Цель: познакомить учащихся с песнями времён Великой Отечественной войны.
Задачи:
Развивающие:
развитие познавательных и творческих способностей учащихся
развитие устной речи учащихся, навыков публичного выступления
Воспитательные:
формирование уважительного отношения к боевому прошлому нашей страны, к её культуре
формирование умений работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.
Межпредметные связи: история, литература.
Комплексно-методическое обеспечение:
компьютер;
проектор;
электронная игра «Ваш выбор»;
презентация «История одной песни Вов»;
карточки для проведения викторины.
ХОД МЕРОПРЯИТИЯ
Организационный момент. Звучат песни военных лет.
Беседа учащихся с ветераном Вов. (Беседа начинается с небольшого выступления ветерана войны по теме «Значение песен в годы Вов»).
Викторина «Песни военных лет». (Для проведения викторины группам раздаются вопросы и бланки ответов. Ребята заполняют бланки ответов. Проверить можно во время проведения следующего этапа).
Сообщение учащейся об истории песни «Огонек» с использованием презентации.
Прослушивание песни «Огонек» в разных исполнениях.
Заключительная часть: исполнение песни учащимися и гостями мероприятия.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
№
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Время
1
Организационный момент
Организация прослушивания военных песен. Приветствие учащихся.
Приветствие преподавателя.
1 минута
2
Беседа с ветераном ВОв
Организует беседу
Активно участвуют в беседе. Читают стихи или исполняют фрагменты любимых военных песен
15 минут
3
Викторина
Организует работу с карточками Приложение 1
Работают в группе. Отвечают на вопросы. Заполняют бланк ответов
7 минут
4
Сообщение учащейся по теме «История песни «Огонек»
Организует показ презентации
Презентация (слайды 1-11)
Слушают.
6 минут
5
Заключительная часть
Организует исполнение песни «Огонек» Презентация (слайды 12-28)
Исполняют песню
2 минуты
Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне.
(В. Лебедедв-Кумач)
Учитель:
Есть такое крылатое выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат». Но в годы Великой Отечественной войны музы не молчали. «В дни войны у писателей была одна задача: лишь бы слово их разило врага, лишь бы оно держало под локоть нашего бойца, зажигало и не давало угаснуть в сердцах советских людей жгучей ненависти к врагам и любви к Родине». Эти слова принадлежат Михаилу Александровичу Шолохову, который, как и многие другие поэты и писатели, в годы войны стал военным корреспондентом и сражался против ненавистного врага мощным оружием – СЛОВОМ.
В Советской Армии была официально введена особая должность – писатель.
«Ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство, наша литература», - писал Василий Чуйков, маршал Советского Союза.
А маршал Советского Союза Баграмян, вспоминая о первых, самых тяжёлых месяцах войны, писал: «Именно в этот труднейший период войны у народа-великана, у русского народа родилось в те дни много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспитывали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу – всё то, что помогало преодолеть военные трудности».
С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов. Как верный друг, она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Очень хорошо об этом сказал поэт Михаил Светлов: «В бою песня встаёт комиссаром перед самым передним окопом».
Ученик:
Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно – гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завёл, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Учитель:
Советские поэты и композиторы с огромным подъёмом принялись за работу. Их девизом стали слова: «Песня – фронту». Только в Москве и только в первую неделю войны было создано около двухсот новых песен.
Руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»
Песни, которые пели в годы войны на фронте и в тылу, разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические. Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста. Прошло более шестидесяти лет, но песни тех грозных незабываемых лет, выдержав суровое испытание временем, по-прежнему поются и вызывают у слушателей самые искренние чувства.
Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны Олтаржевской Ольге Владимировне.
А теперь вам предлагается ответить на вопросы викторины «Знаете ли вы песни Вов?». Приложение 1 (Ответы можно проверить вместе, отрывки из некоторых песен прослушать или исполнить по желанию учащихся).
Песни, которые пели в годы войны на фронте и в тылу, разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические. Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста. Прошло более шестидесяти пяти лет, но песни тех грозных незабываемых лет, выдержав суровое испытание временем, по-прежнему поются и вызывают у слушателей самые искренние чувства.
Давайте и мы с вами познакомимся с одной из песен, созданной в годы Великой Отечественной войны.
(Выступление учащейся с использованием презентации по теме «История песни «Огонек». Электронный проект позволяет не только прослушать песню в разных исполнениях: оригинальном, современном и на японском языке, но и исполнить песню: слайды 12-28).
Приложение 1
Викторина
«Песни военных лет»
1. Какой праздник с сединою на висках?
2. С кем призывают вести смертельный бой «страну огромную»?
3. Чего не понять не ждавшим солдата с войны?
4. О чём мы будем говорить «где-нибудь, когда –нибудь…»?
5. Где жила девчонка, которая носила мальчишеское имя?
6. Сколько ребят осталось на безымянной высоте?
7. Ради чего «мы за ценой не постоим»?
8. Какой бой самый трудный?
9. Где жили (на какой улице) москвичи Серёжка и Витька, погибшие за Вислой?
10.Сколько человек было в экипаже «машины боевой»?
11.Чем был награждён солдат, пивший из медной кружки «вино с печалью пополам»?
12.Кто не спит до рассвета, ждёт «от друга привета»?
13.Почему «ребятам стало не до сна»?
14.Про кого распевала песню Катюша?
15.Куда прячет любимая «голубой платок»?
16.От чего солдату в холодной землянке было тепло?
17.Сколько пришлось ждать «казака лихого, орла степного»?
18.Что делала в саду «смуглянка-молдаванка»?
19.О чём просили девушки мальчиков, уходивших на войну?
20.О чём просят певчих птиц, когда солдаты спят на рассвете?
БЛАНК ОТВЕТОВ
Группа №____
ОТВЕТЫ:
День Победы.
«С фашистской силой тёмною, с проклятою ордой».
«Как ожиданием своим ты спасла меня».
«Об огнях-пожарищах, о друзьях – товарищах…».
«Стоит средь лесов деревенька. Жила там когда-то давненько девчонка по имени Женька»
«Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят».
«И, значит, нам нужна одна победа, одна на всех. Мы за ценой не постоим».
«Последний бой, он трудный самый».
«Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой…»
«Три танкиста, три весёлых друга …»
«И на груди его светилась медаль за город Будапешт».
«Ты ждёшь, Лизавета, от друга привета…»
«Пришла и к нам на фронт весна, ребятам стало не до сна…»
«Про степного сизого орла, про того, которого любила, про того, чьи письма берегла».
«Знаю: с любовью ты к изголовью прячешь платок голубой».
«Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви».
«Я всю войну тебя ждала».
«Там смуглянка-молдаванка собирала виноград».
«До свидания, мальчики. Постарайтесь вернуться назад».
«Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат. Пусть солдаты немного поспят».
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}