубить, (большой палец)
А тебе воды носить, (указательный)
А тебе печь топить, (средний)
А тебе тесто месить, (безымянный)
А малышке песни петь, (мизинец)
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
(Слайд 13)
5 день пятница– Тёщины вечеринки.
Вот и пришел пятый день – тещины вечеринки. Здесь, наоборот, зять тещу к себе приглашает, блинами угощает, да не просто так, а если будет приглашение, и чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета и уважения.
(Слайд 14)
6 день суббота – Золовкины посиделки.
Суббота. Что делать, опять идти в гости? Увы. День так и назывался Золовкины посиделки. Кстати, золовок, т.е. сестер мужа могло быть много: пять или десять… Невестка приходит и дарит золовкам подарки.
(Слайд 15)
7 день воскресенье – Проводы или прощеное воскресенье.
Настало воскресенье или прощеный день. В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла.
Отзвенела масленичная неделя, пора прощаться с масленицей до следующего года. В воскресенье жгли чучело Масленицы и пели прощальные песни.
Вот и перелистали мы все 7 листков короткого календаря. Прошла неделя. Отгуляла честная пятница. А завтра? Завтра первый день Великого поста.
Пришло время с Масленицей проститься И друг другу повиниться Все обиды и ссоры простить, Чтоб красиво и честно зажить.
(Можно мультфильм)
Но прежде, чем перейти к следующей части нашего урока, я хочу задать вам несколько вопросов. Исстари, на Руси людей почитали смышлеными, да находчивыми. Хочу посмотреть: не растеряли ли вы эти способности?
Как называл народ называл праздник Масленицы? (Широкая, веселая, объедуха…)
Сколько дней длится праздник? (7 дней)
Назовите эти дни.
Основное масленичное блюдо? (Блины)
Почему блины круглые? (Символ солнца)
III. Репродукция картины Б.М. Кустодиева. (Слайд 16)
Художники и композиторы старались передать свои впечатления об этом веселом русском празднике.
Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Б.М.Кустодиева «Масленица».
Внимательно вглядитесь в эту картину.
– Что вы видите на картине?
(Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Обратите внимание, как мастерски художник объединил разные детали – люди, тройки, театральное представление в одно единое целое. Фоном для действия служит белый снег зимнего пейзажа, контрастом ему – яркие, сочные краски народного гуляния).
IV. Слушание произведение П.И. Чайковского «Времена года. Февраль»
(Слайд 17)
У: Сейчас прозвучит фрагмент пьесы «Масленица» из цикла П.И. Чайковского «Времена года. Февраль»
У.: Какими муз. красками композитор изобразит праздничное гуляние? Что вы услышите?
Д.: (Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра).
У.: – Какие инструменты звучали? (рояль)
Если внимательно вслушаться в музыку, то можно услышать, что рояль подражает звучанию русских нар.инструментов. Каких? (балалайка, гусли, рожки, так и кажется, что играет целый оркестр русских народных инструментов) Звучание рояля имитирует, подражает звучанию целого оркестра.
Да и сама музыка – это весёлая, русская, народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.
У.: Русский композитор П.И,Чайковский горячо любил Родину, свою родную землю и её традиции.
– Давайте, еще раз послушаем эту музыку, обратите внимание, как ярко звучит рояль, как композитор мастерски передал атмосферу праздника, настроение народных гуляний. И еще раз посмотрите картину художника Б.Кустодиева.
У.: – Созвучна ли эта музыка по своему настроению репродукции Б.Кустодиева? (ответы)
– Почему созвучна?
Д.: От картины исходит свет, радость, праздничность, веселье, от музыки тоже исходит радость, веселье, даже местами игривость. Я тоже считаю, что музыка созвучна.
– Посмотрите, ребята, 2 разных произведения искусства отражают одну и туже тематику, одно и тоже жизненное содержание – радость жизни, веселье, жизнь прекрасна!
V. Итог урока.(Слайд 19)
В заключении нашего урока давайте вспомним ещё раз, какие песни, произведения разных видов искусства сегодня помогали нам на уроке? Что нового мы сегодня на уроке услышали, увидели и узнали.
(Перечисление названий и авторов картин, музыкальных произведений).
(Слайд 20) Весёлой всем Масленицы!
Домашнее задание – рисунки к теме нашего урока, можете изобразить масленичные гуляния, блины, а кто-то и напишет свой рецепт приготовления блинов (я специально оставила место в классе для ваших работ).
– Вам урок понравился?
– Ребята, вы меня очень порадовали на уроке. Большое спасибо.
Я приготовила вам солнышки – блинчики.
Такие веселые смайлики, в виде солнышка. При выходе из класса оставьте свой смайлик мне на память по своему настроению – он улыбается, или грустит. У меня вот такой смайлик -