kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Героические образы в искусстве»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - показать как разные виды искусства - поэзия, музыка и живопись - разными путями идут к созданию героических образов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Героические образы в искусстве»»

5 класс, III четверть, 4 урок.

Тема: «Героические образы в искусстве»


Цель урока: показать, как разные виды искусства – поэзия, музыка и живопись – разными путями идут к созданию героических образов.

Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о связи музыкального и изобразительного искусств;

Развивающие: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;

Воспитательные: Воспитание музыкальной "слушательской" культуры через просмотр произведений изобразительного искусства.


Тип урока: комбинированный.


Межпредметные связи урока: музыка, изобразительное искусство, история, литература.


Методы:

Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.

Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответственных тем в 6, 7, 8 классах.


Музыкальный материал:

• Марш Преображенского полка

• С.С. Прокофьев. «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»

• А.П. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская»

• Л. Бетховен. Увертюра «Кориолан»

• Песня «Скачут кони». Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова

• Песня «Служить России»


Репродукции картин:

• И. Глазунов. «Два князя»

• П. Корин. Триптих «Александр Невский»

• В. Васнецов. «Богатыри»

• М. Греков. «Тачанка»

• М. Греков. «Трубачи Первой Конной»


Портреты:

• С.С. Прокофьев

• А.П. Бородин

• Л. Бетховен

Фото:

• Водружение флага над Рейхстагом

• Парад на Красной площади


Программное обеспечение: компьютерная презентация Приложение 1.


Оборудование: фортепиано, компакт-диск, мультимедийный проектор, музыкальный центр, компьютер.


Ход урока


Слайд № 1 (Тема урока)

Вход под музыку Марш Преображенского полка

(главный военный марш России)


Эпиграфом к уроку взяты слова французского писателя 19 века Оноре де Бальзака:

«На музыкальном языке живописать – значит

звуками будить в нашем сердце те или иные

воспоминания, а в нашем уме те или иные

образы».


I. Введение в тему урока.

?? Ребята, кому знакомо только что прозвучавшее произведение?

– Это Преображенский марш. Созданные Петром I Преображенский и Семёновский полки стойко сражались в Северную войну (1700–1721). Они не раз на деле доказывали свою преданность престолу и Родине. При преемниках Петра эти полки стали именоваться гвардейскими. Гвардейцы считались воинами лучшими из лучших.

Поэтому неудивительно, что марш гвардейского Преображенского полка обрёл в русской армии большую популярность. Мы не знаем точно, где и кем он был создан, известно лишь, что произошло в эпоху Петра Великого. Военные марши с этого времени стали неотъемлемой частью существования русской армии. Марши воодушевляли войско, сплачивали воинов перед лицом врага, придавали бодрости солдатам. Под звуки марша устремлялись в штыковую атаку, марши исполнялись на парадах и торжественных церемониях.

Каждый полк гордился своим маршем, но особую известность приобрел марш Преображенского полка, который стал главным военным маршем России.

Сегодня на уроке мы поговорим о героических образах в искусстве.


?? Скажите, пожалуйста, какие произведения, ранее звучавшие на уроках, напомнил вам этот марш? (… «Марш Буденного»)

Исполнение фрагмента песни Дм. Покрасс «Марш Буденного».


II. Слушание и анализ музыкальных произведений.

1. Знакомство с кантатой С. Прокофьева «Александр Невский».

Послушайте хор «Вставайте, люди русские» и рассмотрите работы русских живописцев Павла Корина и Ильи Глазунова.


Слайд № 2 (Портрет С. Прокофьева под музыку

«Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»)


Слайд № 3-7 (репродукции картин И. Глазунова «Два князя» и

П. Корина «Александр Невский»)


?? Скажите, ребята, соответствуют ли картины музыке, и наоборот? (Размышления детей о прослушанной музыке и увиденных картинах…)


Информация для учителя.

В картинах, как и в музыке тоже отражена героика прошлого нашей Родины. В картине И. Глазунова старший (возможно, отец) указывает младшему (вероятно, сыну) на далёкий огонь и дым пожарищ, что на противоположном берегу реки. Туда же смотрит юный князь, не по-детски встревожено. Мрачен пейзаж: серая гладь реки, застывшей в грозовых облаках. Можно ли сомневаться в том, что старший «князь-богатырь» учит молодого любить и защищать родную землю?

