Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Музыка войны, музыка на войне, музыка про войну"»
Тема: «Музыка войны, музыка на войне, музыка про войну».
Урок музыки в 7-м классе, IV четверть.
Цель: Осознание великой силы музыки.
Задачи:1. Воспитательная: воспитание патриотизма, уважения к старшему поколению, к творческому наследию народа.
2. Образовательная: знакомство учащихся с историческим прошлым через музыкальные произведения.
3. Развивающая: развитие творческого нестандартного мышления и воображения учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений.
Результаты:
Личностные: Развивать умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные: Познавательные УУД: 1. Развивать умения извлекать информацию из видео-фрагментов, текстов, музыкальных произведений.
2. На основе анализа произведений делать выводы.
Регулятивные УУД: 1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: 1Формировать умение работать в паре и группе.
2.Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.
3.Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.
Предметные: закреплять умение слушать и слышать, анализировать и делать выводы.
Ход урока:
1. Приветствие.
2. Слайд №2 Определение темы урока по эпиграфу.
3. Слайд №3 Учитель: Что же является «музыкой войны»? (Звук авианалёта, бомбардировки, пулемётной очереди и т. д.). Звучит фрагмент «Полёт Валькирий». Учащиеся определяют название и композитора. Рассказ учителя о музыке Р. Вагнера на войне.
4. Слайд№4 «Музыка и фашизм» (Об использовании музыки в концлагерях).
5. Слайды№5-6 Учитель: Как вы думаете, какое музыкальное произведение появилось в первые дни Великой Отечественной войны (песня «Священная война» А. Александров). Почему в первые дни войны по радио звучала именно эта музыка («Вставайте, люди русские!» С. Прокофьев)?
6. Слайды №7 "Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне!" Учитель приводит примеры того, какое значение имела песня на фронте. На этом уроке мы с вами и поговорим о значении музыки на войне, о том, что своим творчеством композиторы, поэты, артисты тоже приближали нашу победу над фашизмом (Фрагмент поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин»).
7. Слайд№8 Предлагаю разделить класс на две команды, а в конце урока мы подведём итоги. За каждый правильный ответ команда получает балл (Придумать название команды). Учащиеся читают текст («Вальс и война») под музыку и отвечают на вопросы учителя.
8. Слайд №9-17 По видео - или аудио - фрагменту надо определить название песни военных лет и автора. (Песню «Катюша» М. Блантера исполняет весь класс). Подведение итогов.
В исполнении учащихся звучат стихи А. Острового:
А песня ходит на войну,
А песня рушит доты,
Я тоже песню знал одну,
Как подданный пехоты.
На том гремучем рубеже,
Когда трясет планету,
Она приходит - и уже
Ни зла, ни страха нету.
В нее стреляет миномет,
Ее сечет граната,
А песня - влет. И все поет,
И все ведет солдата.
Она ведет. Она поет.
Она как свет, живуча.
Над нею рыщет самолет,
Летит снарядов туча.
В нее стреляют сто полков…
Висит разрывов проседь…
Но в мире нет таких стрелков,
Чтоб мир обезголосить.
9. Слайд№18 Минута молчания.
10. Слайд№19 Исполнение песни «Я вернусь победителем» А. Ермолов.
11. Слайд №20 Исполнение 1 куплета песни «День Победы» и выход под неё из класса.
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся дома учат текст песен: «Я вернусь победителем» А. Ермолов, «День Победы» Д. Тухманов; смотрят фильмы: «В бой идут одни старики» режиссёр Л. Быков, «Отец солдата» режиссёр Резо Чхеидзе.