Преподаватель: Шевченко Е.И.
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы воспитания и обучения | Планируемые результаты (формируемые на этапе занятия) |
1.Мотивационный этап | Приветствует детей. -Здравствуйте ребята, сегодня занятие у вас проведу я, давайте сейчас с вами все встанем и поздороваемся по музыкальному. Включает песню: (Барбарики «Что такое доброта») Отлично ребята, я думаю, что мы с вами сегодня хорошо поработаем и в каждом затруднении будем помогать друг другу. | Приветствуют учителя Поют песню Настраиваются на урок | Формирование положительной учебной мотивации | Л1 |
2.Актуализация знаний | -Ребята, скажите мне, кто такой композитор? -Сейчас я предлагаю вам прослушать отрывки из музыкальных произведений и определить их названия, на столе у вас лежат карточки с названиями песен, кто первый определит название, поднимает руку и выходит к доске вывешивать карточку. | Отвечают на вопрос учителя: «Композитор» - это автор музыкальных произведений, человек создающий музыку. Слушают отрывки из музыкальных произведений, определяя их название. | Метод музыкальных обобщений | М1 |
| 3.1 Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения) | Ребята, вы отлично справились с заданием, теперь предлагаю вам прослушать еще один отрывок песни и определить ее название. -Итак, ребята, какое же музыкальное произведение сейчас звучало? | Слушают музыкальное произведение. Затрудняются с ответом на поставленный вопрос. | Метод проблемного изложения материала | М1 Л1 |
| 3.2 Восприятие (слушание музыки, беседа о композиторе, произведении) | Я дам вам одну подсказку, автором данной музыкальной композиции является Василий Соловьёв-Седой. -А теперь зная имя автора давайте еще раз прослушаем отрывок из песни и попробуем определить ее название и соответственно тему сегодняшнего занятия. -Совершенно верно, ребята ,тема нашего сегодняшнего урока, точно такая же как и название произведения : В. Соловьев-Седой «Соловьи» Василий Павлович Соловьёв-Седой родился 25 апреля 1907 года. В детстве он самостоятельно научился играть на музыкальных инструментах, таких как: балалайка, гитара и пианино. -Ребята, с названием этой песни связан еще один великий человек, это Алексей Иванович Фатьянов, родившийся 5 марта 1919 года. С началом Великой Отечественной войны он ушел на фронт, получил ранение. Во время его службы на фронте, он получил себе известность как поэт-песенник. -Ребята, а кто такой поэт песенник? -Совершенно верно, ребята. -Так вот, именно Алексей Фатьянов написал текст песни «Соловьи» на фронте. В своих произведениях Фатьянов передавал все трудности войны. -Однажды, когда Василий Павлович Соловьёв-Седой работал в Москве над опереттой «Верный друг», дверь в его номер гостиницы распахнулась и на пороге стоял Алексей Фатьянов. Поэт приехал с фронта, ему дали отпуск специально для того, чтобы он написал с Соловьевым-Седым две песни. Василий Павлович сел за пианино и музыка буквально «полилась». Написав своё музыкальное произведение Соловьев-Седой и Фатьянов позвали к себе соседей гостиницы, для того чтобы те оценили их творчество. Одобрение было полным. | Получают подсказку от учителя Слушают отрывок произведения и определяют его название и тему занятия: -«Соловьи» Внимательно слушают учителя Отвечают на вопрос учителя: -Поэт-песенник это человек, который пишет текста песен. Внимательно слушают учителя. | Метод музыкального обобщения Метод жизненных ассоциаций Беседа | М1 П2 Л2 |
| 3.3 Вокально-хоровая работа (исполнение распевок, попевок, вок. Хор. Упражнения; повторение или разучивание песни) | -Ребята, теперь и я предлагаю вам прослушать данное музыкальное произведение. Включает песню «Соловьи». -О чём нам с вами рассказывает музыка? -А какие музыкальные инструменты вы услышали? -Теперь возьмите слова песни, которые я вам сейчас раздам и давайте исполним 2 куплета и 2 припева. | Прослушивают песню Отвечают на вопросы учителя. Исполняют отрывок песни. | Метод размышления о музыке Метод содержательного анализа инструментального произведения | П1 П2 |
| 3.4 Музыкально-ритмические движения (музыкально-двигательная разминка, музыкальная пальчиковая гимнастика, элементы ритмики) | -Отлично ребята, впереди у нас с вами есть еще одна большая работа, перед её началом я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику. Объясняет как делать упражнение, после чего включает музыку и выполняет вместе с детьми. Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев) Сала дам синичке. (4 раза - «режущие» движения одной ладони по другой) Приготовлю крошки, (пальцы щепоткой - «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга) Хлебушка немножко. Эти крошки - голубям, (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью) Эти крошки - воробьям. (то же - левой рукой) Галки да вороны, Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны») | Слушают учителя Выполняют пальчиковую гимнастику под музыку. | | Л1 |
| 3.5 Творческое задание (виды музыкальной деятельности на уроке (музыки могут меняться местами в зависимости от целей и задач на уроке) | -Ребята, немного мы с вами отдохнули, пора приступать к творческому заданию. Достаньте ваши цветные карандаши, у кого их нет, поднимите руки, я вам раздам. -Сейчас я вам предлагаю прослушать еще раз музыкальное произведение Соловьева- Седого и Фатьянова «Соловьи» и нарисовать к нему рисунок, изобразить ваши чувства и эмоции на листах бумаги. -После написания вашего рисунка, предлагаю устроить мини-выставку на доске. | Слушают учителя Достают цветные карандаши. Прослушивают музыкальное произведение. Рисуют. Развешивают свои рисунки на доске. | Метод создания художественного контекста Метод проектной деятельности «Метод цвет – образ» | Л2 П2 |
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия | -Ребята, наше занятие подходит к концу, итак, давайте с вами ещё раз определим, кто такой композитор? -А о каком композиторе мы с вами сегодня говорили? -С каким произведением мы сегодня познакомились? Ребята, песни Соловьева – Седого согревали и согревают сердца миллионов людей своей искренностью, глубокой человечностью, душевностью и любовью. В них поется о нашей жизни, о нашей истории. Почаще слушайте и пойте песни композитора Соловьева – Седого. От них веет теплом и светом. | Отвечают на вопросы учителя: -« Композитор» - это автор музыкальных произведений, человек создающий музыку. -О Василии Ивановиче Соловьеве-Седом. -«Соловьи» | | Л1 |