«Европейское искусство классического танца. Балет»
<!- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //-> google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Цель урока: формирование целостного представления у школьников о балете; углубить знания учащихся об истории развития и формирования балета как самостоятельного вида искусства.
Задачи урока:
-
Повысить компетентность школьников в вопросах музыкального искусства.
-
Пробудить желание у ребёнка к постоянному общению с музыкой, как одной из составляющих духовной культуры человечества.
-
Развивать навыки импровизации и творчества.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока:
- Компьютер и экран
- Музыкальный инструмент баян
- Слайды, отображающие фрагменты балета
Музыкальный материал:
- Курмангазы Кюй «Сары Арка»
- Курмангазы Кюй «Балбыраун»
- Таттимбет Кюй «Сыл?ылда?»
- Ыхлас Кюй «?ас?ыр»
- Даулеткерей Кюй «К?ро?лы»
- Д. Нурпеисова Кюй «Б?лб?л»
Ход урока
1. Организационный момент (1 минута).
Вход детей в класс. Построение класса, приветствие, постановка целей и задач
2. Повторение темы прошлого урока (5 минут).
Учитель: Дорогие ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с историей развития одного из красивейших жанров музыки – балетом. Но прежде мне хочется у вас спросить : «Что такое музыка» ( Ответы детей)
Учитель: Совершенно верно. Мы с вами с первого класса знаем легенду о птице – музыке, которая, пролетая над землёй осыпала землю своими разноцветными пёрышками и одаривала людей различными талантами. А в своём дворце она творила волшебство, объединяя различные виды искусств и создавая чудесные музыкальные произведения. И я думаю, что хорошим началом нашего урока будет песня, которая так и называется «Птица – музыка», авторами которой являются М. Пляцковский и Е. Ботяров.
Дети исполняют песня «Птица – музыка»
Учитель: Дорогие ребята. Мы с вами знаем, что музыка бывает народной и профессиональной, т.е. композиторской. На прошлом уроке мы с вами познакомились с казахской народной инструментальной музыкой. Давайте повторим пройденный материал и вспомним …
Слайд 2
(ответы детей)
А теперь назовите мне представителей казахской инструментальной музыки.(ответы детей)
Ребята, мы знаем, что каждый из них создал множество кюев, и мы с ними знакомились. Но я хочу вам предложить сейчас музыкальную викторину, чтобы вы прослушали и вспомнили эти произведения.
Музыкальная викторина ( 5 минут)
- Курмангазы Кюй «Сары Арка»
- Таттимбет Кюй «Сыл?ылда?»
- Ыхлас Кюй «?ас?ыр»
- Даулеткерей Кюй «К?ро?лы»
- Д. Нурпеисова Кюй «Б?лб?л»
- Курмангазы Кюй «Балбыраун»
Учитель: На экране написаны известные композиторы-
Кюйши, а напротив – названия кюев. Давайте соединим стрелочками какое произведение кому принадлежит
Дети выполняют работу, а затем проверяют
Слайд №3
Учитель: Изучая инструментальную музыку, мы с вами вспоминали, какие ещё жанры есть в музыке, Давайте мы их повторим.
Дети отвечают.
Слайд №4
Учитель: Ну вот мы с вами и подошли к новой теме. И разговор мы с вами поведём о балетном жанре или просто о балете.
Слайд №5
Ребята, а может быть кто – нибудь из вас знает, что такое балет?
Дети отвечают
Учитель: Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцую и через мимику, жесты и танец передают содержание. Родина балета – Италия. Балету около 500 лет
Слайд № 6
Слайд №7
Термин «балет» появился в XVI веке (от итальянского balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец — «большой балет» соединяюший в себе музыку, декорации , пантомиму, поэзию, драму и даже танцы на лошадях
Слайд №8
В них поначалу участвовали короли и придворные особы, а спектакли почти не отличались от дворцовых представлений. Танцевали уже упоминавшиеся медленные менуэты, гавоты и паваны. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом.Во второй половине XVI века, заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище, благодаря королеве Екатерине Медичи.
Выход королевы
В Россию балет проникает и начинает распространяться при Петре I в нач. XVIII в. В 1738 по ходатайству французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде в Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа балетного танца (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой).
Выход царя
Учитель: Постепенно в балетном искусстве сложились строгие правила и традиции. И коснулись они прежде всего одежды.
Слайд № 9
Учитель: Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм. Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику — выше.
Слайд № 10
Учитель: С того времени костюмы танцоров придерживаются строгой традиции : короткая пышная юбка балерины называется “пачка”. Мужчины и женщины одевают трико. Обувь у балерин - пуанты, у мужчин - мягкая балетная обувь.
Пуанты позволяли балерине танцевать на пальцах, что делало ее выступление более грациозным и легким.
Выступление юной балерины, рассказ про пуанты
Слайд № 11,12,13
Учитель: Обучение движениям в классическом балете – позиции для ног, рук и кистей рук ведётся на французском языке.
Слайд № 14
Учитель В основе каждого балета лежит какая- либо история, но танцующие не говорят ни слова. Они «показывают2 её с помощью мимики( жестов) и танца. Сюжет в балете называется либретто
Над спектаклем работает целый коллектив: сценарист, композитор, хореограф, костюмер и др. А кроме главных героев в спектакле участвуют ещё целая группа танцоров - кордебалет или ансамбль.
Слайд № 15, 16
Учитель: В балете, также как и в опере есть ряд отдельных музыкальных номеров, исполняемых главными героями. Особенно красиво и грациозно исполняется дуэтный танец главных героев и называется он па – де-де
Слайды № 17,18
Слайд № 19
Учитель: За всю историю развития балета многими композиторами были созданы настоящие шедевры балетного искусства Среди них:
«Жизель» ( А.Адан)
«Лебединое озеро» (П.И.Чайковский)
«Щелкунчик» (П.И.Чайковский)
«Спящая красавица» (П.И.Чайковский)
«Раймонда» (И.Глазунов)
«Ромео и Джульетта» (С.Прокофьев)
«Спартак» (А.Хачатурян)
Учитель: Современный балет стал более совершенным в Х Х веке. Движения артистов стали более свободными, раскованными, с элементами импровизации. Выдающимися балеринами ХХ века являются Айседора Дункан, Галина Уланова, Анна Павлова, Майя Плисецкая
Учитель: Конечно ребята, посмотреть балет в нашем городе пока не представляется возможным, ведь для этого нужно и специальное здание – театр оперы и балета и профессиональные исполнители. Но всё – таки маленький фрагмент классического танца нам сейчас исполнит ученица 4 кл. Демченко Виктория.
Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. Я хочу, чтобы мы с вами закрепили новую тему.
Итак: С каким жанром музыки мы с вами сегодня познакомились.
Слайд № 20
Дети отвечают
Слайд № 21
Учитель: Хочется пожелать вам ребята, чтобы вы хоть раз в жизни побывали в балете и воочию соприкоснулись величайшем совершенствам классического танца.
Итог урока, д/з стр. 95-97