Просмотр содержимого документа
«"Исполнительские средства при игре на духовых инструментах"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 4 имени Вячеслава Григорьевича Яковлева» города Курска
План
Открытого урока на тему:
"Исполнительские средства при игре на духовых инструментах"
с обучающимся 2 класса Катыхиным Николаем.
Преподаватель духовых инструментов
Чкония Артур Викторович
Курск 2023 г.
Цель урока: Использование средств выразительности в работе над музыкальным произведением Задачи урока:Образовательные: - систематизировать и обобщить знания, умения и навыки по теме. Развивающие: - обеспечить развитие музыкального мышления, памяти, воображения, эмоций. – содействовать развитию умственных способностей обучающихся при работе над музыкальными произведениями. – способствовать становлению и развитию учебной мотивации обучающихся. Воспитательные
формирование интереса учащегося к предлагаемым формам работы на уроке;
- формирование позитивной оценки собственной деятельности учащегося;
- воспитание любви к музыке;
- воспитание эстетического вкуса;
- воспитывать усидчивость, собранность, силу воли.
Форма урока: Индивидуальная
Методы обучения:
- словесные (беседа, объяснение нового материала);
Применяемые технологии: - словесные (изложение теоретического материала). – наглядные (показ на инструменте). – практические (исполнение упражнений, гамм, этюдов, пьес обучающимися). – здоровьесберегающие: учет индивидуальных особенностей обучающихся (темперамента, характерологических особенностей личностей, интересов, увлечений детей), чередование видов деятельности. - личностно-ориентированные. – проблемные: поиск самостоятельного решения проблемы. – информационно-коммуникативные. - формирования мотивации
Оснащение урока:
музыкальные инструменты: саксофон, фортепиано. Нотный материал.
Пояснительная записка
С началом XXI века отечественное искусство игры на духовых инструментах вступило в новый период своего развития. Неотъемлемой частью данного процесса является творческая деятельность саксофонистов. В настоящее время она характеризуется более высоким, по сравнению с предшествующим периодом развития, уровнем исполнительского и педагогического мастерства, сольной и оркестрово-ансамблевой практики. Исполнительство и обучение на духовых инструментах претерпевали как периоды всенародной популярности массового увлечения, так и моменты снижения интереса со стороны учащихся и концертной публики. Большой вклад в развитие игры на духовых инструментах оказала творческая деятельность отечественных саксофонистов, композиторов и педагогов (С. Колесов, Н. Зимин, В. Ватуля, А. Осейчук, И. Бутман и др.).
Саксофон наделен богатством выразительных возможностей и дара жанрового перевоплощения. Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.
Анализируя особенности исполнительского процесса на духовых инструментах, мы должны правильно ответить и, на такой вопрос: какими средствами выражения располагает играющий на духовом инструменте и каково их значение?
Разнообразные исполнительские средства можно разделить на три основные группы. В первую входят средства, относящиеся к качеству звука (тембр, интонация, вибрация и т. п.).
-Во вторую—средства технического порядка (пальцевая беглость, техника дыхания, техника языка и т. д.).
К третьей группе относятся общемузыкальные средства выражения (музыкальная
Следует отметить, что подобное разделение носит до некоторой степени «условный» характер, ибо между исполнительскими средствами в музыке существует очень тесная, органическая взаимосвязь.;
Так, например, выразительный звук служит показателем определенного технического мастерства, музыкальная фразировка включает в себя одновременное владение, и звуком, и техническими навыками и т. д.
Кроме того, существуют и другие связи: например, звук тесно связан с интонацией и
динамикой, музыкальная фразировка— с динамикой, агогикой и применением штрихов, техническое мастерство — с исполнительским дыханием, подвижностью языка и пальцев и т. п.
Одним из наиболее важных исполнительских средств играющего на духовом инструменте является звук. Именно выразительность звучания, как средство исполнительского воплощения мелодии, полнее всего определяет силу эмоционального воздействия музыки.
Вот почему «пение» на духовом инструменте является одной из важнейших задач музыкального исполнения.
Играющий должен стремиться овладеть красивым звуком, т. е. сделать звучание инструмента чистым, сочным и динамически разнообразным.
Для выразительности звучания особо важное значение приобретает чистота интонирования. Какими бы достоинствами не обладали звук и техника исполнения, но если интонирование будет фальшивым, то этим усилия играющего будут сведены
на нет.
В силу того, что духовые инструменты по своей природе не имеют точно фиксированной настройки звуков на всем протяжении диапазона, интонация здесь во многом будет определяться уровнем музыкально-слуховых представлений
Играющего. Чем тоньше и лучше будет развит слух музыканта, тем меньше погрешностей он будет допускать при интонировании в процессе игры.
Важным исполнительским средством является техническое мастерство. У играющего
на духовом инструменте технические навыки складываются
из различных элементов:
Хорошо развитого исполнительского дыхания, эластичности и подвижности губ, подвижности языка, быстроты и согласованности движений пальцев.
Для каждого из духовых инструментов существуют свои, особые понятия о наиболее сложных элементах исполнительской техники. Так, если для группы деревянных духовых инструментов весьма сложной является техника движений пальцев, то для группы медных — овладение техникой работы губ. Указанные особенности вытекают из природы самих инструментов.
Исключительно важное значение имеет музыкальная фразировка, характеризующая умение играющего: правильно определять строение музыкального произведения (мотивы, фразы, предложения, периоды и т. п).
Важной составной частью музыкальной фразировки является динамика. Умелое использование при игре динамических оттенков значительно оживляет музыкальное исполнение, лишает его монотонности и однообразия.
При игре на духовых инструментах используются обычно два вида динамики:
а) ступенчатая или террасная динамика, включающая постепенное
усиление или ослабление звука (ррр, рр, тр, mf, ff):
б) контрастная динамика, заключающаяся в резком противопоставлении
различной силы звука (р—/ ; рр—ff; /—р и т. и.).
Важно отметить также, что динамические оттенки имеют не абсолютный, а относительный характер. Поэтому музыканту предоставляется право дополнять и расширять эти оттенки, сообразуясь с характером и стилем исполняемого произведения.
Весьма существенным элементом музыкальной фразировки является агогика. Этим термином принято обозначать наличие в исполнении малозаметного изменения скорости движения.
Музыкальная фразировка тесно связана также с применением различных штрихов. Верно подобранные и исполненные штрихи (например, legato, staccato, detache и др.) помотают усилить выразительность исполнения. Значение штрихов во многом обусловлено особенностями атаки звука.
Таковы основные средства, с помощью которых играющий на духовом инструменте добивается осмысленного и выразительного исполнения музыки.
На примере произведения «Пробуждение весны» Карла Филиппа Эммануэля Баха мы изучаем средства музыкальной выразительности.
Несколько слов о композиторе.
Карл Филипп Эммануэль Бах немецкий композитор и музыкант 18 века, второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и его первой жены Марии Барбары. Известен также как Берлинский или Гамбургский Бах. Один из основателей классического музыкального стиля, сочинял в эпоху классицизма. Написал два цикла сонат, 10 симфоний, много концертов для клавесина, гобоя, флейты и виолончели с оркестром, как минимум 3 тома песен, несколько светских кантат и другие произведения. Музыка Карла Филиппа Эмануэля отличается свободой и разнообразием в строении. Его произведения полны изобретательности и непредсказуемости, они насыщены широким спектром эмоций.
Работа над произведением «Пробуждение весны». Изучение текста, выяснение темпа, какие динамические оттенки и штрихи встречаются в произведении. Агогика: ритенуто, фермато. Проигрывание произведения с учетом всех средств музыкальной выразительности, написанных композитором.
Изучаем произведение Михаила Глинки «Краковяк».
Несколько слов о композиторе.
Михаи́л Ива́нович Гли́нка великий русский композитор, родился в Смоленской губернии жил в 1804 году (19 век). Автор таких известных произведений, как опера «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», «Камаринская» симфония и «Вальс-фантазия», «Патетическое трио» и многие другие. Широко известен своими романсами. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.
«Краковяк» - это польский танец, который звучит в опере «Иван Сусанин». Опера «Иван Сусанин» первая русская национальная опера, созданная великим русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой. Получив всеобщее признание, она заслуженно вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Данное гениальное творение, самим автором охарактеризованное, как «отечественное героико-трагическое произведение».
Краковяк написан с широким размахом и темпераментом. Его основная тема благодаря синкопированному ритму отличается особой упругостью. Краковяк это быстрый, темпераментный танец с острым ритмом и частыми синкопами. Преподаватель объясняет ученику, что такое синкопа. Синкопа – это смещение акцента с сильной доли такта на слабую.
Проигрывание произведения с учетом всех средств музыкальной выразительности, написанных композитором.