Обратить внимание ребят на то, что у человека есть не только внутренний слух (способность услышать «мысленно: «внутри себя» то, что на самом деле не звучит), но и внутренне зрение (способность увидеть «мысленно», «внутри себя» то, чего нет на самом деле перед глазами»).

Обсуждение Хора «Вставайте, люди русские» С. Прокофьева: Это открытый, активный, действенный зов к защите родной земли, какого и у Корина нет, хотя его триптих создавался уже в годы войны, а кантата Прокофьева только еще в предчувствии этой войны. Но сила этой песни под стать силе изображенных Кориным русских людей.

Это – знаменитый триптих, то есть картина, состоящая из трех частей – самостоятельных, в то же время образующих единое целое. Общее название триптиха «Александр Невский»: левая часть – «Северная баллада», центр – «Александр Невский», правая часть – «Старинный сказ».

Внешние сюжетные стороны картины абсолютно ясны: великий русский полководец и русские люди. В центре сам Александр Невский – на фоне реки Волхова. На том берегу – Новгород со знаменитым Софийским собором. В «Северной балладе» – русский крестьянин с вытянутой вперед рукой, словно преграждая дорогу врагу, рядом – русская женщина с выражением непреклонной воли на прекрасном лице. Вокруг – суровая северная природа. В «Старинном сказе» — сказительница, сказитель, готовые запечатлеть в своих песнях-сказах величие и трагизм событий той поры, и «ушкуйник» – не то разбойник, не то богатырь. А кругом – та же суровая русская природа.

Но как бы детально не описывали мы полотна, составляющие триптих Корина, все это будет лишь описанием их внешней стороны. А попробуем заглянуть в их сердцевину, во внутреннюю их сущность.

Центральное полотно триптиха – самого Александра Невского – Корин писал в 1942 году. Боковые полотна он заканчивал в 1943 году. И когда писал эту свою монументальную, поразительную по силе и мастерству вещь, говорил, что хочет воплотить в ней «непокорный дух русского народа». И неудивительно, что коринский триптих встал в ряд сильнейших произведений русского искусства, отразивших эпоху Великой Отечественной войны.


?? Ребята, когда совершал свои подвиги Александр Невский? (Начало XIII века в 1220 и 1222 годах)

?? – События какой эпохи вызвали к жизни это творение Корина? (События 40-х годов XX, а не XIII века.)


– Видите, как в искусстве сложно и интересно получается: сюжет, внешняя фабула произведения заимствованы из событий XIII века, а само произведение всем своим духом связано с XX веком.


Вот на это вы обратите свое внимание. Учитесь в искусстве (не только в живописи, конечно) отличать внешний сюжет от внутренней идеи. Они, разумеется, всегда неразрывно связаны, разделить их невозможно, но и отождествлять их тоже нельзя. Сюжет в большой мере определяет внешнюю форму произведения, а идея – это уже его внутреннее содержание, общий его итог.


Информация для учителя.

Так обстоит дело с «Александром Невским» Корина. Есть еще два выдающихся произведения искусства советского периода, посвященных той же теме и носящих то же название: «Александр Невский» – кинофильм Сергея Эйзенштейна и «Александр Невский» – кантата для солистки, хора и большого симфонического оркестра Сергея Прокофьева.

Эти два гениальных советских мастера создали свои произведения в ту пору, когда гитлеровский фашизм уже начал свое варварское вторжение в страны Европы, и угроза фашистского нашествия нависла над всем миром. Фильм был создан в 1938 году; кантата – в 1939-м. Они прозвучали как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу Родину.

И, наконец, так же, как о полотнах Корина, я спрошу вас о кантате Прокофьева: вы чувствуете, как в сюжетной оболочке начала XIII века кантата эта рождена дыханием нашей эпохи? И здесь уже совсем поразительно получилось: песню, характеризующую воинов Александра Невского, пели наши, советские солдаты, шедшие на бой с гитлеровскими фашистами. И чуть не ежедневно мощные репродукторы по всей стране несли призывные звуки этой прокофьевской песни: «Вставайте, люди русские! На смертный бой, на правый бой!», перекликаясь с другой могучей песней, созданной в первые дни после начала войны поэтом Лебедевым-Кумачом и композитором Александром Васильевичем Александровым: «Идет война народная, священная война!»

