Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Музыка моего народа"»
Урок музыки 3 класс.
Тема: Музыка моего народа
Тип: урок – закрепления
Жанр: тематический урок
Цель:
На основе чувственных ощущений сформировать представление о жизненных истоках народной и композиторской музыки.
Задачи:
- научить выделять художественные связи между музыкой и живописью;
- закрепить умение различать интонационные особенности народной музыки;
- развивать творческие умения учащихся, способность к самовыражению;
- воспитывать у школьников уважение к традициям и культуре своего народа, способность чувствовать красоту родной земли и гордость за свой народ.
Ход урока
- Сегодня на уроке мы поразмышляем и попытаемся ответить на вопрос, который прозвучал в одном из литературных произведений великого русского писателя Л.Н.Толстого (зачитать цитату Л.Н.Толстого, написанную на доске):
«Что такое музыка? Что она делает?
И зачем она делает то, что делает?»
Л.Н.Толстой
- Начнем мы наш урок-размышление не как обычно, с музыки, а с обращения к картинам известных дагестанских художников.
- Что изображено на всех этих картинах? (Природа, аул…..)
- Какие особенности в изображении природы можно отметить на этих картинах?
- Что объединяет все картины? (Мы видим ниши горы, аулы, дагестанскую пироду. Реки.Это Дагестан.)
- Что вы ощущаете, когда смотрите на эти картины? (Теплоту, спокойствие, любовь к родной земле, свободу, вдохновение, хочется петь…)
- Как хорошо вы сказали, как будто вся наша природа здесь просится в песню и воспевается художниками и поэтами:
Горный край , мой Дагестан.
Всех веков свиделель ты
Ты прекрасней многих стран
И как солнце светел ты.
« Утро» исполнение.
- Сейчас мы сами будем рисовать. Возьмите воображаемый карандаш. Сделать зарисовку вам поможет музыка. Но не торопитесь, сначала вслушайтесь, музыка подскажет руке, какие линии вы будете рисовать. Можно даже закрыть глаза. Слушайте и творите.
Музыка гор. Дудук.
- Что вы сейчас увидели и изобразили в своем воображаемом рисунке? (горы, аул, солнце….…)
- Почему вы все использовали горизонтальные длинные линии? (Они передают ширь, простор, тишину…)
- Вы правильно поняли линию мелодии этой протяжной народной мелодии.
- А что вы чувствовали, когда слушали и рисовали? ( тоску , любовь к родине.…)
- Сопоставим картины художников и ваши зарисовки по музыке. Что в них общего? (это природы и жизни…)
- Вы определили, что картины и песня по настроению и чувствам различные. Спросите свое сердце, а в чем по ощущениям картины и музыка близки? (особая сердечность, задушевность, искренность, любовь…)
- Жизнь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный,
Тьму ли без рассвета –
То и отразиться в песне у поэта.
- Народная музыка отражает очень разные настроения, чувства, мысли и характеры людей. Она звучит и в праздники, и в будни, в горе и в радости. Поэтому она очень разная.
Давайте послушаем музыку.
- Народная музыка – как вы понимаете эту фразу? Если мы говорим народная песня, кто ее автор? /народ/
-Как она могла путешествовать из одного села в другое? А она могла меняться? Почему? /потому что в каждом селе песню могли петь по-своему, слова могли не меняться, а мелодия менялась всегда/. Как мы в музыке называем такое явление? Правильно, своя аранжировка. А кто делал музыкальные инструменты? Как называли таких мастеров? Ашуги.
Дагестан в дословном переводе означает “Страна гор”. Он простирается от седых Кавказских вершин до буйного Каспийского моря. В этом замечательном и своеобразном уголке нашей Родины проживает свыше 30 народностей.
В столице Дагестана Махачкале говорят так: “Кто гостем к нам пришел, другом уйдет”.
Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов писал так:
Горы возвышаются как хоры, Затмевая песнями луну, Но когда поедите к нам в горы, Песню взять должны вы хоть одну”.
У каждого народа есть свои музыкальные инструменты. Какие дагестанские музыкальные инструменты вы знает?
Тар — струнный щипковыймузыкальный инструмент, распространённый в Азербайджане, Дагестане, Иране, странах Ближнего Востока, Турции. Слово «тар» в переводе с персидского языка означает «струна», «нить».
Учитель: теперь перейдем к следующей части нашего урока.
Слушание: «Танцевальная»
- Я вижу улыбки на ваших лицах. Почему вы так оживились? (Музыка веселая, живая, праздничная…)
- Назовите особенности исполнения этой музыки. (Играют народные инструменты (называют), это народная музыка.)
- И действительно, не сидится под такую музыку. Что хочется делать? (Танцевать)
- И не просто танцевать, а танцевать от всей души!
Давайте и мы поучаствуем м веселье.
Как называется общедагестанский танец ?-лезгинка. Молодцы, правильно
Лезгинка – народный танец (прозвучала лезгинка).Это танец соревнование, демонстрирует ловкость, виртуозность, неутомимость танцовщиков. Исполняется как сольный мужской танец, так и в паре с женщиной.
.Но укаждого народа есть свои танцевальные традиции
Посмотрите скажите какой это танец – Балхарский.
Мы с вами сейчас наацчимся элементам этого танца.
Физминутка. Балхарский танец.
- Что вы почувствовали на душе, когда исполняли эту музыку? (веселье, радость, задор, энергию, праздничность…)
Мы с вами на уроке слушали, пели и танцевали. Мы познакомились с музыкой народной. Но в Дагестане очень много людей, которые сочиняют профессиональную музыку. Как называется человек, который сочиняет музыку?- композитор.