Исследуем, как проводился праздник на основе картины. - Исследуйте рельеф и природу изображенной местности. Можно ли назвать эту местность холмистой? - С помощью большой рамки выделите горизонтальный фрагмент, который подтвердит ваше мнение. ( Если поставить рамку в правый нижний угол репродукции, в нее сразу войдут три холма.) - Какую площадь в обозримом пространстве занимают деревья? Можно ли считать местность лесистой? - Много ли выпало снегу? -Какие предметы, покрытые снегом, вас в этом убеждают? - Глубокий ли снег? -Найдите на картине и покажите с помощью круглой рамки конкретные детали, которые могут подтвердить ваше мнение. (Глубокие следы) - Сделайте вывод, Изменилась ли природа с тех пор? - Рассмотрите архитектурные постройки: это город или деревня? - Современный или древний город изображен на картине? - Почему вы так решили? - Этот город не существовал на самом деле. Б. Кустодиев написал эту картину под впечатлением нескольких старинных русских городов, которыми он любовался во время своего путешествия по России. А в старину считалось, что чем больше в городе христианских храмов, церквей и соборов, тем богаче и сам город. - Какие постройки, кроме церквей, вы видите: деревянные и каменные дома? Многоэтажные дома? - Удалось ли вам обнаружить Торговые ряды? - Как они выглядят в настоящее время в нашем городе? (На слайде) - Сколько храмов входит в поле зрения художника? Не торопитесь с ответом - Возьмите лупу и исследуйте задний план. Учтите, что очертания некоторых храмов нечеткие. - Сделайте вывод: Сохранилась ли архитектура в прошлом и настоящем? - Сколько саней с лошадками насчитали? Учтите: некоторые из них можно рассмотреть только в лупу. ( восемь саней с лошадками) - Можно ли назвать упряжки лошадей праздничными? - Какова одежда возниц? ( одинаковая) - Исследуйте, что делается на площади, недалеко от монастырской стены. - Сколько российских флагов украшают масленичные постройки? - Можно ли сказать, что у детей свои развлечения, отличные от развлечений взрослых? ( Дети играют в снежки и катаются с горки на санях - Верно ли, что дети играют в снежки не только на горке? - Найдите с помощью лупы мальчишек, играющих в снежки совсем в другом месте. - Возьмите рамочку. Выделите с ее помощью горизонтальные фрагменты, которые можно было бы назвать: " Храмы древнего города", " Детские забавы", "Катание на лошадях". - Кто главные герои фрагмента? - Какие чувства по — вашему испытывают ребята во время катания на горе (азарт, удаль, веселье, разгул, бесшабашность, радость, задор) - А ощущаете ли вы те же самые чувства, когда дружно играете на улице? -Значит, кроме рельефа, памятников архитектуры и общих народных традиций, что еще осталось у людей неизменным даже спустя тысячелетия? (человеческие эмоции и чувства) - А теперь выделите вертикальные фрагменты с такими названиями "Березы после снегопада", "Хорошо звучит гармонь", " Птицы в небе" -Удалось ли художнику создать впечатление чудесного зимнего дня? - Удалось ли художнику передать атмосферу праздничных гуляний? - Не только художнику Б. Кустодиеву удалось передать атмосферу праздничных гуляний, но и писателям, музыкантам. - Можно ли с помощью музыки создать впечатление народного гулянья, оживленных разговоров, катания на санях, зимних игр, веселья, смеха? - Вот послушайте фрагмент из балета И. Стравинского "Петрушка". "Народные гулянья на Масленой". А потом попробуйте ответить на этот вопрос. - Эту картину Б.Кустодиев написал почти 100 лет назад. - Как вы думаете, что изменилось в жизни таких городов, как этот, в наше время?( В наше время появились новые постройки: многоэтажные дома, торговые центры, предприятия, школы. Появилось телевидение, Интернет. Появились новые возможности у людей для того, чтобы общаться друг с другом, встречаться, путешествовать). - А что сохранилось, осталось неизменным? Это вопрос, поставленный мною в начале урока. - Природа, памятники культуры, традиции и обряды, любовь к праздникам, стремление общаться друг с другом - все это осталось неизменным. - Сохранилась ли традиция празднования Масленицы? - Получается, что сохранилось очень многое, что и хотелось доказать в ходе исследования. -Природа, архитектура, традиции.... - Это настоящее богатство! Это наши вечные ценности! |