«Формирование навыка певческой дикции в младшем хоре».
«Формирование навыка певческой дикции в младшем хоре».
Педагог: Здравствуйте, ребята! Начинаем урок по учебному предмету «Хор». Тема нашего урока «Формирование навыка певческой дикции в младшем хоре». Цель урока – «Решение дикционных проблем на разных этапах урока в младшем хоре.»
Сегодня на уроке мы с вами поработаем над такой важной частью вокального искусства как дикция. Мы с вами принимаем участие в концертах. Скажите пожалуйста, как нужно петь, чтобы зрители понимали и слышали, когда мы поём на сцене?
Ответ: Громко, чётко.
Педагог: Хорошо! А каким словом более профессиональным мы с вами назовём чёткость воспроизведения песни?
Ответ: Дикция!
Педадгог: Правильно! Молодцы! Какие органы нашего тела позволяют нам воспроизводить звуки?
Ответ: Язык, губы, зубы, нёбо.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование навыка певческой дикции в младшем хоре».»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Унечская детская школа искусств»
Открытый урок с хором 2-х классов
«Формирование навыка певческой дикции в младшем хоре».
Подготовила
преподаватель высшей квалификационной категории
Зубрицкая О.Н.
2021г.
Слайд№1
Тема урока: «Формирование навыка певческой дикции в младшем хоре».
Слайд№2
Цель урока: Решение дикционных проблем на разных этапах урока в младшем хоре.
Задачи:
Обучающие: обучение чёткому произношению в упражнениях и скороговорках.
Развивающие: развитие навыковпевческой артикуляции и четкой дикции, речевого слуха, дыхания.
Воспитательные: воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду; воспитание осознанного подхода к обучению, речевой культуры.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: коллективная (групповая).
Методы обучения: наглядный (слуховой и зрительный);словесный (обсуждение характера музыки, словесная оценка исполнения); объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми); практический (упражнения и задания).
Методы вокальной педагогики: фонетический; показа и подражания; вокальные упражнения.
Методические приёмы:слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;вокализация песен на слог и сольфеджио.
Оборудование для организации занятия: фортепиано; стулья; ноутбук; наглядный материал; нотный материал.
Музыкальный материал: Муз. Е.Филипповой, сл. В. Бредиса «Хочу всё знать»; Муз. и сл. С. Красина «Первоклассники»; Бел. н.п. «Сел комарик на дубочек».
Слайд№3
Ход занятия.
I.Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, ребята! Начинаем урок по учебному предмету «Хор». Тема нашего урока «Формирование навыка певческой дикции в младшем хоре». Цель урока – «Решение дикционных проблем на разных этапах урока в младшем хоре.»
Сегодня на уроке мы с вами поработаем над такой важной частью вокального искусства как дикция. Мы с вами принимаем участие в концертах. Скажите пожалуйста, как нужно петь, чтобы зрители понимали и слышали, когда мы поём на сцене?
Ответ: Громко, чётко.
Педагог: Хорошо! А каким словом более профессиональным мы с вами назовём чёткость воспроизведения песни?
Ответ: Дикция!
Педадгог: Правильно! Молодцы! Какие органы нашего тела позволяют нам воспроизводить звуки?
Ответ: Язык, губы, зубы, нёбо.
Педагог: С помощью горла мы формируем в гортани гласные. Совокупность работы этих органов называется сложным словом «Артикуляция». Давайте все вместе повторим это слово.
Дикция – это чёткое произношение слов, которое достигается с помощью правильной артикуляции. Артикуляция, в свою очередь, зависит от степени тренированности губ, языка и мышц, которые работают при разговоре. Хорошая и правильная дикция – залог любого публичного выступления.
Слайд№4
Педагог: Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. Рассмотрим упражнение на развитие певческого дыхания. Певческое дыхание требует постепенного развития, систематической тренировки.
Руки в локтях согнуты, вдох через нос-сжим;
Выдох через рот на звук «Ф»-разжим. Повторить 8раз. (3 подхода).
Педагог:Пользоваться носовым дыханием полезно для сохранения здоровья и предупреждения расстройства голоса. В пении мы пользуемся диафрагмальным дыханием, при котором активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Каким должен быть вдох в пении? Ответ: Беззвучным, активным, глубоким, с ощущением «полузевка».
Педагог: Что происходит в момент «зевка»? Ответ: Поднимается «мягкое нёбо». Педагог:Ребята, почувствуйте, как поднимается мягкое нёбо в упражнении «Беззвучный крик» на слова «Ау! Мама!». Сосредоточьте внимание на диафрагме! Чем сильнее воображаемый крик, тем ощутимее тяжесть в диафрагме.
Обучающиеся тренируют навык вдоха.
Педагог: Сейчас мы все вместе сделаем несколько упражнений из
«Уточка»- губы вытянуть вперёд и растянуть (6 раз).
«Колодец» - вытянуть губы вперёд, рот как на «О» и растянуть (6 раз).
«Капуста» - покусать губы и язык.
Упражнение на развитие дикции.
П! Пь!П!Пь!П!Пь!
Т!Ть!Т!Ть!Т!Ть!
К!Кь!К!Кь!К!Кь!
Слайд№5
Распевание.
Педагог: Ребята! Сегодня наши распевки будут связаны с дикцией.
1.«Ёлочки – сосёночки колючие, зелёные» - на одгом звуке по полутонам вверх.
2.«Дробью по перепелам да по тетеревам»- на 2 звуках.
Педагог: Для того,чтобы пение было красивым и правильным, необходимо округленно и мягко исполнять, тянуть все гласные звуки и следить за их ровностью.
3.«Ми-е-я-ё-ю»-на одном звуке на плавность, чтобы губы отдохнули.
4.«Робин Бобин Барабек скушал сорок человек и корову, и быка, и смешного мясника» - (до1-до2 вверх и вниз с удвоением ступеней).
5.«У боярина бобра нет богатства, нет добра. Два бобрёнка у бобра-лучше всякого добра» - двухголосная распевка в терцию.
6.Гамма До мажора 3 вида: staccato, legato, marcato(штрихи). Педагог объясняет, что есть такая сказка «Буратино», в ней главные герои персонажи: Мальвина- поём legato, плавно, протяжно; Буратино-поём staccato, как сам герой,отрывисто; Карабас-Барабас- marcato, подчёркивая каждый звук-он ходит тяжёлым, важным шагом.
Слайд№6
II.1.Муз. Е.Филипповой, сл. В. Бредиса «Хочу всё знать».
-проанализировать текст;
-найти сложные слова;
-главные слова выделить и в пении;
-разделиться и петь по одному человеку по строчке, а припев все вместе.
«Видим мы вокруг» - сам слог «во» петь как «ва», а окончание прибирать (за счёт нюанса диминуэндо). следить за гласными в песне-протягивать, окончания легче.
Итог: выразительное исполнение песни в характере с учётом замечаний.
Слайд№7
II.2. Работа над вторым знакомым произведением муз. и сл. С. Красина «Первоклассники».
проверка домашнего задания (выборочно).
-работа 3 куплетом и припевом.
-пропевание нотных партий по голосам; чёткое проговаривание в ритме и темпе слов в припеве; пение со словами, обращая внимание на дыхание, единое звукообразование, чистоту интонации, характер песни.
-добиться от хора хорошей техники произношения слов, отталкиваясь от того,что дикция-это средство выразительности.
Итог: Выразительное исполнение песни с солистом.
Слайд№8
III.3. Бел. н.п. «Сел комарик на дубочек»-концертное исполнение ранее выученной песни.
Педагог: Исполнение этого произведения требует решения следующих задач : - правильная передача художественного образа; фразировка и нюансы в соответствии с замыслом; логические ударения; кульминация. Обучающиеся исполняют песню.
Слайд№9
IV. Итог урока -рефлексия, домашнее задание, оценки.
Педагог: Итальянский вокальный педагог, певец, профессор Московской консерватории Умберто Мазетти сказал: «Пение должно быть не мучением, а радостным физическим и творческим процессом». Сегодня вы работали на уроке активно, с интересом.