kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия учителя начальных классов МБОУ г Иркутск « СОШ № 9», Васильевой Ларисы Минтагировны «Б. Кустодиев. Масленица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по внеурочной деятельности для учащихся 3 класса

Тема урока: «Б. Кустодиев. Масленица»

Тип урока: Занятие - праздник

Цель: Проследить на примере материалов литературных, живописных и музыкальных произведений как и что меняется в жизни людей, что остается неизменным.

Музыка: Н.Римский - Корсаков из оперы "Снегурочка",  фрагмент из пролога "Проводы Масленицы"; фрагмент из балета И. Стравинского "Петрушка", "Народные гуляния на Масленой".

                    Оборудование:

  • картина Б.М. Кустодиева “Масленица”;
  • портрет художника;
  • лупа и специальная рамка для рассматривания фрагментов картины;
  • компьютер, экран, презентация;
  • музыка, видеофрагмент из "Снегурочки" "Проводы Масленицы";

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

Будут сформированы:

  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с живописью Кустодиева.

Регулятивные УУД:  Научится:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные УУД:

Научится:

  • Ориентироваться в жанре картины.
  • Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями,  особенности  композиционного решения художником поставленной задачи;
  • Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
  • Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить  указанные детали, а затем самостоятельно открывать  подробности, характеризующие предмет изображения;
  • Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;
  • Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
  • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

Научится:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • Строить понятные  высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • Задавать вопросы;
  • Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия учителя начальных классов МБОУ г Иркутск « СОШ № 9», Васильевой Ларисы Минтагировны «Б. Кустодиев. Масленица»»

Конспект занятия учителя начальных классов МБОУ г Иркутск « СОШ № 9»,

Васильевой Ларисы Минтагировны

Занятие по внеурочной деятельности для учащихся 3 класса

Тема урока: «Б. Кустодиев. Масленица»

Тип урока: Занятие - праздник

Цель: Проследить на примере материалов литературных, живописных и музыкальных произведений как и что меняется в жизни людей, что остается неизменным.


Музыка: Н.Римский - Корсаков из оперы "Снегурочка", фрагмент из пролога "Проводы Масленицы"; фрагмент из балета И. Стравинского "Петрушка", "Народные гуляния на Масленой".

Оборудование:

  • картина Б.М. Кустодиева “Масленица”;

  • портрет художника;

  • лупа и специальная рамка для рассматривания фрагментов картины;

  • компьютер, экран, презентация;

  • музыка, видеофрагмент из "Снегурочки" "Проводы Масленицы";

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

Будут сформированы:

  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с живописью Кустодиева.

Регулятивные УУД: Научится:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные УУД:

Научится:

  • Ориентироваться в жанре картины.

  • Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями, особенности композиционного решения художником поставленной задачи;

  • Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;

  • Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения;

  • Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

  • Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

  • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

Научится:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

  • Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • Задавать вопросы;

  • Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Психологический настрой.


- Пожелайте друг другу удачи.

- Скажите, какие правила нужно соблюдать, чтобы урок прошел плодотворно?




Создание благоприятной атмосферы в классе.

Правила работы в парах.

  1. Уважайте своего товарища.

  2. Слово серебро-молчание золото!

Не согласен – предлагай

2.Мотивационное начало урока.



- Мы с вами совершим путешествие в далекое прошлое и сравним с настоящим. Назовем его урок - праздник. А вот какой праздник нам поможет исследовать тему, мы можем проследить, когда посмотрите отрывок из "Снегурочки".

- Вы узнали этот праздник?

- Какой праздник нам поможет сравнить прошлое и настоящее?


Дети просматривают видеоролик.

Н.Римский - Корсаков из оперы "Снегурочка", фрагмент из пролога "Проводы Масленицы";

Учащиеся формулируют тему урока.

3. Сопоставление личных наблюдений и описание Масленицы в литературных и народных произведениях.


Что поняли из фильма, как в прошлом отмечали Масленицу?

- А что это за праздник такой - Масленица, вы знаете?

- Что нового узнали из рассказов детей?

- В нашей местности в конце зимы празднуют Масленицу? Что можно наблюдать во время масленичных гуляний?



Слово учителя.

Среди древнерусских праздников особо любимых русскими людьми – Масленица. Это праздник, который «провожает зиму». Масленица длится целую неделю и приходится на ту пору зимы, когда наступают оттепели, с крыш капает капель, день начинает увеличиваться, холод постепенно отступает. Каждый год он бывает в разные дни от середины февраля до первых дней марта.

Масленицу называли разными именами: широкая, развеселая, честная. Существовало поверье, если на Масленицу не будет потех и веселья, то жить придется в горькой беде. Поэтому пекли блины с маслом и сметаной, оладьи, ходили друг к другу в гости, катались на лошадях в разукрашенных ли укрытых коврами санях, одевались в разные наряды. В городах устраивались шумные балаганы. Да еще приговаривали

2) Сообщения детей о празднике «Масленица»

1) Масленица – праздник встречи весны.

