Тема урока «Без песни на войне нельзя…» (Об истории создания и дальнейшей судьбе песен «Катюша» М.Исаковского и М.Блантера и «Священная война» В. Лебедева-Кумача и А.Александрова)
Цели урока: - познакомить учащихся с историей создания песни; дать биографические сведения о поэте М.Исаковском и композиторе М.Блантере; на примере песе войны показать роль музыки в истории нашей страны;
- развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать поэтическое произведение; развивать творческое нестандартное мышление и воображение через музыкальные произведения;
- воспитывать интерес к прошлому нашей страны; воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, детям войны, любовь к Родине.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор для показа презентаций
Ход урока
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
В. Лебедев-Кумач
I. Организационный момент.
II. Слово учителя. Сообщение темы и цели урока.
Звучит музыка к военным песням.
9 Мая 2015года наша страна семидесятый раз отметит День Победы. Годы проходят, но то страшное время не забывается. Оно живет в фильмах, в хрониках, в книгах, в рассказах участников Великой Отечественной войны.
Что помогало выжить солдатам в той войне? А выжить помогала песня. Она звала в атаку, она давала силы после боя, поднимала боевой дух – одним словом, поддерживала бойцов. Об этом мы сегодня поговорим на уроке.
II. Работа по теме. Первая группа учащихся с сообщением о песне «Катюша»
1-й ученик: Одной из самых популярных песен того времени была «Катюша»
Однажды известный поэт Михаил Васильевич Исаковский сочинил четверостишие: Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
А дальше стихи не складывались ни в какую. И берег-то ведь был родной, смоленский, - родился Михаил Васильевич в деревне Глотовке, Ельнинского уезда, именно здесь в действительности цвели те самые яблони и груши.
Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится в долгий ящик. К тому времени страна уже знала стихи поэта, который начал печататься с 1914 года.
2-й ученик: На одной из встреч Исаковский познакомился с композитором Матвеем Блантером и показал ему это четверостишие. Но как только взял Матвей Блантер листок с четверостишием, так и сам потерял покой: ему понравилась игра ударений: «берег, на берег», и так хотелось сочинить мелодию к словам, но она все не давалась, но потом вдруг – раз – и пришла сама собою. Стал тогда композитор теребить поэта, чтоб дописывал текст песни поскорее…
3-й ученик: Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала. Премьера ее состоялась не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов, где в ноябре 1938 г. исполнила «Катюшу» Валентина Батищева. В зале стоял стон от аплодисментов, никак не хотели зрители отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела «на бис» эту песню.
Михаил Исаковский получил за ее текст Сталинскую премию, которую передал землякам. Они установили на берегу памятный камень, а потом и музей «Катюши» создали.
4-й ученик: Особую популярность песня «Катюша» получила в дни Великой Отечественной войны. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.
5-й ученик: Появилось немало сюжетных продолжений песни. Трогательны эти бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения.
Шли бои на море и на суше,
грохотали выстрелы кругом.
Распевали песенки "катюши"
под Калугой, Тулой и Орлом".
Её именем окрестили грозное оружие – реактивные гвардейские минометы.
Памятник "Катюше" – оружию и песне – возвышается сегодня на пьедестале под орловским селом Орево.
В 1943—1945 наиболее популярен был такой куплет:
Пусть фриц помнит русскую «Катюшу»,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!
Был и такой вариант:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
А за нею немец молодой.
«Подарю тебе, Катюша, бусы,
Подарю я перстень золотой.
На тебе, Катюша, я женюся,
Увезу в Германию с собой».
Но Катюша смело отвечала:
«Не тебе я, фрицу, отдана.
Меня любит чернобровый Ваня,
О котором знает вся страна.»
Немец сразу понял, в чем тут дело,
Что Катюшу любит партизан.
Закурил с досады папироску,
На Катюшу он навел наган.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Умерла красавица Катюша,
Умерла Катюша, как герой
И даже такой:
Расцветали яблони и груши,
Гитлер сдох, и кончилась война!
Но никак не встретится с Катюшей,
Проезжает мимо старшина.
В степенях своей солдатской «Славы»
Вспоминает тяжкий путь в Берлин,
Мгу и мглу кровавую, Синявин,
А теперь, похоже, на Харбин.
6-й ученик: Отгремела война. А песню все поют на разных языках. В Италии эта песня называется «Катарина», в Израиле — «Катюшка». Всего же исследователи насчитывают только одних текстов на мотив «Катюши» свыше ста вариантов. Незабываемая она оказалась, не зря покоя не давала авторам, пока сочиняли ее.
Бесхитростные строчки, идущие из самой глубины души, сколько их было! Более сотни переделанных текстов, а мелодия – все одна и та же, «Катюша»
Отгремела война, и в Орше поставили памятник флеровской батарее: легендарная «Катюша» снова вышла «на высокий берег на крутой» - теперь уже днепровский. А песню все поют на разных языках: немецком, английском, китайском, итальянском, карельском.
III. Вторая группа учащихся с сообщением о песне «Священная война
1-й ученик: 22 июня в 4 часа утра гитлеровская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Началась мобилизация. Все, кто мог держать в руках оружие, шли в военкоматы. Тут же формировались эшелоны на фронт. Нужна была песня. Первой такой песней стала песня «Священная война» на стихи Лебедева-Кумача и музыку А.Александрова.
2-й ученик: История песни такова. На третий день войны А. Александрову принесли утреннюю газету «Известия» со словами: « Александр Васильевич, прочтите, пожалуйста, стихотворение Лебедева-Кумача, может, вы музыку напишете?»
Александров прочитал стихи и, никому не сказав ни слова, ушел домой. Уже к вечеру была написана музыка, такая же сильная: каждая нота звучала как зов, клич. Александров написал ноты на доске, и в ту же ночь артисты из ансамбля Красноармейской песни выучили её.
3-й ученик: Шел седьмой день войны. Утром следующего дня на Белорусском вокзале перед солдатами, отбывающими на фронт, была исполнена «Священная война». Как только зазвучали первые аккорды, вокзал замер. Песня поразила всех. Артисты ансамбля временами не могли петь, а музыканты играть. – к горлу подступал ком, а руки не повиновались. Песню выслушали, стоя в небывалой тишине. После того, как музыка утихла, какое-то время все стояли молча, а потом раздался гром аплодисментов. Требовали повторить песню снова и снова.
4-й ученик: С того дня песня «Священная война» стала военным гимном. Она является красноречивым призывом, что враг убивает родных людей, бомбит русские города. Немедленно встань на защиту Родины!
IV. Подведение итогов урока. Какую же роль играла песня на войне? Впечатление учащихся от прослушанного
V. Домашнее задание: написать творческую работу «Песня помогает выжить»