создание у детей атмосферы эмоционально-радостного настроения к летним месяцам средствами художественного слова и музыки.создание у детей атмосферы эмоционально-радостного настроения к летним месяцам средствами художественного слова и музыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предшествующая работа: наблюдение на прогулке за сезонными изменениями, разучивание стихов о лете, песен: «Доброе лето» м. В.Иванникова, сл. Е.Авдиенко, «Лесная прогулка» м. К. Титаренко, сл. В. Викторова, «Пчелка» м. М. Красева, сл. Н. Френкель, музыкальных произведений Р. Шуман «На опушке леса», С. Прокофьев «Дождь и радуга».
Материалы, оборудование, ТСО: широкоформатное изображение летних месяцев (на экране мультимедийного проектора); оформление в зале трех зон по тематике (лесная полянка, летний луг, у реки); портреты композиторов: Р.Шуман, С.Прокофьев; портреты поэтов: А.Плещеев, А.Яшин; музыкальный центр; аудиозапись музыкальных произведений; фортепиано; маска пчелки; столы, стулья по количеству детей; акварель, кисти, цветные карандаши, цветные мелки, белая бумага, тонированная бумага, восковые свечи, трубочки для выдувания.
Ход занятия:
Педагог: Сегодня, ребята, мы поговорим о лете – прекрасном времени года.
Что такое лето?
Это много света,
Это поле, это лес,
Это тысяча чудес.
Это быстрая река,
Это в небе облака,
Это яркие цветы.
Это в мире сто дорог для ребячьих ног.
(А. Балашов)
Педагог: Когда наступает лето? Почему лето называют красным? (Ответ детей). Его так называют потому, что летом много солнца, много света, дышится легко – воздух прогрет и настоян на запахе трав. Лето красное – красивое. Вот потому-то люди рисуют это время года яркими, светлыми тонами, которые выражают их радостное и доброе настроение.
ПЕСНЯ «Доброе лето» м. В.Иванникова, сл. Е.Авдиенко.
Педагог: Поэты, художники и композиторы – все восхищались летом и посвящали этому времени года свои произведения.
Поэт А. Плещеев так выражает свое отношение к лету (читает ребенок):
Веселое лето, Летят в небеса.
В лугах ароматных Блестящие мошки
Пестреют цветы. Кружатся толпой –
А в рощице пташек И солнышко шлет им
Звенят голоса; Свои луч золотой.
И песни хвалою
А у А. Яшина лето такое:
Очень много солнечного света Над высоким деревом пушинка
Над землей стоит голубизна. Как звезда далекая, плывет,
Кажется, в сиянье разодета, Солнцем смотрит каждая былинка,
Изнутри земля освещена. Каждый камень птицею поет.
Педагог: Предлагаю нам с вами отправиться на прогулку и весело провести время. А после прогулки сделаем выставку работ «Лето красное», куда мы поместим свои рисунки, которые будут выражать наше летнее настроение.
Педагог: Ребята, приглашаю вас на прогулку в лес. Отправимся на лесную полянку с песней «Лесная прогулка».
ПЕСНЯ «Лесная прогулка» м. К. Титаренко, сл. В. Викторова
Педагог:В лесу нас встречает месяц, а вот какой – угадайте:
Теплый длинный-длинный день,
В полдень крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Созревает земляника.
Что за месяц? Подскажи-ка! (Июнь)
Педагог: Июнь – розан цвет. Почему его так назвали? Да потому, что в июне все цветет, благоухает, набирает силу. Как приятно в лесу июньским жарким днем! Лес с радушием встречает тебя, укрывает от зноя тенью листвы. Вот по опушке пробежал лесной обитатель. Кто бы это мог быть?
Педагог: Послушаем музыкальное произведение Р. Шумана «На опушке леса» и расскажем о том, кто из лесных обитателей живет на опушке. Какими средствами музыкальной выразительности композитор описал нам жителей?
СЛУШИНИЕ Р. Шуман «На опушке леса».
Педагог: Как вы думаете, кого изобразила музыка? (Ответ детей). Какая она по характеру? Какие средства музыкальной выразительности помогли нам понять, что композитор изобразил бабочку? (Ответ детей). А для описания муравья какая была музыка? Для стрекозы? (Ответ детей). Музыка легкая, полетная, стремительная, беззаботная, воздушная. Темп живой, скорость – умеренная, лад – мажорный, движение мелодии волнообразное.
Педагог: Мы продолжаем наше путешествие (переходим к другой части зала). Нас встречает летний луг. А о каком летнем месяце сейчас мы будем говорить – отгадайте загадку:
Жаркий, знойный, длинный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Дни его – вершина лета.
Что, скажи, за месяц это? (Июль)
Педагог: Июль – макушка лета, устали не знает, все прибирает. На полях поспевает рожь, на огороде – овощи, в саду – ягоды и фрукты. Луга надели ромашковое, васильковое платье. Примолкли пичужки: им не до песен – во всех гнездах птенчики. Ярило – солнце в эту пору не шутит – сжечь могут его ласки.
Ребята, какие цветы растут на лугах? Назовите их. (Ответ детей).
Педагог: В поле летом без устали трудятся шмели, пчелы, которые собирают нектар с полевых цветов. Композитор М. Красев подарил нам песню «Пчелка». Давайте исполним ее и инсценируем. Выберем пчелку, которая будет летать и исполнять свою партию.
ПЕСНЯ «Пчелка» м. М. Красева, сл. Н. Френкель.
(Инсценирование песни).
Педагог: Наша прогулка продолжается. (Педагог с детьми переходит дальше).
Как вы думаете, всегда ли летний дождик полезен для людей, зверей, растений, насекомых? (Ответ детей).
Много дождя – сырое лето, нет урожая, в грозу ветер рвет провода, а град может уничтожить посевы. Нет дождя – тоже плохо, засыхают растения и погибают животные, насекомые. Дождик – это хорошо, он поливает огород, очищает воздух и появляется красивая радуга.
Послушаем произведение С. Прокофьева «Дождь и радуга». Какая музыка? Как нарисовал нам композитор дождь, а после – радугу?
СЛУШАНИЕ С. Прокофьев «Дождь и радуга».
(Ответ детей). В музыке слышна свобода, ширь и легкость после дождя, воздушная, светлая и яркая тема радуги. Темп оживленный, динамика подвижная ( piano – forte).
Педагог: В начале или в конце лета больше дождей? (Ответ детей).
Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи? (Август).
Педагог: Для этого летнего месяца туман – характерный признак. От речки идет теплый, нагретый за день солнечными лучами воздух, а от земли – уже прохладный, поэтому и появляется туман.
Август – лето на перелом. Еще будет тепло, но первый утренник посеребрил болото, березы вплели желтые ленты в еще совсем зеленую листву, птицы готовятся к отлету. Свою прощальную песню поют журавли, и мы вместе с ними проводим лето и будем радоваться нарядной и обильной осенью.
Педагог: Я предлагаю вам запечатлеть ваше летнее настроение на бумаге. Вы можете сами выбрать материал и способ, которым будете работать. (На столе лежат акварель, цветные карандаши, цветные мелки, белая бумага, тонированная бумага, восковые свечи, трубочки для выдувания). Можете изобразить любой летний месяц, природу летом, детей, радующихся дождю и т.д.
Педагог: Мы сегодня побывали на летней прогулке. Вам понравилось? Что больше всего запомнилось? (Ответ детей). Вспомнили о трех месяцах лета и послушали, как описывали июнь, июль, август поэты, восхищались композиторы. Такое разное оно – лето, но вместе с тем самое радостное и любимое всеми время года.