И все три великих советских художника (И. Глазунов, П. Корин, В. Васнецов) рассказывая нам о Древней Руси, будут будить в нашем воображении недавние события Великой Отечественной войны.


?? Есть ли что-нибудь общее между музыкой С.С. Прокофьева и музыкой А.П. Бородина? (Напомнить фрагмент Богатырской симфонии – его слушали на предыдущем уроке)


Слайд № 8 (Портрет А.П. Бородина, звучание «Богатырской симфонии»)


Слайд № 9 (В. Васнецов. «Богатыри»)

– Ответы детей …


2. Слушание фрагмента Увертюры «Кориолан» Л. Бетховена.

– Я не буду ничего говорить об этом произведении. Попробуйте охарактеризовать музыку Л. Бетховена.

На доске перечислены эпитеты: мощная, мужественная, могучая, богатырская, героическая, бурная, нежная, грозная.

?? – Выберите те эпитеты, которые, по-вашему, характеризуют эту музыку. Каких героев, и какие события помогает она нам увидеть? (…)


Слайд № 10 (Портрет Л. Бетховена,

слушание фрагмента увертюры «Кориолан»)


??Сравните главные интонации Симфонии № 2 А. П. Бородина и увертюры «Кориолан» Л. Бетховена. Есть ли между ними что-нибудь общее? (…)


III. Исполнение песни «Скачут кони» Я. Дубравина, сл. В. Суслова.

– Песня, которую мы сегодня доучим до конца, тоже посвящена героям, достойных звания богатыря. Это песня «Скачут кони», в которую композитор вставил фрагменты песен Гражданской войны.

??Какие это песни? («Полюшко», «Песня о тачанке» и «Марш Буденного»)


1. Обсуждение и исполнение песни «Полюшко» Л. Книппер.

?? – Кого изображает музыка в этой песне? (Конница, слышен цокот копыт)

?? – Какими красноармейцы представляются вам? ужественные, строгие, израненные, но бодрые, стойкие, прямо и крепко сидят в седле…)

– Давайте сейчас сделаем так:

Мальчики изображают конницу (1 и 2 ряд будет отстукивать ритм (или шаги конницы) костяшками пальцев, а 3 и 4 ряд – делает ладонью хлопки при скрепленных пальцах.

Девочки поют песню.

Слайд № 11 и 12

(М. Б. Греков. «Тачанка» и «Трубачи Первой Конной»)


2. Обсуждение и исполнение «Песни о тачанке» К. Листова.

?? Что вы представляете, слушая «Песню о тачанке» К. Листова? (Гражданская война…)

?? – Скажите, что такое тачанка? (…)

?? Что вы «увидели» в музыке?

?? Сравните с репродукцией М. Грекова «Тачанка».

?? Как вы думаете, что подтолкнуло авторов (композитора и художника) к созданию своих произведений?

?? Как вы считаете, художник М. Б. Греков любил музыку?

Вот послушайте...


Шарапаевка. Хутор убогий.

Слепого оконца овал.

Мальчишка глядел на дорогу

И все лошадей рисовал.

Прошел в академию с блеском,

Но местом своим рисковал

И вместо сюжетов библейских

Опять лошадей рисовал.

А в армии царской, бывало,

Закажет портрет генерал,

Он не рисовал генерала,

Он лошадь его рисовал.

Тачанка в сраженье летела,

Он мчался сквозь огненный шквал,

Он бился за правое дело,

А после коней рисовал.

Отряд с головою поникшей

У свежей могилы стоял.

Рыдал баталист над мальчишкой

И лошадь его рисовал.

И даже когда обессилел,

Качнулся и наземь упал,

То видел, как на небе синем

Закат лошадей рисовал.


Так, в несколько строк, поэтесса Елена Нестерова уложила всю биографию Митрофана Борисовича Грекова. Почти во всех картинах художника, во всех его зарисовках – лошади. Он любил их с детства.