Празднование Масленицы проходило раньше так: делали куклу Масленицы из соломы, наряжали ее в женскую одежду и возили по всей округе с песнями. Спустя неделю с плясками и песнями везли куклу Масленицу в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру. Считалось, что вместе с ней улетают трудности, невзгоды и неприятности. Также иногда куклу Масленицу приносили к сожжению на высоком месте, чтобы небесный огонь приблизился к земному, а заодно сжег старое, ненужное, несчастное. Справляют Масленицу за 7 недель до Пасхи, и чаще она приходится на конец февраля – начало марта.

2) По старым традициям Масленицу празднуют целую неделю.

Понедельник – «Встреча».

В первый день строились горы изо льда, ребятишки вместе со старшими качались на качелях. Устраивали потехи над ряжеными и скоморохами.

Вторник – «Заигрыш».

В этот день начинались походы ряженых по домам с пожеланиями и последующими угощениями.

Среда – «Лакомка».

Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи – все на стол мечи».

Четверг – «Разгуляй».

Обычно катали куклу Масленицы на санях. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).

Пятница – «Тещины вечера».

В этот день зять едет к теще на блины, а теща зятя привечает, угощает.

Суббота – «Золовкины посиделки».

В субботу все начинали ходить друг к другу в гости, преподносить подарки. Молодые парни и девушки устраивали веселые посиделки, на них они пели частушки и устраивали игры.

Воскресенье – «Прощеный день»

В последний день Масленицы обычно ходили в церковь, просили у всех и вся прощенья. После возвращались к весельям и забавам, а вечером сжигали куклу Масленицы, приговаривая:

Пора Масленице со двора съезжаться!
Все, Масленица, прощай!
На тот год приезжай!


- Время бежит - жизнь меняется, мы меняемся.... А что же остается неизменным?

- Вернемся к этой проблеме в конце урока.




4.Определение цели и

постановка проблемы.


Многие русские писатели описывали этот веселый праздник:

И. Шмелев "Лето господне",

А.Н. Островский "Снегурочка",

А.Н. Толстой "Петр Первый",

-Много стихов и песен сложено об этом национальном празднике.

- Вот послушайте несколько строк.

- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

Праздник Масленицы в литературных произведениях.


Два ученика читают стихотворение о Масленице

5. Постановка учебной задачи.


Поможет нам лучше почувствовать и понять, как отмечали Масленицу на Руси картина русского художника Б. Кустодиева, народные стихи и музыка Стравинского. Работать будете в парах, помогая друг другу. Соблюдайте правила поведения в музее.

- Что нам понадобится для исследования?

- При рассматривании картины вам встретятся незнакомые слова. Где можно найти их толкование?

Учащиеся работают в парах.

Приготовлены инструменты: лупа и рамки.


6. Работа над темой урока.


  • «Балаганы»




  • «Масленица»



  • «Праздник в деревне»



. В 1898 году стал работать в мастерской И.Е. Репина, обучился мастерству по написанию портретов. Его работы были признаны во всем мире, Кустодиев неоднократно участвовал в международных выставках. За работу “Портрет И.Я. Билибина” был удостоен малой золотой медали. В 1909 году художник получил звание академика живописи. В результате тяжелой болезни в 1916 году был прикован к креслу-каталке, его мучили страшные боли. Но Б.М. продолжал работать. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он в инвалидном кресле продолжал посещать выставки, театры, совершал поездки по стране. В последние годы своей жизни он работал на холсте, подвешенном практически горизонтально над ним. Его любовь к жизни отразилась на всех картинах художника.

Учащиеся получают новую информацию о художнике.

7.Учимся работать с различными источниками информации

Толкование слов из словаря Ожегова .

Прочитайте слова: возница, «архитектура», традиции,

- Объясните значение этих слов. Назовите источник информации.

АРХИТЕКТУРА, -ы, ж. 1. Искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество. 2. Стиль постройки. А. здания.

ВОЗНИЦА, -ы, м. Тот, кто правит лошадьми в запряжке.

ШАТЕР, -тра, м. I. Большая палатка, крытая тканью, коврами. 2. Высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен)

ТРАДИЦИИ, -и, ж. 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. обычаи).

ЦЕННОСТИ -и, ж.. Картина большой ценности. 3. Ценный предмет, явление. Хранение ценностей. Культурные ценности. Духовные ценности.

- Эти слова мы будем употреблять при исследовании картины Б. Кустодиева.


Учащиеся работают с информацией из словаря Ожегова.

8. Совместное открытие знаний. Исследование картины

в парах.


Исследуем, как проводился праздник на основе картины.

- Исследуйте рельеф и природу изображенной местности. Можно ли назвать эту местность холмистой?

- С помощью большой рамки выделите горизонтальный фрагмент, который подтвердит ваше мнение. ( Если поставить рамку в правый нижний угол репродукции, в нее сразу войдут три холма.)

- Какую площадь в обозримом пространстве занимают деревья? Можно ли считать местность лесистой?

- Много ли выпало снегу?

-Какие предметы, покрытые снегом, вас в этом убеждают?

- Глубокий ли снег?

-Найдите на картине и покажите с помощью круглой рамки конкретные детали, которые могут подтвердить ваше мнение. (Глубокие следы)

- Сделайте вывод, Изменилась ли природа с тех пор?

- Рассмотрите архитектурные постройки: это город или деревня?

- Современный или древний город изображен на картине?

- Почему вы так решили?

- Этот город не существовал на самом деле. Б. Кустодиев написал эту картину под впечатлением нескольких старинных русских городов, которыми он любовался во время своего путешествия по России. А в старину считалось, что чем больше в городе христианских храмов, церквей и соборов, тем богаче и сам город.

- Какие постройки, кроме церквей, вы видите: деревянные и каменные дома? Многоэтажные дома?

- Удалось ли вам обнаружить Торговые ряды?

- Как они выглядят в настоящее время в нашем городе? (На слайде)

- Сколько храмов входит в поле зрения художника? Не торопитесь с ответом - Возьмите лупу и исследуйте задний план. Учтите, что очертания некоторых храмов нечеткие.

- Сделайте вывод: Сохранилась ли архитектура в прошлом и настоящем?

- Сколько саней с лошадками насчитали? Учтите: некоторые из них можно рассмотреть только в лупу. ( восемь саней с лошадками)

- Можно ли назвать упряжки лошадей праздничными?

- Какова одежда возниц? ( одинаковая)

- Исследуйте, что делается на площади, недалеко от монастырской стены.

- Сколько российских флагов украшают масленичные постройки?

- Можно ли сказать, что у детей свои развлечения, отличные от развлечений взрослых? ( Дети играют в снежки и катаются с горки на санях

- Верно ли, что дети играют в снежки не только на горке?

- Найдите с помощью лупы мальчишек, играющих в снежки совсем в другом месте.

- Возьмите рамочку. Выделите с ее помощью горизонтальные фрагменты, которые можно было бы назвать: " Храмы древнего города", " Детские забавы", "Катание на лошадях". - Кто главные герои фрагмента?

- Какие чувства по — вашему испытывают ребята во время катания на горе
(азарт, удаль, веселье, разгул, бесшабашность, радость, задор)

- А ощущаете ли вы те же самые чувства, когда дружно играете на улице?

-Значит, кроме рельефа, памятников архитектуры и общих народных традиций, что еще осталось у людей неизменным даже спустя тысячелетия?

(человеческие эмоции и чувства)

- А теперь выделите вертикальные фрагменты с такими названиями "Березы после снегопада", "Хорошо звучит гармонь", " Птицы в небе"

-Удалось ли художнику создать впечатление чудесного зимнего дня?

- Удалось ли художнику передать атмосферу праздничных гуляний?

- Не только художнику Б. Кустодиеву удалось передать атмосферу праздничных гуляний, но и писателям, музыкантам.

- Можно ли с помощью музыки создать впечатление народного гулянья, оживленных разговоров, катания на санях, зимних игр, веселья, смеха?


- Вот послушайте фрагмент из балета И. Стравинского "Петрушка". "Народные гулянья на Масленой". А потом попробуйте ответить на этот вопрос.

- Эту картину Б.Кустодиев написал почти 100 лет назад.

- Как вы думаете, что изменилось в жизни таких городов, как этот, в наше время?( В наше время появились новые постройки: многоэтажные дома, торговые центры, предприятия, школы. Появилось телевидение, Интернет. Появились новые возможности у людей для того, чтобы общаться друг с другом, встречаться, путешествовать).

- А что сохранилось, осталось неизменным?

Это вопрос, поставленный мною в начале урока.

- Природа, памятники культуры, традиции и обряды, любовь к праздникам, стремление общаться друг с другом - все это осталось неизменным.

- Сохранилась ли традиция празднования Масленицы?

- Получается, что сохранилось очень многое, что и хотелось доказать в ходе исследования.

-Природа, архитектура, традиции....

- Это настоящее богатство! Это наши вечные ценности!


Праздник Масленицы в живописном произведении.

Учащиеся по заданию учителя с помощью инструментов находят детали картины и на слайде проверяют себя. Указывают местоположение детали словами, (в левом нижнем углу, в глубине картины, в центре, на переднем плане и т.д.) как можно точнее характеризуют каждую подробность.


9. Рефлексия. Представление результатов работы в группах.

- Что узнали нового?

- Как будете готовиться к празднованию Масленицы?

- В какие игры будете играть?



10.Домашнее задание

По выбору: Узнать есть ли у Кустодиева ещё картины о зиме? Подобрать или сочинить стихотворение к картине.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Васильева Лариса Минтагировна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 380799


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства