kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Импрессионизм в музыке и живописи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по теме урока "Импрессионизм в музыке и живописи" 5 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Импрессионизм в музыке и живописи"»

Технологическая карта урока №1

Программная тема урока 

 «Импрессионизм в музыке и живописи.»

Тема учебной деятельности : 

Предмет Музыка 

Класс 5 

Авторы-разработчики Гурина Е.В.

  • Конспект урока музыки в 5 классе

  • по теме: «Импрессионизм в музыке и живописи.»

  • Цель урока: раскрыть особенности импрессионизма как стиля искусства.

  • Задачи урока:

  • Метапредметные:

  • - создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод;

  • - развивать способность к интерпретации;

  • - формирование представление о рисунке и схеме;

  • - развитие воображения, художественной интуиции.

  • Предметные:

  • - раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.

  • Личностные:

  • - формирование художественного вкуса

  • - формирование эмоционально – целостного отношения к искусству и к жизни.

  • Оборудование: компьютер, проектор.


 


 

 

Тип урока - «открытие нового знания»

Применение педагогических технологий:

Метод интерактивных технологий (используется в работе с презентацией (диалоговое обучение)

Объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрация учебного материала)

Метод проблемного изложения (проблемные вопросы)

Метод «Комплексного обучения» (воздействие на эмоциональную сферу человека одновременно несколькими видами искусства)

Метод моделирования  (ставить себя на место творца и подбирать  средства выразительности  к данному произведению).

Содержимое разработки

  


ТЕМА УРОКА:

Тип урока: Урок форми­рования новых знаний.

Форма урока : Фронтальное учебное занятие.

Вид урока: Традиционный.


Организация образовательного пространства для учителя:

Компьютер

Мультимедийное сопровождение

Репродукционный материал: карточки «Соотнеси картинку с музыкальным произведением, назови произведение, композитора"

Музыкальные произведения: Музыкальный материал: Клод Дебюсси прелюдия «Лунный свет», фрагмент симфонической сюиты «Море»- «Диалог ветра с морем », «Океан- море синее» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко», «Девушка с волосами цвета льна» Клод Дебюсси, физминутка «У оленя дом большой», Петряшева А. «Песенка про песенку».



Применение педагогических технологий :

  • Метод интерактивных технологий ( используется в работе с презентацией (диалоговое обучение)

  • Объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрация учебного материала)

  • Метод проблемного изложения

  • (проблемные вопросы)

  • Метод «Комплексного обучения» (воздействие на эмоциональную сферу человека одновременно несколькими видами искусства)

  • Метод моделирования (ставить себя на место творца и подбирать средства выразительности к данному произведению)




Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап.


































2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.








































3) Актуализация знаний.










Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие в удивительный мир красок и звуков.





Слайд1

Художник Андрей Выстропов. "Дождь пройдёт"

Не обойтись без скрипача...В картине Андрея Выстропова переплелись и музыка, и философия, и даже религия... Люблю скрипку всей душой! (Звучание скрипки)

Какие виды искусства вы сейчас увидели и услышали?)

Д: Музыка и живопись.

Слайд 2

Мы отправляемся художественный музей Лувр, который находится в Париже. Взгляните на эти картины и подумайте, почему они представлены в различных залах.

Слайды 3

Ребята, мы отправляемся в первый зал музея посмотрите знаменитые картины эпохи Возрождения, «Мона Лиза» (Джоконда) Леонардо да Винчи, «Прекрасная садовница» Рафаэля.

Художники того времени поклонялись красоте человеческого тела, сложные позы, жесты и выражения лиц, выразительная гамма. Природе также уделяется большое внимание. Сине-голубые небеса, пронизанные лучами солнца, проникающие сквозь белые облака, были великолепным фоном для парящих божественных существ.

Слайд 4

Ребята, отправляемся а другой зал. Посмотрите на картины, какие краски, цвета. Картины написаны короткими густыми мазками, краски при нанесении слегка смешиваются. Чистый черный цвет практически отсутствует, новый слой накладывается, когда предыдущий еще не успел полностью высохнуть. Все это способствует созданию мягких краев и плавному слиянию цветов.

Художники, писавшие такие картины стали называть себя импрессионистами, а стиль в котором они работали, появился в конце 19 века и получил название импрессионизм от французского impression .

Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока «Импрессионизм в музыке и живописи».

Слайд5

Мы сегодня познакомимся с новым направлением в искусстве

Ребята, а как вы думаете, что нам для этого нужно? (дети сами ставят задачи на урок.

Поставьте цели урока по опорным словам (на доске) раскрыть особенности импрессионизма как стиля искусства.

Слайд 6

познакомиться… (творчеством художников-импрессионистов;

послушать… (музыкальные произведения композиторов-импрессионистов;)

сравнить…(музыку с картинами художников-импрессионистов.)





Учебник с.142 приложение 1Пользуясь учебником вставить слова.

Приём……………………………….

В изобразительном искусстве есть……………,которое оказало большое……….. на музыку, - это……………(впечатление). Художники, работая на …………….воздухе, старались отразить в своих…………………,момолётные………,от реально существующего мира, добиваясь ощущения растворённости предметов в сверкающем солнечном свете,…………………..воздуха. Всё это порождало светлую, трепетную……………………..




Предполаемые ответы детей: послушать музыку, посмотреть картины, узнать о художниках, к оторые сочиняли такую музыку, определять в чем особенности и чем музыка импрессионизма отличается от музыки услышанной ранее.

Приём (диаграмма )

Предполагаемые ответы детей: В первой группе детали прорисованы более тщательно, контрастно. Во второй группе рисунок как будто не имеет чётких границ, всё перетекает из одного в другое, всё как будто шевелится и немного размыто.)

.




4) Первичное усвоение новых знаний.



















5) Первичная проверка понимания


Представляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

После парижской выставки на бульваре Капуцинок в 1874 году, на которой экспонировалась данная картина Моне.

Открываем учебник стр.143 (Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская)

Клод Моне. «Впечатление. Восход солнца» Claude Monet «Impression. Soleil Levant». (1872)


Эта работа Клода Моне (в 1985 году была украдена, числится в розыске) дала название течению, эпохе импрессионизма.

Дети заполняют таблицу

( приложение?)

Ребята, попробуйте сами назвать черты импрессионизма в этой картине.

В каком направлении поднимается солнце? ( из утренней мглы – навстречу зрителю.

(Предполагаемые ответы детей: нет четких границ, художник использовал в своей работе светлые тона красок, использовал технику пятен-мазков.)

Слайды №  7-10 Клод Моне «Море»

Давайте посмотрим как К.Моне рисовал море?

Можем ли мы сказать, что эти картины музыкальны? Ведь не зря живопись сравнивают с застывшей музыкой. Кто из вас, рассматривая эти картины «слышит музыку»? Какую музыку? Как вы считаете, какой должна быть музыка, основанная на впечатлении?

Давайте посмотрим, как определяет понятие « море» толковый словарь Д. Н. Ушакова.

У.Кто из вас не видел море? Что вы ощутили, увидев море впервые? Какие чувства вызывает у вас спокойное море? Какие чувства вызывает у вас бушующее море?

Слайд 11 Дебюсси

Открываем учебник с.142 читаем текст

Клод Дебюсси(1862-1918).

Задание: прочитать и составить ряд вопросов к тексту.

В  1903-1905 года Клод Дебюсси  создают симфоническое сочинение «Море».

Учебник с.142 Клод Дебюсси (батарея вопросов)

Пожалуй, лучше не скажешь о триптихе «Море». Слушая музыку, попробуйте представить море, каким видел его Дебюсси.

 «Диалог ветра с морем» из оркестровой сюиты «Море» К. Дебюсси (слушание)

Приложение ?

(Запишите эти эпитеты в тетрадь и используйте их при слушании музыки)

Вспоминают

Определяют









Проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности.

































Вступают в диалог. проговаривают и осознают

6) Первичное закрепление.


Ребята, какие слова вы подобрали к этой музыке? (Предполагаемые ответы детей: Утончённая, поэтичная, изысканная, звуки словно повисают в воздухе, оригинальные созвучия).



Создает проблемную ситуацию

Красок музыка полна

И живет во всех она.

Кто рисует все в себе,

Кто рисует на холсте, -

Но везде пусть вашей кистью

Управляют чувства,

Как внутри, так и вовне.