В феврале 1925 года картина «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» появилась на выставке. М. Б. Греков стал членом Академии художников, получил деньги и купил...

– Как вы думаете, что? – Пианино.

– Музыка нужна, Тоня, – сказал он жене, – не только тебе, но и мне. Она помогает творить.

И в скромном маленьком домике на улице Песчаной в Новочеркасске, где ныне находится Дом-музей М.Б. Грекова, зазвучала, с утра и до темна, музыка: прелюдии Шопена, напевы Грига, сонаты Бетховена, мелодии Бородина...


?? Почему художник просил жену играть ему классическую музыку? (Во все времена классическая музыка давала художникам пищу для творчества, успокаивала и одновременно возбуждала воображение, питала фантазию и рождала художественные образы.)


Беседа по картине М. Грекова «Трубачи Первой Конной».

?? Можете ли вы сказать, что это звучащая картина? Почему вы так решили? Какую музыку вы слышите? (Полотно звучит громко, победно, ликующе. Картина словно сверкает звуками. Усердно дует музыкант в огромную трубу бас-геликон. Его громовые раскаты слышны на всю степь, по которой идет конный отряд буденовцев. Заливисто голосят другие трубы, блистающие на солнце огненной медью. Ликующе в такт музыке развевается алое знамя, подчеркивая мажорность звучания картины.)

?? Почему художник расположил самые большие инструменты впереди, хотя обычно они находятся в задних рядах духового оркестра?

(Греков хотел воплотить на живописном полотне образ сильной, несокрушимой армии, какой в те годы считалась Первая Конная, созданная во время гражданской войны С. М. Буденным, ставшим ее командующим. И, конечно, могучие трубы помогли ему в этом.)

?? Какая музыка звучит с полотна? Чем отличаются ее музыкальные краски?


3. Обсуждение и исполнение песни Дм. Покрасс «Марш Буденного».

Какую музыку вы услышали в картине?

Дмитрий Покрасс был бойцом Первой Конной, ему было всего 20 лет. По заданию С. М. Буденного он написал знаменитый марш. Шел 1920 год.

?? Соответствует ли музыкальный язык словам песни? (…)


Исполнение песни «Скачут кони» целиком.


IV. Итог урока.

1. И художники, и композиторы, и поэты в своем творчестве обращаются к теме защиты Отечества. Разные виды искусства – музыка и живопись – по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание и обогащают наше представление об эпохе гражданской войны и защитниках Отечества.

?? Скажите, с помощью, каких средств музыкальной выразительности показана героическая тема в произведениях, прозвучавших сегодня на уроке? (Настроение, темп, динамика, характер звуковедения, состав исполнителей …)

2. В заключение урока давайте, исполним современную песню защитников Отечества «Служить России».


Исполнение песни «Служить России».

Слайды № 13-19


3. Домашнее задание: Записать в тетради названия произведений, которые были использованы на уроке.


Слайд № 20 (Перечень произведений)

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Героические образы в искусстве»

Автор: Исакова Марина Александровна

Дата: 13.10.2023

Номер свидетельства: 637978

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Героические образы в искусстве "
    ["seo_title"] => string(35) "gieroichieskiie-obrazy-v-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "167021"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423038417"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока музыки "Образ защитника Отечества в искусстве. Диалог поколений""
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-muzyki-obraz-zashchitnika-otiechiestva-v-iskusstvie-dialogh-pokolienii"
    ["file_id"] => string(6) "287437"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454490921"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Презентация к уроку на тему: Творчество представителей прогрессивного реалистического искусства""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_na_temu_tvorchestvo_predstavitelei_progressivnogo_realisti"
    ["file_id"] => string(6) "477015"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1535968829"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Героические образы в музыке и жизни"
    ["seo_title"] => string(36) "gieroichieskiieobrazyvmuzykieizhizni"
    ["file_id"] => string(6) "272457"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451988875"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок музыки в 7 классе "Героические образы в музыке" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-muzyki-v-7-klassie-gieroichieskiie-obrazy-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "202080"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429179667"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства