Инструментальная и вокальная музыка. Разнообразие жанров
Инструментальная и вокальная музыка. Разнообразие жанров
Урок музыки для учащихся пятого классаразработан в соответствии с Программой. На уроке использованы аудиовизуальный материал, плакаты, портреты, таблицы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инструментальная и вокальная музыка. Разнообразие жанров»
Конспект урока музыки в 5 классе
Тема урока: « Инструментальная и вокальная музыка. Разнообразие жанров»
Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.
Задачи:
образовательные:
познакомить детей с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной музыке;
показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке;
раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта;
разучить «Баркаролу» Ф.Шуберта;
научить различать жанры по характеру звучания.
развивающие:
развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа;
расширять музыкальный кругозор учащихся;
формировать исполнительские навыки.
воспитательные:
воспитывать музыкальный вкус;
формировать позитивное отношение к классической музыке.
коррекционные:
развивать интеллектуальные и эмоциональные возможности детей
развивать в детях чувство прекрасного;
корригировать нежелательные психологические проявления и чувства (тревожность, агрессивность, страх);
корригировать особенности поведения с помощью слушания и исполнения музыкальных произведений.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Музыкальный материал:
«Вокализ» С.В.Рахманинова,
«Романс» Г.Свиридова,
«Песня венецианского гондольера» g-moll Ф.Мендельсона из цикла «Песни без слов», «Баркарола» Ф.Шуберта.
Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.
Структура урока:
I. Организация учащихся на урок.
II. Актуализация знаний.
III. Основной этап урока.
Беседа.
Слушание и анализ музыкальных произведений:
раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса,
общность жанров песен без слов и баркаролы.
Музыкально-ритмическая минутка:
IV. Вокально-хоровая работа.
Подготовка к песенной деятельности.
Песенная деятельность.
V. Подведение итогов урока.
Ход урока: I Организация учащихся на урок. Приветствие.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о музыке и литературе.
Слайд 1.
II. Актуализация знаний.
-Что связывает между собой эти два искусства?
-Что такое вокальная музыка?
Слайд 2.
-Какие жанры вокальной музыки мы знаем?
-Что такое инструментальная музыка?
-Какие жанры инструментальной музыки мы знаем?
III. Основной этап урока.
1. Беседа.
Мы с вами знаем, что композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы.Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия.
- Как вы думаете, почему?
Совершенно верно. Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками.
В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне
- Что стало бы с песней без стихотворного текста?
Конечно, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё.
Останется самое главное – мелодия.
- А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте, правда?
И получится песня без слов.
2.Слушание и анализ музыкальных произведений:
раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса.
Так в музыке возникли жанры, где главной является выразительная песенная мелодия. Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки.
(Звучит фрагмент «Вокализа» С.В.Рахманинова)
(Портрет)
- Что это за жанр?
Может быть, вы вспомнили и произведение?
- Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке (обычно «а»).
Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.
Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова - это уже концертное произведение.
- Какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение?
- Нужны ли здесь слова?
Да. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».
-Что такое интонация?
Действительно, по интонации мы можем прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ.
Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.
Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.
(Звучит романс Г.Свиридова)
(Портрет)
- Почему композитор назвал своё произведение «Романс»?
- Пел ли здесь кто-нибудь?
- Какие черты вокальной музыки романса перешли в инструментальную музыку?
Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка и фортепиано, по своему звучанию напоминающее переборы гитары.
И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.
общность жанров песен без слов и баркаролы;
А сейчас мы с вами познакомимся с новым композитором.
Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде
Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка.
Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте,
-Какие черты песен на воде можно услышать в произведении?
(Звучит «Песня венецианского гондольера» из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона.)
(Таблицы, портрет)
- Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке?
Верно. Мы слышим здесь плеск волн, красивую, напевную мелодию.
Сегодня я хочу познакомить вас с романсом немецкого композитора XIX века Франца Шуберта, который называется «Баркарола».
Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?
(Звучит «Баркарола» Ф.Шуберта
- Так почему романс назван «Баркаролой»?
- Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?
- Что общего между песнями без слов и баркаролой?
3.Музыкально-ритмическая минутка.
IV. Вокально-хоровая работа.
4.Подготовка к песенной деятельности.
а) Учащиеся выполняют дыхательные упражнения, задерживают дыхание, учатся правильно дышать, сохраняя осанку и не поднимая плечи.)
б) Распевание различных певческих упражнений в диапазоне до1октавы - ми 2 октавы).
5.Песенная деятельность.
(На данном уроке разучивается 1 раздел песни. Слова песни напечатаны на отдельных листках.)
(Перед разучиванием читаю текст, разбираем вместе с ребятами непонятные слова)
-О чем песня?
Словно как лебедь по влаге зеркальной,
Тихо качаясь, плывет наш челнок,
О, как на сердце легко и спокойно,
Нет и следа в нем минувших тревог (2 раза).
В небе заката лучи догорают,
Розовым блеском осыпан челнок (2 раза).
Час незаметно за часом проходит,
Дальше скользим мы по зеркалу вод.
О, как на сердце легко и спокойно,
Нет в нем и тени минувших забот (2 раза).
О, неужели на крыльях туманных
Утро с собой их опять принесет?
О, неужели опять принесет?
О, неужели опять принесет!
Разучивание по фразам (индивидуальное ,групповое и фронтальное)
V. Подведение итогов урока.
- О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили?
- Что такое вокализ?
- Что такое романс?
- Что такое баркарола?
- Что такое песни без слов?
- С какими композиторами встретились сегодня на уроке?
- Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки?
Да - это мелодия-душа музыки.
Домашнее задание: Вспомните произведение известного русского композитора, которое тоже называется «Баркарола».
Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы).