Просмотр содержимого документа
««Героические образы в искусстве»»
5 класс, III четверть, 4 урок.
Тема: «Героические образы в искусстве»
Цель урока:показать, как разные виды искусства – поэзия, музыка и живопись – разными путями идут к созданию героических образов.
• Образовательная:Формирование у учащихся теоретического знания о связи музыкального и изобразительного искусств;
• Развивающие:Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;
• Воспитательные:Воспитание музыкальной "слушательской" культуры через просмотр произведений изобразительного искусства.
Тип урока:комбинированный.
Межпредметные связи урока:музыка, изобразительное искусство, история, литература.
Методы:
• Общенаучные:методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.
• Специально-педагогические методы:объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответственных тем в 6, 7, 8 классах.
Музыкальный материал:
• Марш Преображенского полка
• С.С. Прокофьев. «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»
• А.П. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская»
• Л. Бетховен. Увертюра «Кориолан»
• Песня «Скачут кони». Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова
Оборудование:фортепиано, компакт-диск, мультимедийный проектор, музыкальный центр, компьютер.
Ход урока
Слайд № 1 (Тема урока)
Вход под музыку Марш Преображенского полка
(главный военный марш России)
Эпиграфом к уроку взяты слова французского писателя 19 века Оноре де Бальзака:
«На музыкальном языке живописать – значит
звуками будить в нашем сердце те или иные
воспоминания, а в нашем уме те или иные
образы».
I. Введение в тему урока.
?? – Ребята, кому знакомо только что прозвучавшее произведение?
– Это Преображенский марш. Созданные Петром I Преображенский и Семёновский полки стойко сражались в Северную войну (1700–1721). Они не раз на деле доказывали свою преданность престолу и Родине. При преемниках Петра эти полки стали именоваться гвардейскими. Гвардейцы считались воинами лучшими из лучших.
Поэтому неудивительно, что марш гвардейского Преображенского полка обрёл в русской армии большую популярность. Мы не знаем точно, где и кем он был создан, известно лишь, что произошло в эпоху Петра Великого. Военные марши с этого времени стали неотъемлемой частью существования русской армии. Марши воодушевляли войско, сплачивали воинов перед лицом врага, придавали бодрости солдатам. Под звуки марша устремлялись в штыковую атаку, марши исполнялись на парадах и торжественных церемониях.
Каждый полк гордился своим маршем, но особую известность приобрел марш Преображенского полка, который стал главным военным маршем России.
Сегодня на уроке мы поговорим о героических образах в искусстве.
?? – Скажите, пожалуйста, какие произведения, ранее звучавшие на уроках, напомнил вам этот марш?(… «Марш Буденного»)
Исполнение фрагмента песни Дм. Покрасс «Марш Буденного».
II. Слушание и анализ музыкальных произведений.
1. Знакомство с кантатой С. Прокофьева «Александр Невский».
Послушайте хор «Вставайте, люди русские» и рассмотрите работы русских живописцев Павла Корина и Ильи Глазунова.
Слайд № 2 (Портрет С. Прокофьева под музыку
«Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»)
Слайд № 3-7 (репродукции картин И. Глазунова «Два князя» и
П. Корина «Александр Невский»)
?? – Скажите, ребята, соответствуют ли картины музыке, и наоборот?(Размышления детей о прослушанной музыке и увиденных картинах…)
Информация для учителя.
В картинах, как и в музыке тоже отражена героика прошлого нашей Родины. В картине И. Глазунова старший (возможно, отец) указывает младшему (вероятно, сыну) на далёкий огонь и дым пожарищ, что на противоположном берегу реки. Туда же смотрит юный князь, не по-детски встревожено. Мрачен пейзаж: серая гладь реки, застывшей в грозовых облаках. Можно ли сомневаться в том, что старший «князь-богатырь» учит молодого любить и защищать родную землю?
Обратить внимание ребят на то, что у человека есть не только внутренний слух (способность услышать «мысленно: «внутри себя» то, что на самом деле не звучит), но и внутренне зрение (способность увидеть «мысленно», «внутри себя» то, чего нет на самом деле перед глазами»).
Обсуждение Хора «Вставайте, люди русские» С. Прокофьева: Это открытый, активный, действенный зов к защите родной земли, какого и у Корина нет, хотя его триптих создавался уже в годы войны, а кантата Прокофьева только еще в предчувствии этой войны. Но сила этой песни под стать силе изображенных Кориным русских людей.
Это – знаменитый триптих, то есть картина, состоящая из трех частей – самостоятельных, в то же время образующих единое целое. Общее название триптиха «Александр Невский»: левая часть – «Северная баллада», центр – «Александр Невский», правая часть – «Старинный сказ».
Внешние сюжетные стороны картины абсолютно ясны: великий русский полководец и русские люди. В центре сам Александр Невский – на фоне реки Волхова. На том берегу – Новгород со знаменитым Софийским собором. В «Северной балладе» – русский крестьянин с вытянутой вперед рукой, словно преграждая дорогу врагу, рядом – русская женщина с выражением непреклонной воли на прекрасном лице. Вокруг – суровая северная природа. В «Старинном сказе» — сказительница, сказитель, готовые запечатлеть в своих песнях-сказах величие и трагизм событий той поры, и «ушкуйник» – не то разбойник, не то богатырь. А кругом – та же суровая русская природа.
Но как бы детально не описывали мы полотна, составляющие триптих Корина, все это будет лишь описанием их внешней стороны. А попробуем заглянуть в их сердцевину, во внутреннюю их сущность.
Центральное полотно триптиха – самого Александра Невского – Корин писал в 1942 году. Боковые полотна он заканчивал в 1943 году. И когда писал эту свою монументальную, поразительную по силе и мастерству вещь, говорил, что хочет воплотить в ней «непокорный дух русского народа». И неудивительно, что коринский триптих встал в ряд сильнейших произведений русского искусства, отразивших эпоху Великой Отечественной войны.
?? – Ребята, когда совершал свои подвиги Александр Невский?(Начало XIIIвека –в 1220 и 1222 годах)
?? – События какой эпохи вызвали к жизни этотворение Корина?(События 40-х годов XX, а не XIIIвека.)
– Видите, как в искусстве сложно и интересно получается: сюжет, внешняя фабула произведения заимствованы из событий XIII века, а само произведение всем своим духом связано с XX веком.
– Вот на это вы обратите свое внимание. Учитесь в искусстве (не только в живописи, конечно) отличать внешний сюжет от внутренней идеи. Они, разумеется, всегда неразрывно связаны, разделить их невозможно, но и отождествлять их тоже нельзя. Сюжет в большой мере определяет внешнюю форму произведения, а идея – это уже его внутреннее содержание, общий его итог.
Информация для учителя.
Так обстоит дело с «Александром Невским» Корина. Есть еще два выдающихся произведения искусства советского периода, посвященных той же теме и носящих то же название: «Александр Невский» – кинофильм Сергея Эйзенштейна и «Александр Невский» – кантата для солистки, хора и большого симфонического оркестра Сергея Прокофьева.
Эти два гениальных советских мастера создали свои произведения в ту пору, когда гитлеровский фашизм уже начал свое варварское вторжение в страны Европы, и угроза фашистского нашествия нависла над всем миром. Фильм был создан в 1938 году; кантата – в 1939-м. Они прозвучали как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу Родину.
И, наконец, так же, как о полотнах Корина, я спрошу вас о кантате Прокофьева: вы чувствуете, как в сюжетной оболочке начала XIII века кантата эта рождена дыханием нашей эпохи? И здесь уже совсем поразительно получилось: песню, характеризующую воинов Александра Невского, пели наши, советские солдаты, шедшие на бой с гитлеровскими фашистами. И чуть не ежедневно мощные репродукторы по всей стране несли призывные звуки этой прокофьевской песни: «Вставайте, люди русские! На смертный бой, на правый бой!», перекликаясь с другой могучей песней, созданной в первые дни после начала войны поэтом Лебедевым-Кумачом и композитором Александром Васильевичем Александровым: «Идет война народная, священная война!»
И все три великих советских художника (И. Глазунов, П. Корин, В. Васнецов) рассказывая нам о Древней Руси, будут будить в нашем воображении недавние события Великой Отечественной войны.
?? – Есть ли что-нибудь общее между музыкой С.С. Прокофьева и музыкой А.П. Бородина?(Напомнить фрагмент Богатырской симфонии – его слушали на предыдущем уроке)
?? – Выберите те эпитеты, которые, по-вашему, характеризуют эту музыку.Каких героев, и какие события помогает она нам увидеть? (…)
Слайд № 10 (Портрет Л. Бетховена,
слушание фрагмента увертюры «Кориолан»)
?? – Сравните главные интонации Симфонии № 2 А. П. Бородина и увертюры «Кориолан» Л. Бетховена. Есть ли между ними что-нибудь общее? (…)
III. Исполнение песни «Скачут кони» Я. Дубравина, сл. В. Суслова.
– Песня, которую мы сегодня доучим до конца, тоже посвящена героям, достойных звания богатыря. Это песня «Скачут кони», в которую композитор вставил фрагменты песен Гражданской войны.
?? – Какие это песни?(«Полюшко», «Песня о тачанке» и «Марш Буденного»)
1. Обсуждение и исполнение песни «Полюшко» Л. Книппер.
