-Здравствуйте, сегодня урок музыки провожу я. Меня зовут Виктория Игоревна. -Приготовьте все учебники и тетради. - Все готовы учиться. -Слушаем и запоминаем не минуты не теряем. -Начинаем наш урок.
-Да.
2.Актуализация и пробное учебное действие.
-Музыкальная фраза, мелодия, целая пьеса обычно вырастают из одного, двух или нескольких «зёрен». Каждое такое «зерно» мы называем интонацией. -А для чего нам нужна интонация?
- Ребята, а мы в общении используем интонацию?
- А как мы показываем интонацию в общении друг с другом?
-Для того чтобы понимать друг друга.
-Да.
-Слова можно произносить по-разному, жесты, мимика, речь.
3.Выявление места и причины затруднения.
-Ребята, мы общаемся с вами жестами, мимикой, словами, а как же композиторы и художники? Как они говорят нам о своей интонации по отношению к нам?
– Композиторы - музыкой, художники- картинами.
4.Построение проекта выхода из затруднения. - Сегодня на уроке мы продолжим разговор о том, какие бывают интонации.
- Одни музыкальные произведения выражают мысли, чувства, настроение, отношение, а другие изображают движение, действие, картины природы, характер.
-А интонации могут изображать и выражать? - Совершенно верно.
-Да
5.Реализация построенного проекта выхода из затруднения. - Художник рисует солнечный день яркими, светлыми красками, а хмурый день или вечер, -тёмными, мрачными;
Композитор же пользуется музыкальными красками, и это особые краски, мы не видим их, а слышим. - Перед вами две картинки. Где более светлые краски, а где более затемнённые? Художник, когда рисует, выбирает краски. А может ли музыка рисовать картины? -Слушание Э. Грига«Утра в лесу».
-Дайте название музыке и картине.
-Как музыка подсказала, что это утро? - Слушание В. Салманова «Вечера». - А какие песни напоминают вам о том, что скоро надо спать? - В пьесе «Вечер» - черты колыбельной песни: плавное покачивание в сопровождении, спокойная, ласковая мелодия. -Как звучит музыка? -Ребята, а вы заметили, что где-то более светлая, а где-то более тёмная окраска звучания? -Вот мы и узнали, может ли музыка изображать картины природы. -Какая интонация у этого произведения выразительная или изобразительная? -Вы правы интонация в этом произведении изобразительная.
-А сейчас мы вспомним песню «Карнавал». -А теперь кто хочет спеть эту песню не с места? -Все молодцы, присаживайтесь на место.
-Дети прослушали музыку.
-Да.
-«Утро в лесу» -Всё вокруг просыпается, журчит ручей, поют птицы. –Дети прослушивают музыку.
-Колыбельные песни.
-Где то музыка звучала более громко, а где то более тихо. -Да.
-Изобразительная.
-Дети повторяют песню. -Дети поднимают руки, выходят к доске и поют песню.
6.Первичное закрепление во внешней речи. - У каждого человека может быть то или иное настроение: веселое или грустное, спокойное или встревоженное. - Музыка обладает волшебным свойством - она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства. - Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Весело - грустно». Прислушайтесь, настроение музыки будет меняться. - Как звучит первая часть пьесы? А вторая часть?
- Одно и то же чувство может быть окрашено веселым или грустным настроением. - Ребята, а какая интонация у этого произведения выразительная или изобразительная? - Совершено верно.
-Физкультминутка.
-Дети внимательно слушают пьесу.
-Весело, беззаботно, шутливо. - Грустно и печально.
-Выразительная.
-Дети выполняют физкультминутку.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Выполним самостоятельную работу в виде теста.
-Выполним проверку своей самостоятельной работы.
-Учащиеся выполняют самостоятельную работу, а после выполняют проверку своей работы.
8.Включение в систему знаний и повторений. - Послушайте Д.Б. Кабалевского «Три подружки». - В музыкальном произведении изображены три подружки. - Какие музыкальные интонации характерны «Резвушке»? – Какие музыкальные интонации характерны «Плаксе»? – А какие музыкальные интонации характеризуют «Злюку»?
- А теперь скажите: интонация «Трёх подружек» была изобразительная или выразительная? - А что изображается? - Очень часто в музыкальных произведениях встречаются интонации изобразительные и выразительные. И они ведут нас к единому музыкальному образу. В данной пьесе - это образ трёх девочек.
– Интонация – основа музыки. От яркости интонации зависит яркость музыки. Не из всякого сочетания звуков получается мелодия, как не из всякого сочетания слов получается фраза.
– «Резвушка», «Плакса», «Злюка». – Интонации «Резвушки» звучат в быстром темпе, «прыгают», «скачут», постоянно меняется направление движения мелодии.
9.Рефлексия. - Что нового вы узнали на уроке? - Оцените работу класса на уроке? - Домашнее задание – нарисовать рисунок к произведению Эдварда Грига «Утро в лесу».
-Мы узнали об выразительных и изобразительных интонациях.