Конспект урока музыки в 6 классе: «Старинной песни мир»
Конспект урока музыки в 6 классе: «Старинной песни мир»
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: метод обобщения через жанр, метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод тождества и контраста, метод междисциплинарных взаимодействий, пластическое интонирование, беседа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развивать способность осознанно воспринимать музыку
воспитывать эмоциональную отзывчивость в процессе музыкальной деятельности;
воспитывать уважение к музыкальной культуре разных стран;
воспитывать культуру слушателя, исполнителя;
воспитывать уважение к одноклассникам в процессе межкультурного общения.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: метод обобщения через жанр, метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод тождества и контраста, метод междисциплинарных взаимодействий, пластическое интонирование, беседа.
Основные понятия: жанр, интонация, музыкальный образ, баркарола, баллада, контраст.
Музыкальный и художественный материал: «Баркарола» Ф. Шуберт, баллада «Лесной царь» Ф. Шуберт, «Баллада о гитаре и трубе» музыка
Я. Френкеля, стихи Ю. Левитанского; картины: М. Воробьев «Дуб, раздробленный молнией», К. Богаевский «Классический пейзаж»,
К. Коро «Порыв ветра», Й.А. Кох «Горный пейзаж».
УМК, ТСО: Сергеева Г.П., Критская Е. Д. Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение,2019; Сергеева Г.П. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс.- М.: Просвещение, 2016; фонохрестоматия; ноутбук; экран; проектор; электронное фортепиано.
Ход урока
1.Организационный этап.
Музыкальное приветствие учащихся, проверка уровня готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок искусства.
2.Актуализация знаний.
Ребята, расскажите о ваших встречах с музыкой на каникулах (учащиеся могут высказать впечатления о концертах, о прослушанной музыке).
Давайте вспомним, какой музыки в 1 четверти на уроках звучало больше - вокальной или инструментальной? Мы знакомились с образами вокальной музыки русских композиторов (назвать произведения).
Музыкальный образ - главное понятие этого учебного года.
Повторение музыкального словаря: музыкальный образ, интонация, вокальные жанры, инструментальные жанры (учащиеся дают определение музыкальным понятиям).
На последнем уроке мы начали знакомство с музыкой зарубежных композиторов. С каким новым жанром познакомились? Баркарола. Объясните это слово. Где распространены песни на воде? В Италии.
Звучит фрагмент «Баркаролы» Ф. Шуберта
Кто написал эту баркаролу? Ф. Шуберт - австрийский композитор.
С какими произведениями Ф. Шуберта мы встречались в 5 классе? «Форель», «Фореллен - квинтет».
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Франца Шуберта. А начать его я хочу со слов композитора:
«Я пел песни и пел их много, много лет. Когда я пел о любви, она приносила мне страдания, Когда я пел о страдании - оно превращалось в любовь. Так любовь и страдание раздирало мне душу» Ф. Шуберт
Ребята, что вы можете сказать о композиторе по этому высказыванию?
Учащиеся могут отметить, что Ф. Шуберт любил песни, был человеком очень искренним, впечатлительным, всей душой переживал и чувствовал музыку.
Что вам хотелось бы узнать сегодня на уроке? Попробуем поставить цель. (учащиеся отвечают)
Цель урока – познакомиться с творчеством композитора, миром музыкальных образов одной из песен Ф. Шуберта.
4. Работа над темой урока.
Франц Шуберт жил и творил в эпоху романтизма, когда музыканты часто обращались к внутреннему миру человека, к его чувствам, переживаниям.
Сообщение учащегося «Ф. Шуберт- романтик из Вены»
В 18-19 в. в. были популярны музыкальные вечера, где звучала музыка, куда приходили люди, увлеченные искусством. Прекрасные вечера времен Ф. Шуберта назывались шубертиадами, где молодой композитор и дарил друзьям свое творчество. Франц Шуберт был скромным и очень талантливым человеком. Он прекрасно играл, любил импровизировать и сочинять. Именно в такие вечера было написано множество танцев - лендлеров, вальсов, галопов, экосезов. Но песня в творчестве композитора занимала главное место. У него их написано более 600!
Ребята, найдите в тексте учебника на с.40 - что характерно для песен Ф. Шуберта (один учащийся читает).
Ф. Шуберт считается создателем особой песни - вокальной баллады. Изучим краткую историю баллады. Анализируя материал учебника, заполните таблицу в тетради, которая отразит основные моменты развития жанра.
Баллада
Древний мир
Средние века
XVIII-XIX в.в.
танцевальная песня
песня повествовательного характера
вокальная или инструментальная пьеса романтического характера
Характерные особенности баллады: повествовательность, картинность, драматичность выражения чувств, связь музыки и поэтического текста, контрастные образы.
В музыкальном словаре - новое понятие: Баллада - это вокальная или инструментальная пьеса романтического характера. (записать в словарь)
На каких уроках вы еще встречались с жанром баллада? (на уроках литературы - учащиеся могут вспомнить балладу «Кубок» в переводе В.А. Жуковского, которую читали в 5 классе).
Сегодня мы послушаем балладуФ. Шуберта, которую он написал в 18 лет, за один вечер, вдохновленный стихотворением немецкого поэта Й.В. Гете.
Звучит Баллада «Лесной царь» Ф. Шуберта в исполнении И.С. Козловского.
Ребята, о чем вам рассказала музыка? Какая картина возникла перед глазами? (учащиеся высказывают впечатления о музыке). Какое бы название вы дали этой балладе? (ответы).
Баллада называется «Лесной царь». Перевод сделал уже знакомый вам русский поэт В.А. Жуковский (зачитать отрывок баллады в учебнике).
Обратите внимание на количество куплетов. Чем баллада отличается от песни? Много куплетов, более крупное вокальное произведение.
5.Первичная проверка понимания.Интонационно-образный анализ произведения.
Кто исполнял балладу? Солист. Исполнял И.С. Козловский – великий певец. Аккомпанирующий инструмент - фортепиано.
Какие действующие лица есть в балладе?
Какой музыкой композитор передает состояние героев и содержание произведения?
Давайте послушаем вступление, которое уже настраивает слушателя на балладу (наиграть вступление).
Охарактеризуйте интонацию вступления. Тревожная. Мелодия звучала в низком регистре, в миноре.
Каким был ритм? Короткие длительности, острый ритм.
Аккомпанемент фортепиано играет большую изобразительную роль. Давайте попробуем передать характер аккомпанемента, простучать ритм под музыку (можно это сделать карандашом по парте или хлопками).
Какое ощущение возникает? Ощущение постоянного движения, ритма скачки.
Пользуясь эмоциональным словарем, подберите слова, характеризующие музыку баллады (звучит фрагмент- работа со словарем эмоций). Тревожно, стремительно, взволнованно и т.д.
Можно ли сказать, что баллада Ф. Шуберта - это драматическая сцена? Да. Здесь несколько действующих лиц. Под музыку мы попадаем в особый мир- мир фантастический - мир лесного царя и мир реальный - где видим отца и сына, умирающего на его руках. Фантастический сюжет - это тоже характерная черта произведений романтизма.
Согласны ли вы, ребята, что музыка изображает по- своему каждого героя? У каждого из героев баллады своя музыкальная характеристика.
Послушайте интонации отца ребенка, и лесного царя. Посмотрите на нотную запись в учебнике на с. 44 (сыграть и напеть – см. учебник с.44)
В чем особенность каждой интонации? 1 группа дает характеристику интонации отца, 2 группа – интонации ребенка, 3 группа – интонации царя.
(учащиеся работают с таблицей средств музыкальной выразительности, отмечают особенности мелодии, динамики, тембра, регистра.)
Отец - спокойствие, утешение (какими средствами выразительности это передает композитор).
Лесной царь - ласковая интонация, но слышна обманчивость (какими средствами выразительности это передает композитор).
Итак, мы услышали резкую смену интонаций и эпизодов при повторяющейся мелодии. Какие приемы развития музыки использовал композитор? Приёмы развития - повтор и контраст (резкое противопоставление).
Какие контрастные образные сферы можно выделить в музыке баллады? Жизнь и смерть, свет и тьма.
Как заканчивается баллада? (послушать последний эпизод) Происходит остановка. Звучит последняя фраза: «В руках его мёртвый младенец лежал».
Ребята, какой музыкальный образ в этом произведении? Драматический.
Удалось ли исполнителю передать картину леса, драматические события? Что очень важно в исполнении музыки? (выразительность, интонация, мастерство исполнителя)
Музыка - искусство очень выразительное и изобразительное. Средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор, очень правдиво передали содержание.
Ребята, рассмотрите картины в учебнике на с.46-47. Сравните их с балладой Ф. Шуберта.
Какие картины созвучны по настроению балладе Ф. Шуберта? Что их объединяет? (ответы учащихся).
6. Вокально-хоровая работа.
Можно ли в современной музыке встретить баллады? (учащиеся могут вспомнить рок - баллады)
Если проследить эволюцию этого жанра, то балладу можно услышать в разное время (инструментальные баллады Ф. Шопена, джазовые баллады, современные песни, написанные в духе баллады).
Сегодня я предлагаю разучить «Балладу о гитаре и трубе»
музыка Я. Френкеля, стихи Ю. Левитанского)
(слушание в исполнении Е. Камбуровой).
Баллада была написана в 1970 г. Какая вечная тема живет в этой музыке? Тема героизма и патриотизма.
Именно она стала главной в творчестве многих музыкантов, поэтов, писателей, художников. Миллионы людей отдавали свои жизни в борьбе с фашизмом, в борьбе против зла. Почему эту песню можно отнести к жанру баллады?Повествование, затем - тревожность, драматизм кульминации.
Ребята, как нужно исполнять эту балладу? (учащиеся составляют первоначальный исполнительский план – эмоционально, осознанно, вдумываясь в каждое слово.)
Прежде чем начать разучивать балладу, сделаем дыхательную гимнастику и распоемся.
Упражнение «Свеча»
Распевание - вокализ.
Пофразное разучивание 1-2 куплетов (работа над интонацией, ритмическими трудностями – показать жестом ритм). Исполнение по подгруппам.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
С каким композитором мы продолжили знакомство сегодня на уроке? В какую эпоху он жил? Какой новый вокальный жанр создал Ф. Шуберт? Что для него характерно?
Какие виды искусства сегодня «встретились» на нашем уроке? Литература, музыка и живопись.
Какая музыка, звучащая на уроке особенно запомнилась и понравилась? Показалась непонятной? Есть ли ребята, для которых баллада «Лесной царь» оказалась сложной для понимания и восприятия? Что вас удивило на уроке?
П.И. Чайковский о Ф. Шуберте сказал такие слова: «Что за неисчерпаемое богатство мелодического изобретения было в этом безвременно окончившим свою карьеру композиторе! Какая роскошь фантазии и резко очерченная самобытность».
Ребята, я думаю, что баллада Ф. Шуберта помогла нам сегодня перенестись в удивительный мир музыкальных образов, увидеть «старинной песни мир» и понять основные черты творческого почерка композитора.
Оцените свою работу на уроке, заполните лист самооценки.
Заполнение листа самооценки.
8. Домашнее задание. Учебник – с.40-47, послушать балладу «Лесной царь», нарисовать рисунок - передать красками содержание и характер музыки; учить «Балладу о гитаре и трубе».
Список литературы
Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск III.-
М.: Музыка, 2008.
Сергеева Г.П., Критская Е. Д. Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение,2019.
Сергеева Г.П. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс.-