?? – Кого изображает музыка в этой песне?(Конница, слышен цокот копыт)
?? – Какими красноармейцы представляются вам?(Мужественные, строгие, израненные, но бодрые, стойкие, прямо и крепко сидят в седле…)
– Давайте сейчас сделаем так:
Мальчики –изображают конницу (1 и 2 ряд будет отстукивать ритм (или шаги конницы) костяшками пальцев, а 3 и 4 ряд – делает ладонью хлопки при скрепленных пальцах.
Девочки – поют песню.
Слайд № 11 и 12
(М. Б. Греков. «Тачанка» и «Трубачи Первой Конной»)
2. Обсуждение и исполнение «Песни о тачанке» К. Листова.
?? –Что вы представляете, слушая «Песню о тачанке» К. Листова? (Гражданская война…)
?? – Скажите, что такое тачанка? (…)
?? –Что вы «увидели» в музыке?
?? –Сравните с репродукцией М. Грекова «Тачанка».
?? –Как вы думаете, что подтолкнуло авторов (композитора и художника) к созданию своих произведений?
?? –Как вы считаете, художник М. Б. Греков любил музыку?
Вот послушайте...
Шарапаевка. Хутор убогий.
Слепого оконца овал.
Мальчишка глядел на дорогу
И все лошадей рисовал.
Прошел в академию с блеском,
Но местом своим рисковал
И вместо сюжетов библейских
Опять лошадей рисовал.
А в армии царской, бывало,
Закажет портрет генерал,
Он не рисовал генерала,
Он лошадь его рисовал.
Тачанка в сраженье летела,
Он мчался сквозь огненный шквал,
Он бился за правое дело,
А после коней рисовал.
Отряд с головою поникшей
У свежей могилы стоял.
Рыдал баталист над мальчишкой
И лошадь его рисовал.
И даже когда обессилел,
Качнулся и наземь упал,
То видел, как на небе синем
Закат лошадей рисовал.
Так, в несколько строк, поэтесса Елена Нестерова уложила всю биографию Митрофана Борисовича Грекова. Почти во всех картинах художника, во всех его зарисовках – лошади. Он любил их с детства.
В феврале 1925 года картина «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» появилась на выставке. М. Б. Греков стал членом Академии художников, получил деньги и купил...
– Как вы думаете, что? – Пианино.
– Музыка нужна, Тоня, – сказал он жене, – не только тебе, но и мне. Она помогает творить.
И в скромном маленьком домике на улице Песчаной в Новочеркасске, где ныне находится Дом-музей М.Б. Грекова, зазвучала, с утра и до темна, музыка: прелюдии Шопена, напевы Грига, сонаты Бетховена, мелодии Бородина...
?? – Почему художник просил жену играть ему классическую музыку?(Во все времена классическая музыка давала художникам пищу для творчества, успокаивала и одновременно возбуждала воображение, питала фантазию и рождала художественные образы.)
Беседа по картине М. Грекова «Трубачи Первой Конной».
?? – Можете ли вы сказать, что это звучащая картина? Почему вы так решили? Какую музыку вы слышите?(Полотно звучит громко, победно, ликующе. Картина словно сверкает звуками. Усердно дует музыкант в огромную трубу бас-геликон. Его громовые раскаты слышны на всю степь, по которой идет конный отряд буденовцев. Заливисто голосят другие трубы, блистающие на солнце огненной медью. Ликующе в такт музыке развевается алое знамя, подчеркивая мажорность звучания картины.)
?? – Почему художник расположил самые большие инструменты впереди, хотя обычно они находятся в задних рядах духового оркестра?
(Греков хотел воплотить на живописном полотне образ сильной, несокрушимой армии, какой в те годы считалась Первая Конная, созданная во время гражданской войны С. М. Буденным, ставшим ее командующим. И, конечно, могучие трубы помогли ему в этом.)
?? – Какая музыка звучит с полотна? Чем отличаются ее музыкальные краски?
3. Обсуждение и исполнение песни Дм. Покрасс «Марш Буденного».
– Какую музыку вы услышали в картине?
ДмитрийПокрасс был бойцом Первой Конной, ему было всего 20 лет. По заданию С. М. Буденного он написал знаменитый марш. Шел 1920 год.
?? – Соответствует ли музыкальный язык словам песни?(…)
Исполнение песни «Скачут кони» целиком.
IV. Итог урока.
1. И художники, и композиторы, и поэты в своем творчестве обращаются к теме защиты Отечества. Разные виды искусства – музыка и живопись – по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание и обогащают наше представление об эпохе гражданской войны и защитниках Отечества.
?? – Скажите, с помощью, каких средств музыкальной выразительности показана героическая тема в произведениях, прозвучавших сегодня на уроке? (Настроение, темп, динамика, характер звуковедения, состав исполнителей …)