Музыка! Что такое музыка? Можем ли мы ее увидеть? На этот вопрос попробуем найти ответ в песне «Музыка» которая написана композитором Г.Струве ,на слова И.Исаковой.

- Было ли в песне ощущение законченности? Обычно всегда в конце песни стоит точка. Почему ее здесь нет? Подумайте.(ответы учащихся)

Вступают в диалог, проговаривают и осознают

  1. Планирование.

Представляет материал, побуждающий к высказыванию предложений о способах


Работа в группах. Обобщают результаты извлечения информации из учебника, составляют план деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия «нового» знания.

  1. «Открытие» новых знаний.

Ребята, какие слова мы можем подобрать к этой музыке?

Какими средствами композитор передал свое впечатление от картины моря?

(ответы)

В какой музыке ярко разворачивается сама жизнь морской стихии, а в какой передается впечатление от нее?

(ответы)

Ребята, сегодня на уроке мне очень важно ваше впечатление от услышанной музыки.

Я заранее для вас приготовила необходимый раствор. Ваша задача во время звучания музыки выбрать из всего многообразия красок выбрать нужный цвет. Можно использовать несколько, учитывая, что от количества краски зависит интенсивность оттенка. И эти цвета добавить палочкой в раствор и смешать. Далее я подойду к вам, и вы выливаете получившийся раствор в любое место данной ёмкости.

Н.А. Римский-Корсаков «Садко» 

(слушание)

Каков характер этого фрагмента?

Сейчас вы послушаете еще раз эту музыку, и вы выберите из всего многообразия цветов, находящихся перед вами, именно тот, который характеризует возникшее у вас настроение.

Что вы представляете, слушая эту музыку?

(ответы детей)

( Технология приготовления раствора «Волшебные краски».




Обсуждают…

Обосновывают…

Оценивают…

Осуществляют…

Обнаруживают…

Представляют…






































  1. Физкультминутка.

Музыкальная физкультминутка

А сейчас я вам предлагаю отдохнуть.

(Физ.минутка. Исполнение песни «У оленя дом большой» с движениями)




Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме.

  1. Закрепление.

Быстро пролетел урок
Подведем теперь итог
Чем сегодня занимались
В чем с охотой упражнялись
Что узнали и познали
Почему умней вы стали!

Каким направлением в искусстве на нашем уроке были объединены музыка и живопись?

Какое произведение изобразительного искусства вас впечатлило? Почему?

Какое музыкальное произведение произвело на вас наибольшее впечатление? Почему?

Демонстрируют знания , понимание .

Формулируют ответ, применяя полученные знания .

Работа в группах

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)


У.Художники - импрессионисты, используя цветовую палитру, а композиторы – импрессионисты, используя звуковую палитру передают игру света и тени. Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию.

1 особенность

Художники второй выставки стремились изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Эти картины кажутся нам как бы несколько завуалированными, задымлёнными, фантастичными. Эти картины нарисовали художники -импрессионисты.

2 особенность Больше всего художники новой волны хотели выйти на открытый воздух и писать то, что происходило перед их глазами. Они стремились передать свежесть и спонтанность природы, отображая мимолетность каждого мгновения.

Д/з Нарисовать иллюстрации созвучные музыкальным пейзажам прослушанных музыкальных произведений Клода Дебюсси. Спасибо за урок, до свидания!








 










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Импрессионизм в музыке и живописи"

Автор: Елена Викторовна Гурина

Дата: 04.11.2021

Номер свидетельства: 590481

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Импрессионизм в музыке и живописи "
    ["seo_title"] => string(36) "impriessionizm-v-muzykie-i-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "172323"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423807968"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока музыки в 5 классе Тема урока: Импрессионизм в музыке и живописи "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-tiema-uroka-impriessionizm-v-muzykie-i-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "207398"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430425500"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока музыки "Импрессионизм в музыке и живописи" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-muzyki-impriessionizm-v-muzykie-i-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "205912"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430054958"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Открытый урок по музыке на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи»"
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyi_urok_po_muzyke_na_temu_impressionizm_v_muzyke_i_zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "480832"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1539692340"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по истории "Серебряный век русской культуры""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt_uroka_po_istorii_sieriebrianyi_viek_russkoi_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "361495"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479824886"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства