Организационный этап. 2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. | - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие в удивительный мир красок и звуков. Слайд1 Художник Андрей Выстропов. "Дождь пройдёт" Не обойтись без скрипача...В картине Андрея Выстропова переплелись и музыка, и философия, и даже религия... Люблю скрипку всей душой! (Звучание скрипки) Какие виды искусства вы сейчас увидели и услышали?) Д: Музыка и живопись. Слайд 2 Мы отправляемся художественный музей Лувр, который находится в Париже. Взгляните на эти картины и подумайте, почему они представлены в различных залах. Слайды 3 Ребята, мы отправляемся в первый зал музея посмотрите знаменитые картины эпохи Возрождения, «Мона Лиза» (Джоконда) Леонардо да Винчи, «Прекрасная садовница» Рафаэля. Художники того времени поклонялись красоте человеческого тела, сложные позы, жесты и выражения лиц, выразительная гамма. Природе также уделяется большое внимание. Сине-голубые небеса, пронизанные лучами солнца, проникающие сквозь белые облака, были великолепным фоном для парящих божественных существ. Слайд 4 Ребята, отправляемся а другой зал. Посмотрите на картины, какие краски, цвета. Картины написаны короткими густыми мазками, краски при нанесении слегка смешиваются. Чистый черный цвет практически отсутствует, новый слой накладывается, когда предыдущий еще не успел полностью высохнуть. Все это способствует созданию мягких краев и плавному слиянию цветов. Художники, писавшие такие картины стали называть себя импрессионистами, а стиль в котором они работали, появился в конце 19 века и получил название импрессионизм от французского impression . Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока «Импрессионизм в музыке и живописи». Слайд5 Мы сегодня познакомимся с новым направлением в искусстве Ребята, а как вы думаете, что нам для этого нужно? (дети сами ставят задачи на урок. Поставьте цели урока по опорным словам (на доске) раскрыть особенности импрессионизма как стиля искусства. Слайд 6 познакомиться… (творчеством художников-импрессионистов; послушать… (музыкальные произведения композиторов-импрессионистов;) сравнить…(музыку с картинами художников-импрессионистов.) Учебник с.142 приложение 1Пользуясь учебником вставить слова. Приём………………………………. В изобразительном искусстве есть……………,которое оказало большое……….. на музыку, - это……………(впечатление). Художники, работая на …………….воздухе, старались отразить в своих…………………,момолётные………,от реально существующего мира, добиваясь ощущения растворённости предметов в сверкающем солнечном свете,…………………..воздуха. Всё это порождало светлую, трепетную…………………….. | Предполаемые ответы детей: послушать музыку, посмотреть картины, узнать о художниках, к оторые сочиняли такую музыку, определять в чем особенности и чем музыка импрессионизма отличается от музыки услышанной ранее. Приём (диаграмма ) Предполагаемые ответы детей: В первой группе детали прорисованы более тщательно, контрастно. Во второй группе рисунок как будто не имеет чётких границ, всё перетекает из одного в другое, всё как будто шевелится и немного размыто.) . |
4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания | Представляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности. После парижской выставки на бульваре Капуцинок в 1874 году, на которой экспонировалась данная картина Моне. Открываем учебник стр.143 (Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская) Клод Моне. «Впечатление. Восход солнца» Claude Monet «Impression. Soleil Levant». (1872) Эта работа Клода Моне (в 1985 году была украдена, числится в розыске) дала название течению, эпохе импрессионизма. Дети заполняют таблицу ( приложение?) Ребята, попробуйте сами назвать черты импрессионизма в этой картине. В каком направлении поднимается солнце? ( из утренней мглы – навстречу зрителю. (Предполагаемые ответы детей: нет четких границ, художник использовал в своей работе светлые тона красок, использовал технику пятен-мазков.) Слайды № 7-10 Клод Моне «Море» Давайте посмотрим как К.Моне рисовал море? Можем ли мы сказать, что эти картины музыкальны? Ведь не зря живопись сравнивают с застывшей музыкой. Кто из вас, рассматривая эти картины «слышит музыку»? Какую музыку? Как вы считаете, какой должна быть музыка, основанная на впечатлении? Давайте посмотрим, как определяет понятие « море» толковый словарь Д. Н. Ушакова. У.Кто из вас не видел море? Что вы ощутили, увидев море впервые? Какие чувства вызывает у вас спокойное море? Какие чувства вызывает у вас бушующее море? Слайд 11 Дебюсси Открываем учебник с.142 читаем текст Клод Дебюсси(1862-1918). Задание: прочитать и составить ряд вопросов к тексту. В 1903-1905 года Клод Дебюсси создают симфоническое сочинение «Море». Учебник с.142 Клод Дебюсси (батарея вопросов) Пожалуй, лучше не скажешь о триптихе «Море». Слушая музыку, попробуйте представить море, каким видел его Дебюсси. «Диалог ветра с морем» из оркестровой сюиты «Море» К. Дебюсси (слушание) Приложение ? (Запишите эти эпитеты в тетрадь и используйте их при слушании музыки) | Вспоминают Определяют Проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности. Вступают в диалог. проговаривают и осознают |
«Открытие» новых знаний. | Ребята, какие слова мы можем подобрать к этой музыке? Какими средствами композитор передал свое впечатление от картины моря? (ответы) В какой музыке ярко разворачивается сама жизнь морской стихии, а в какой передается впечатление от нее? (ответы) Ребята, сегодня на уроке мне очень важно ваше впечатление от услышанной музыки. Я заранее для вас приготовила необходимый раствор. Ваша задача во время звучания музыки выбрать из всего многообразия красок выбрать нужный цвет. Можно использовать несколько, учитывая, что от количества краски зависит интенсивность оттенка. И эти цвета добавить палочкой в раствор и смешать. Далее я подойду к вам, и вы выливаете получившийся раствор в любое место данной ёмкости. Н.А. Римский-Корсаков «Садко» (слушание) Каков характер этого фрагмента? Сейчас вы послушаете еще раз эту музыку, и вы выберите из всего многообразия цветов, находящихся перед вами, именно тот, который характеризует возникшее у вас настроение. Что вы представляете, слушая эту музыку? (ответы детей) ( Технология приготовления раствора «Волшебные краски». | Обсуждают… Обосновывают… Оценивают… Осуществляют… Обнаруживают… Представляют… |
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) | У.Художники - импрессионисты, используя цветовую палитру, а композиторы – импрессионисты, используя звуковую палитру передают игру света и тени. Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию. 1 особенность Художники второй выставки стремились изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Эти картины кажутся нам как бы несколько завуалированными, задымлёнными, фантастичными. Эти картины нарисовали художники -импрессионисты. 2 особенность Больше всего художники новой волны хотели выйти на открытый воздух и писать то, что происходило перед их глазами. Они стремились передать свежесть и спонтанность природы, отображая мимолетность каждого мгновения. Д/з Нарисовать иллюстрации созвучные музыкальным пейзажам прослушанных музыкальных произведений Клода Дебюсси. Спасибо за урок, до свидания! | |