Выработка певческих навыков происходит в тесной связи с развитием музыкального слуха учащихся. В настоящее время доказано, что в процессе занятий слух развивается у всех детей – у одних больше , у других – меньше.
Приобщить каждого школьника к музыке, развить его музыкальное восприятие, воспитать художественный вкус – долг каждого учителя пения.
Учителю нужно хорошо знать своих учеников, особенности музыкального развития каждого. Во время работы над песней или упражнением рекомендуется ходить по рядам, внимательно вслушиваясь в пение учащихся, выявлять неверно поющих, а также детей с точной, устойчивой интонацией. На развитие навыков интонирования чрезвычайно плодотворно влияет разносторонняя музыкальная работа со школьниками: занятия музыкальной грамотой, слушание музыки, беседы о музыке и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Хоровое пение, помимо вокальных умений и навыков, требует овладения специфическими для коллективного пения навыками хорового строя и ансамбля.
Хороший строй в хоре зависит от того, в какой степени развит музыкальный слух у участников хора, от их внимания и владения певческими навыками. Строй зависит также от физического и эмоционального состояния учащихся. Большое значение для хорового строя имеет музыкальная грамотность поющих в хоре.
Приведем основные методы работы над строем.
Предварительный анализ песни и выделение трудных в интонационном отношении мест. Тщательная работа над отдельными фразами ( пение с названием нот, на слоги и т.д.). Не следует из-за отдельной трудной в интонационном отношении фразы повторять много раз всю песню с начала до конца. Это притупляет внимание учащихся, снижает их заинтересованность, не содействует улучшению строя.
Сочетание индивидуального и группового методов работы. Пение всего класса следует чередовать с пением отдельных групп и индивидуальным опросом.
Пение с закрытым ртом (упражнения, песни без текста). Этот прием способствует концентрированию внимания на отдельных интонациях. Пение с закрытым ртом рекомендуется применять в умеренном количестве, не следует пользоваться этим приемом с учащимися младшего возраста, так как это утомительно для голоса.
Пение в среднем темпе и в средней динамике (меццо-форте, меццо-пиано), то есть в наиболее естественных и удобных для работы певческого аппарата условиях.
Метод транспонирования: разучивание трудных в интонационном отношении мест в другой, более удобной тональности. Этот прием рекомендуется в том, случае, когда интонирование усложняется из-за неудобной тесситуры.
Пение без сопровождения. Такой вид пения развивает, совершенствует слух, повышает внимание поющих к чистоте интонации и тем самым воспитывает навыки точного интонирования; развивает
ладо-гармонические чувства и способствует укреплению как мелодического, так и гармонического строя; приучает сильнее чувствовать частный и общий ансамбль; дисциплинирует певцов, способствует развитию внутренней собранности, укрепляет внимание, развивает самостоятельность в пении, повышает выразительность исполнения, способствует распространению хорового пения в быту.
В пении без сопровождения культура звука и слова имеет исключительно важное значение. От качества звука и четкости слова в прямой зависимости находятся и другие элементы хоровой звучности.
Для воспитания навыков пения без сопровождения могут быть использованы такие вспомогательные приемы:
петь всем классом песню, внимательно прислушиваясь к пению учителя (без аккомпанемента);
петь всем классом или группами мелодию с негромкой гармонической (аккордовой) поддержкой на инструменте.
петь без сопровождения часть песни или всю песню целиком, выученную с аккомпанементом.
7) Пение по нотам. Разучивание песни по нотам значительно повышает сознательность учащихся. Мелодические, ритмические, гармонические трудности преодолеваются не только путем слушания и воспроизведения голосом, но и путем их осознания.
Учащиеся должны освоить особенности интонирования в мажорном и минорном ладах.
Прием тонального переключения требует большой активности внутреннего слуха и способствует выработке отчетливой выразительной певческой интонации.
Настройкой в условиях переключения слуха служат либо аккорд, либо один звук, заданный с помощью инструмента или голосом по камертону.